search
main
Топ 10
Учителя Ульяновской области отметили избыточность конкурсов и тотальную отчетность Абсолютным победителем конкурса педагогического мастерства стал учитель из Северной Осетии Власти Владивостока продлили свободное посещение школ из-за снежного циклона Как повысить зарплату учителя: что думают педагоги о предложениях депутатов Литература для итогового сочинения, рекомендации для подготовки – советы от «Учителя года» Какие олимпиады могут помочь при поступлении в вуз в 2023 году Специалисты Рособрнадзора поделят регионы России по качеству образования  День придумывания новых слов, который отмечают 28 ноября, имеет глубокие корни Поступление в колледж: какие правила будут действовать в 2023 году 70% школьников боятся писать итоговое сочинение из-за нововведений Непогода во Владивостоке сделала посещение школ свободным Минобрнауки Калужской области: в регионе апробация ФГИС «Моя школа» прошла успешно Стали известны победители основных номинаций конкурса «Лучшая школьная столовая» В Москве в выходные пройдет бесплатная выставка «Навигатор поступления» Шесть золотых медалей и четыре серебряных привезли российские школьники с олимпиады по физике в Минске Единые программы по истории подготовят для российских школьников Подготовкой учителей финграмотности займется Министерство финансов Стало известно, кто будет исполнять обязанности ректора РГУ имени Есенина Тверская область приняла эстафету Великой Северной экспедиции В школьных уроках появятся видеоматериалы
0

Сложно, но перспективно. Методическая служба района помогает внедрению ИКТ

Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в новом веке, чтобы подготовить человека к жизни и труду? Выпускнику современной школы предстоит жить в постиндустриальном обществе, где ценятся умения самостоятельно и активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, обеспечить формирование данных умений невозможно.

На помощь учителю сегодня пришли информационные технологии. Применение их на уроках позволяет интенсифицировать процесс обучения, сделать его личностно-ориентированным и индивидуализированным.

Задача методической службы района – мотивировать учителей-предметников использовать ИКТ в своей деятельности. С этой целью мы обобщаем и представляем на заседаниях методических объединений опыт педагогов-новаторов, активно внедряющих в свою работу методы и технологии работы с применением ИКТ, проводим смотры-конкурсы учебных кабинетов.

Так, в 2007 году лучшим был признан кабинет математики школы №112. Его учебно-методическое и техническое оснащение позволяет учителям, работающим в нем, вовлекать детей в активный познавательный и исследовательский процесс, используя мультимедийные учебные курсы.

На уроках получения новых знаний и уроках-лекциях в старших классах хорошо работают программы «Открытая математика» фирмы «Физикон», «Функции и графики» Новосибирского института изучения проблем одаренности детей, мультимедийные приложения к учебникам математики. Для формирования умений, отработки навыков решения задач широко применяются курсы «Школьная программа в ответах и решениях, 7-11 класс», «1С:Репетитор по математике». Незаменимый помощник учителя при проведении лабораторных и практических работ по математике – программный комплекс «Живая геометрия». Этот курс работает на развитие пространственного мышления школьников, позволяет формировать их математическую и геометрическую культуру, развивает логику. При повторении изученного материала и при подготовке детей к итоговой аттестации на уроках используются различные программы-практикумы и тренажеры.

Руководить по-новому

Применение ИКТ в управлении образовательным учреждением – одно из самых перспективных, но и в то же время сложных процессов. Информационные технологии позволяют автоматизировать рутинную работу по сбору и систематизации информации, необходимой для своевременного принятия управленческих решений.

Основные задачи информатизации управления образовательным учреждением:

перевод документооборота учреждения на электронные носители;

автоматизация рабочих мест руководителей школ;

создание и использование баз данных по всем направлениям деятельности школы (оценка качества обучения, учет контингента, материальная база, бухгалтерский учет, кадровые вопросы, методические материалы и так далее);

взаимодействие школы с социумом, родителями, другими образовательными учреждениями и организациями через школьный образовательный сайт, портал.

