Большой вклад в экологическое просвещение учащихся могут и должны внести учителя физики.
В настоящее время учебный процесс по физике очень напряжен. При двух часах в неделю освоить сложную программу с большим количеством дидактических задач на каждом уроке неимоверно сложно, но тем не менее сделать вкрапление материала экологического содержания возможно. Считаю, что это внесет интерес и мотивацию к обучению. Например:Экологические аспекты в физике: тема «Звук»В настоящее время изучению акустики уделяется достаточно большое внимание. Всем известно, что звук может вылечить, но может и погубить. Очень важно на уроках физики останавливаться на проблемах практического применения знаний о звуке. Может быть, если бы современная молодежь знала больше о влиянии громкого звука на слуховой аппарат человека, мы не видели бы такого количества молодых людей в наушниках, из которых доносится музыка, слышимая в нескольких метрах от них. Американские нейрохирурги уже несколько лет изучают так называемый ритмический токсикоз – болезнь, от которой страдают белые подростки, активно слушающие поп-музыку. Черное население практически не ощущает при этом никакого дискомфорта, поскольку современная эстрадная музыка построена на афроамериканских ритмах, которые у них в крови. Что до белых, то, как показывают исследования, органична для них музыка классическая, учитывающая биологические ритмы европейской природы. Большинство произведений Моцарта, Вивальди, Баха имеют идеальный ритм – 60 ударов в минуту, что соответствует биению сердца. Эта музыка не разрушает иммунитет, не отбивает слух. Наоборот, прослушивание ее, особенно «живого» исполнения на классических музыкальных инструментах, сохраняет эластичность барабанной перепонки, развивает разрешающую способность слуха.Звукорежиссеры при записи используют высокие частоты, которые призваны имитировать прозрачность звучания. Низкое качество большинства фонограмм заставляет дополнительно поднимать верхние частоты. В итоге уровень звукового давления на них значительно превышает исходный. От всего этого наш слуховой нерв будет все больше и больше разрушаться, а слух, естественно, снижаться. Восстановить поврежденный нерв хирургическим путем практически невозможно.Интересные примеры можно привести на уроках и о способах передачи информации между животными. Ласковые, сердитые, громкие и глухие звуки, которые издают мохнатые, пернатые и прочие мамаши, своего рода путеводная карта для их детенышей. Птицы начинают разговаривать со своей малышней еще до вылупления птенчиков из яиц. Если кудахтанье наседки записать на магнитофон и время от времени проигрывать запись в инкубаторе птицефабрики, цыплята вылупятся быстрее и почти одновременно. Выкарабкавшись из скорлупы, они тотчас семенят к «мамаше» – динамику, из которого неслось кудахтанье. Рыбы могут слушать соседок и внешний мир своим пузырем и нервными окончаниями в так называемой боковой линии. Сорокатонные киты поют и хором, и поодиночке, причем свои обворожительные песни меняют год от года. Жак Ив Кусто не раз слушал ночные разговоры китов. Он удостоверился, что киты поют не просто от удовольствия, а обмениваются своими мыслями и мнениями. Их голоса чередуются, как в людской беседе. Даже не как у людей, а лучше: морские исполины не перебивают друг друга, их беседа не похожа на гвалт, а состоит из вопросов и обстоятельных ответов.К великому сожалению, люди и без ружья причиняют боль даже самым огромным из братьев своих меньших. Когда возле английского зоопарка «Виндзор-сафари» построили аэродром, слоны заболели от шума реактивных самолетов. Пришлось на слонов надеть громадные наушники. Гиганты успокоились, перестали чахнуть.От сильного шума у зверья случаются даже припадки эпилепсии. Ничего странного в этом нет – до появления грохочущей техники на Земле было намного тише и звери разговаривали без помех. Кстати, животные любят слушать классические произведения (слонам, например, нравятся скрипичные мелодии), особенно обожают Моцарта, а вот рок на них действует очень негативно.Можно привести еще достаточно много подобных примеров. Но практика показывает, что учащиеся должны уметь работать с получением информации. И если подростка что-нибудь заинтересует, то результат работы с полученной информацией превзойдет все ожидания.Для повторения темы можно попытаться решить несколько качественных задач.Задача 1Лесорубам, живущим в дальних поселках на севере Британской Колумбии, часто досаждали медведи. Они бесцеремонно попадались на улицах поселков, рылись в мусорных кучах, пугали детей и женщин. Долго не могли найти способ выпроваживания незваных гостей. Наконец нужное средство было найдено биологами. Что это за средство?Образец возможного ответа:- Биологи записали на магнитофонную ленту рычание двух злых медведей, дерущихся из-за куска мяса. Воспроизвели запись, используя мощные громкоговорители.