28 апреля конференц-зал правительства Ханты-Мансийского автономного округа до отказа заполнили не представители исполнительной власти и чиновники окружной администрации, а учителя, директора, завучи, начальники муниципальных управлений образования. В столице Югры открылся международный конгресс «Гражданское образование: традиции и инновации в информационную эру». Ведущий первого пленарного заседания главный редактор «Учительской газеты», президент Межрегиональной общественной организации «За гражданское образование» Петр Положевец обратился к собравшимся: «Мы очень рады видеть представителей 20 регионов Российской Федерации, всех муниципальных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа, а также наших иностранных гостей из 12 зарубежных стран. Для нас очень важно, что ханты-мансийское правительство согласилось провести этот конгресс именно здесь, потому что ханты-мансийское образование – это экспериментальная площадка всего российского образования. Здесь наработана очень хорошая практика гражданского образования, проектной деятельности. Я благодарен губернатору ХМАО Александру Васильевичу Филипенко, что он поддержал нашу идею. Я благодарен заместителю председателя правительства Югры Алексею Николаевичу Майорову, который помог нам решить очень многие организационные вопросы. Я благодарен всем нашим гостям, которые приехали на этот конгресс».
Пленарное заседание прошло в деловом ключе, задав тон всему конгрессу. Выступающие словно давали определения для учебника, четко обозначали ситуацию, сложившую в сфере гражданского образования, приводили яркие примеры деятельности учителей, школ, регионов. Генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков показал основные подходы к разработке Федерального государственного стандарта второго поколения и пояснил, как в этом стандарте отражаются проблемы гражданского образования. «Стандарт – это четкий индикатор гражданского общества, основа гражданского образования, – считает Александр Михайлович. – Это общественный договор между семьей, школой и муниципалитетом. Мы сейчас кладем его на бумагу. Причем в условиях гражданского общества предметоцентрированная модель образования не работает. Главная функция системы образования – успешная социализация ученика».
«Гражданское образование – тот инструмент формирования будущих россиян, который в свободной демократической стране остается единственным, – уверен профессор Государственного университета – Высшей школы экономики Леонид Поляков. – Принципы нового гражданского образования XXI века: познай самого себя и согласись с тем, что каждый уникален. Давайте рассказывать нашим детям, что такое глобальный мир. Давайте познавать всю прелесть реального человеческого разнообразия».
Министр образования Республики Карелия Александр Селянин признался: «Мне какое-то время казалось, что я, как учитель, как управленец, делаю много для развития гражданского образования в Карелии. Но в прошлом учебном году произошли кондопожские события. Моя дочь готовилась к экзамену в
9-м классе по обществознанию, и я увидел, насколько требования к экзаменам не совпадают с потребностью самого ребенка в гражданском образовании. И еще – моя старшая дочь отучилась один год в Америке, уезжала туда с неопределенными установками, а вернулась патриоткой России. Эти три события заставили меня проанализировать, что мы сделали в Карелии и что нужно менять. Весь национально-региональный, как он тогда назывался, компонент, мы полностью посвятили гражданскому образованию. Второй час в основной ступени отдали под проекты. У нас активно развивается общественное соуправление. Созданы условия для изучения родного языка. Однако без кардинально иного подхода к содержанию на уровне государства все эти усилия на региональном уровне не дают результата…»
Темы, заявленные на пленарном заседании, получили продолжение на панельной дискуссии, других мероприятиях конгресса, цитаты из выступлений зазвучали в кулуарах.
Комментарии