Для решения всех поставленных задач необходим грамотный подход к техническому решению локальных компьютерных сетей школ. Пока, правда, в нашем районе этот вопрос остается вне компетенции руководителей образовательных учреждений. Поэтому методическая служба выступила организатором работы по обучению специалистов, делегированных школами. В рамках сотрудничества филиала Городского центра развития образования и компании D-Link в районе были проведены обучающие семинары по вопросам формирования локальных сетей школы, для директоров были организованы консультации по планированию технических решений компьютерной сети в каждой отдельной школе.

На сегодняшний день в нашем районе документооборот переведен на электронные носители. Передача и прием информации по e-mail стал доступен во всех школах и ряде дошкольных образовательных учреждений, а также в учреждениях дополнительного образования.

Вопросы квалификации

Сайт образовательного учреждения – мощный инструмент, позволяющий учреждению взаимодействовать с социумом. В условиях перехода к общественно-государственным формам управления он позволяет своевременно информировать всех заинтересованных лиц о результатах работы школы. А в условиях конкуренции позволяет поддерживать имидж учреждения, распространять рекламную информацию о его деятельности. Создавая условия, позволяющие всем школам района иметь собственные интернет-представительства, мы организовали курсы для ответственных в учреждении за ведение сайтов. Еженедельно в филиале ГЦРО ведутся индивидуальные консультации по техническим вопросам поддержания сайта в рабочем состоянии. Сегодня все образовательные учреждения имеют возможность публикации сайтов на сервере ОблЦИТ, но и ранее для всех школ была предоставлена такая возможность на сайте сети Академгородка.

Большая часть процесса информатизации образования лежит на плечах учителя информатики. Поэтому требования к уровню компетенции наших информатиков непомерно высоки. Но как бы парадоксально это ни звучало, повышение квалификации учителя в нашем городе стало его личным делом. Преподаватель, имеющий желание повысить свой профессиональный уровень, вынужден делать это в режиме самообразования. Все структуры, призванные решать задачи обучения учителей, сегодня ориентированы на подготовку учителей-предметников и не занимаются переподготовкой учителей информатики.

Эта проблема вынуждает методическую службу района вести регулярную работу по организации работы с этой категорией педагогов и повышению их квалификации.

Стала традицией ежегодная организация курсов повышения квалификации на базе школ района с привлечением специалистов Новосибирского госуниверситета, Института систем информатики Сибирского отделения Академии наук РФ, ОблЦИТ и силами методической службы района. Каникулярные школы для учителей информатики посвящаются современным вопросам методики преподавания предмета, переходу на профильное обучение, итоговой аттестации в форме ЕГЭ. Методическое объединение учителей информатики района работает в тесном сотрудничестве с Томским университетом систем управления в рамках проекта «Школьный университет». Специалисты этого университета неоднократно проводили семинары в районе по вопросам профильности образования.

Об эффективности сложившейся системы работы можно судить по таким показателям, как участие в олимпиадах по информатике учеников района. За последние три года в районе подготовлены победитель международной олимпиады Саша Юрьев, победители и призеры российских олимпиад Степан Гатилов, Евгений Курбацкий, Илья Калугин. Сохранены традиции школьной информатики, заложенные еще академиком Андреем Ершовым. Олимпиада по информатике остается одной из самых востребованных в районе. Количество желающих участвовать в ней постоянно растет и ограничивается только техническими возможностями школ района. Продолжает работу летняя школа юных программистов, где ученики из Новосибирска и близлежащих регионов повышают свое мастерство в написании программ.

Совместная деятельность

В Советском районе Новосибирска повышение квалификации учителей-предметников осуществляется в рамках реализации проекта «Районный центр информационных технологий», разработанного в 2003 году. Созданы площадки по обучению преподавателей применению ИКТ в учебном процессе на основе знакомства с новыми педагогическими технологиями, интегрированными с информационными. Обучение велось на базе гимназий №№3, 5, 6, лицея №130, школ №61, 121, 162.

Например, в гимназии №3 были организованы занятия 16 групп для начинающих пользователей и 14 групп для «продолжающих». По программе «Intel – обучение для будущего» курсы были организованы на 7 площадках для удобства слушателей.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, так и исходным функциональным состоянием и приспособительной активностью учеников, характером эмоционального фона.