Задача 2В Средние века женщин с пышными волосами часто подозревали в колдовстве, так как в волосах у них запутывались иногда летучие мыши, будто бы связанные с нечистой силой. Объясните явление, используя знания об особенностях летучих мышей.Образец возможного ответа:- Летучие мыши ориентируются с помощью ультразвуков. Испускаемые ими ультразвуки отражаются от разных плотных предметов, а мышь улавливает отраженные звуковые волны. Пышные волосы поглощают ультразвуки, поэтому мыши не слышат препятствия и запутываются в волосах.Задача 3Опытные рыболовы знают, что плеск весел, стук по борту лодки отпугивает многих рыб, но громкий разговор на берегу рыб не беспокоит. Почему?Образец возможного ответа:- Звуковая волна плохо проникает из воздуха в воду, колебания же воды хорошо улавливаются рыбами.Задача 4У насекомых нет голосового аппарата. Саранча водит лапкой по своим жестким крыльям. Кузнечики извлекают звук трением надкрылий друг о друга. Каково назначение данных сигналов, которыми так щедро наградила природа своих обитателей?Образец возможного ответа:- Особи насекомых в популяции взаимосвязаны. Информационные связи обеспечиваются звуковыми сигналами: одни призывают к сбору, другие говорят об опасности, третьи оповещают о находке пищи, четвертые предназначены для особей другого пола.Таким образом, получая из различных источников информации занимательный и научный материал по соответствующей теме, решая качественные задачи, учитель добивается того, что ребята создают устойчивую уверенность в обширности своих знаний. Кроме того, он нацеливает их на поисковую и творческую работу на разных возрастных этапах изучения физики. Так как на уроках физики большое внимание уделяется решению задач, то целесообразно обогащать их экологическим содержанием, решать качественные и количественные задачи. Такие задачи активизируют познавательную деятельность учащихся, эффективно влияют на формирование высоких моральных качеств.В курсе физики есть уроки, которые можно полностью посвятить изучению экологических проблем. К примеру, производство, передача и использование электрической энергии, применение изотопов, тепловые двигатели и охрана окружающей среды, радиоактивность.В качестве примера урока с экологическим содержанием приведу структуру урока в 11-м классе по теме «Производство, передача и использование электрической энергии».Этот урок я провожу в нетрадиционной форме – в виде ролевой игры. Занятие проходит в форме заседания мэрии одного из городов Камчатки (возможно строительство различных электростанций). Все учащиеся класса делятся на группы (2-3 человека): работники мэрии города, экологическая группа экспертов, представители подрядных организаций строительства различного типа электростанций (атомных, тепловых, ГЭС, геотермальных, приливных, использующих энергию солнца), представители общественности. В течение 10-12 дней ребята работают в малых группах, консультируются с учителями-предметниками, знакомятся с дополнительной литературой, систематизируют полученный материал, делают различного рода расчеты. На уроке в достаточно активной форме идет обсуждение строительства в городе электростанции исходя из ее мощности, потребностей города (района) в электроэнергии, материальных возможностей бюджета города и, что в настоящее время весьма актуально, экологической безопасности. Итог урока – решение мэрии города о строительстве электростанции из всех предложенных видов, то есть средней мощности, менее затратная и экологически безопасная. Положительные и отрицательные стороны различного типа электростанций фиксируют все участники «заседания мэрии».Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута не только в урочное, но и в неурочное время. К примеру, занимаясь проектной деятельностью, мы (кандидат географических наук В.Кошевой и я, как учитель физики) с ребятами 8-10-х классов решили оценить экологическое состояние микрорайона нашей школы.Целями исследования стали: оценка экологического состояния городской среды микрорайона школы; выявление экологически неблагополучных объектов и территорий.Для достижения этих целей были поставлены такие задачи: выявить и отобрать объекты исследований; ознакомиться с методикой оценки территории и оборудованием для проведения индикационных и мониторинговых экологических исследований; осуществить биологическую индикацию по деревьям и лишайникам; провести обследование экологического состояния водоемов; исследовать состав и количество растворимых солей в снеговой воде; сделать выводы и заключения.В решении поставленных задач были и практические работы по физике – по определению прозрачности и плотности воды, влажности воздуха, шумового загрязнения выбранного участка, измерению температуры твердых, жидких и газообразных веществ.Учащиеся с удовольствием занимаются исследовательской работой, ведь проводить мониторинговые исследования всегда интересно, а главное – можно прочувствовать результаты своего труда, воочию убедиться в том, какие экологические проблемы существуют в микрорайоне, в котором ты проживаешь, учишься.Ирина ЛУКЬЯНОВА, учитель физики школы №20
Комментарии