Особенно следует отметить, что само поступление в школу, переход к предметному обучению вызывают дополнительное напряжение функциональных систем организма ребенка и могут привести не только к истощению психоэмоциональных ресурсов, развитию или обострению хронических заболеваний, но к и формированию отклоняющегося поведения как способа снятия перенапряжения, ухода от реальности.

Тем не менее проблемы коррекции нарушений внимания, поведенческих нарушений, снятия избыточного напряжения у ребенка, обучения его методам противодействия стрессу, в том числе информационному, по-прежнему не решены. Одним из путей решения этой проблемы сегодня, когда в большинстве школ существует достаточная материально-техническая база, компьютерные классы, является включение в образовательный процесс современной технологии компьютерного биоуправления, разработанной в ГУ НИИ молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения Российской академии медицинских наук. Эксперименты по ее внедрению в учебный процесс в Советском районе ведутся вот уже около десяти лет. В проекте участвуют гимназия №5, школы №№162, 163. Опыт этих учреждений представляется на семинарах, проводимых филиалом ГЦРО.

Так, в 2007 году на семинаре в школе №163 был представлен опыт по созданию классов повышенной комфортности с целью успешного обучения и лечения детей, страдающих синдромом дефицита внимания.

Проектная деятельность

Стремительно развивающийся Интернет и многочисленные научные открытия, призванные улучшать жизнь и объединять людей, все глубже проникают в различные области и создают технологический разрыв между теми, у кого есть доступ к информационным технологиям, и теми, у кого его нет. Современные ИКТ позволяют создать среду обучения, которая разрушает барьеры и сближает людей.

В Советском районе уже ряд лет работают международные проекты, один из которых – «Учимся с Intel» на базе гимназии №6 «Горностай». Он направлен на знакомство учеников младших классов с применением ИКТ в различных профессиональных областях деятельности человека. За два года в рамках проекта прошли обучение более 60 детей.

В октябре 2006 года в Советском районе открыт новый интернет-класс «Импульс» в рамках программы по развитию образования «SEED» организованной компанией «Шлюмберже». Гимназия №5 стала 12-й школой России, которая получила бесплатный доступ в Интернет от этой фирмы. «SEED» – добровольная некоммерческая корпоративная программа по развитию образования, основанная в 1998 году. Ее основные компоненты:

программа грантов по предоставлению доступа к сети «Интернет»;

онлайновый научный центр;

совместные проекты.

В том же году представители гимназии уже в качестве полноправных членов команды «Шлюмберже» смогли принять участие в семинаре по проблемам сохранности нашей среды обитания, который проходил в Тюмени. Здесь ребята общались со школьниками из других городов России, а учителя договаривались о новых проектах. В частности, ученики запланировали осуществить проект совместно с «коллегами» из Нефтеюганска. Его цель – изучение последствий воздействия изменения климата на толщину и структуру снежного покрова. География весьма обширная: Тюмень – Новосибирск – Нижневартовск – Стрижевой – Нефтеюганск – Сургут – Ноябрьск – Новый Уренгой – Пуровск (Тарко-Сале) – Москва – Усинск – Южно-Сахалинск – Владивосток – Тюмень. Проект стартовал в ноябре 2007 года.

Одиннадцать новосибирских школьников (ученики 9-х и 10-х классов гимназии №5) и два преподавателя в течение двух дней в теории и на практике постигали методику изучения снега. Исследования продлятся несколько зим, школьники по всей России будут трудиться под руководством своих педагогов и отправлять ежемесячные отчеты в тюменский институт, а в мае соберутся на научно-практическую конференцию, делиться опытом и впечатлениями.

Как можно убедиться, с помощью ИКТ жить, работать и отдыхать стало, безусловно, веселее. Однако основная проблема – изменить сознание людей, помочь каждому педагогу уяснить, насколько важны новые технологии. Представители «поколения.ру» это поняли уже давно. Для них компьютеры и Интернет были всегда. Нам, взрослым, нельзя от них отставать.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте