Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
В российских школах второй иностранный язык является необязательным
Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке
Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей
От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа
Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий
В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения
Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки
В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах
Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными
Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике
В российских школах второй иностранный язык является необязательным Крайнее слово: топ-5 раздражающих выражений в русском языке Глава «Сириуса» заявила о необходимости расширения программ повышения квалификации для учителей От 50 копеек до 2,5 рублей: циничные премии за стаж выплатили учителям Костромского колледжа Сергей Кравцов заявил о намерении Минпросвещения разбираться с проблемой готовых домашних заданий В Общественной палате предложили законодательно закрепить право родителей выбирать форму обучения Минпросвещения готово рассмотреть вопрос о введении в школах пятидневки В ОмГПУ работают над созданием новой методики преподавания математики в школах Руководитель «Сириуса» заявила, что большинство спортсекций для детей от 6 лет должны быть бесплатными Сборная России завоевала второе место на Международной олимпиаде по математике

Сквозь пыль и песок проступает характер. На археологических раскопках Старой Рязани школьники обнаружили 113 ценных находок

Учительская газета, №33 от 16 августа 2016. Читать номер
Автор:

Прерывистый сигнал металлодетектора указывает, что здесь нужно снять еще буквально 3-4 сантиметра. Бережно срезаем лопатой слой, передаем его на сетку для переборки, и через несколько мгновений из комка земли, перетертого вручную, на ладони оказывается бронзовый нательный крест XIII века. Кто и при каких обстоятельствах обронил его более семи веков назад? Бывал ли сам мастер, изготовивший его по образцу иерусалимских крестов, привозимых паломниками из Палестины, в Святой земле или только скопировал форму? Как старорязанскому ремесленнику удалось при тогдашних технологиях создать столь совершенное произведение? Именно с этих вопросов, с непреодолимого желания найти ответы на них, с трепета причастности к подлинному прошлому Отечества начинается настоящее постижение истории.

С 1 по 10 июля учителя и ученики нескольких московских школ, объединившихся вокруг Ломоносовского историко-географического общества, приняли участие в археологических раскопках на базе Старорязанской археологической экспедиции Института археологии РАН.Идея привлекать ребят, интересующихся историей, археологией, антропологией, к участию в археологических экспедициях отнюдь не нова. Но пребывание школьников в экспедиции сопряжено с рядом особых требований. Во-первых, работа на раскопе не может продолжаться более четырех часов, во-вторых, должен обеспечиваться соответствующий санитарным нормам уровень бытовых условий, в-третьих, свободное от раскопок время должно быть продумано и наполнено познавательной программой. Таким образом, для научной археологической экспедиции присутствие школьников часто становится нежелательной обузой. Мы далеки от желания выразить претензии кому-либо, но на протяжении нескольких лет нам не удавалось найти среди профессиональных археологов партнеров для организации небольшого школьного археологического отряда.И какой радостью для нас стало знакомство со Старорязанской археологической экспедицией и ее руководителем!Городище Старая Рязань, находящееся в 50 километрах ниже по течению реки Оки от современной Рязани, поистине уникальный археологический памятник. Город, возникший в XI веке на восточной окраине Древнерусского государства, просуществовал два века и в одночасье был уничтожен пришедшим на Русь войском хана Батыя в 1237 году. Именно с разорения Рязани начинается новая трагическая страница отечественной истории, именно это событие поделило ее на до- и послемонгольскую. Несмотря на попытки возродить город после Батыева нашествия, Старая Рязань опустела. Почти одномоментная гибель города позволяет образно называть его «Русской Троей» или «Русскими Помпеями».Попробуйте вспомнить, с чего начинается экспозиция Оружейной палаты Московского Кремля. Верно, начинается она с найденных в Старой Рязани княжеских барм – позолоченных шейных украшений, спрятанных владельцами в момент нашествия и найденных крестьянами на городище уже только в начале XIX века.Несмотря на то что исследования Старой Рязани продолжаются уже почти два века, раскопанными и исследованными на сегодняшний день можно считать не более 5% территории археологического памятника. Научное изучение городища в наши дни осуществляет Старорязанская археологическая экспедиция Института археологии РАН совместно с Рязанским музеем-заповедником под руководством кандидата исторических наук Игоря Юрьевича Стрикалова.Являясь внутренним мотором, организатором и вдохновителем экспедиции, Игорь Юрьевич объединил вокруг Старой Рязани удивительный круг профессионалов, единомышленников, романтиков и волонтеров, создал неповторимую атмосферу открытости и дружелюбия. Достаточно будет сказать, что специально для нашей группы был разбит новый раскоп, показаны все этапы археологической работы. Ребятам не была отведена роль пассивных статистов и копателей. Каждый, кто хотел, обучился работе с геодезическими инструментами, металлодетектором, вел записи в журнале археологических находок, трудился на камеральных работах по систематизации археологического материала. Кроме того, будучи блестящим рассказчиком, Игорь Юрьевич провел для юных археологов несколько экскурсий по городищу и прочитал интереснейшие лекции о том, как материалы кладов и археологических раскопок позволяют ученым реконструировать не только жизнь древнерусского города в целом, но и судьбы отдельных людей Древней Руси.Кстати, о кладах и находках. Все археологические находки делятся на четыре категории: массовые (в Старой Рязани это в основном керамика, кости, остатки глинобитных печей) не представляют музейной ценности, но важны как статистический материал, индивидуальные (керамика с клеймами мастеров, остатки металлических орудий труда) – эти артефакты уже заносятся в журнал археологических находок, часть из них отбирается в музейные коллекции, ценные (отдельные украшения, ювелирные матрицы, орудия труда хорошей сохранности) поступают в запасники музеев, особо ценные (клады, комплексы орудий труда) часто составляют основу экспозиций исторических музеев.Отправляясь в Старую Рязань, мы, если быть откровенными, не очень надеялись найти что-то выдающееся, но… в первый же день на нашем раскопе была найдена ценная находка, а за время работы нашей группы в журнал индивидуальных и ценных находок было сделано 113 записей! И, наконец, в последний день нашего пребывания по соседству с нашим раскопом профессиональные археологи нашли новый клад! Но… комплексное исследование клада – дело небыстрое, на месте его обнаружения будет разбит новый раскоп. Поэтому до конца этого археологического сезона мы дали слово не раскрывать информацию об этой находке. Поистине, археология – таинственная наука!Как всякое имеющее отношение к жизни дело, наша экспедиция носила комплексный характер. Мы занимались не только историей и археологией. Красивейшие виды на заливные луга Оки, открывавшиеся с валов Старой Рязани, позволяли нам окунуться в географию. Гербарий душистых луговых трав: ковыля, донника, чабреца, иван-чая, ягод земляники, малины и смородины расширяли наши познания в биологии. Экскурсии в Рязань, Спасск-Рязанский и окрестные усадьбы позволяли ознакомиться с памятниками архитектуры и искусства. Стоит отметить, что в Рязанском историко-художественном музее юные археологи совсем другими глазами смотрели на представленные в витринах экспонаты. Они-то уже знали, каким трудом и кропотливой работой, сначала лопатой, а затем мастерком и кистью, были открыты эти сокровища.Для юных горожан-москвичей экспедиция стала еще и школой преодоления себя. Мало кто из них умел ставить палатку и обращаться с лопатой, мало кто длительное время жил в полевых условиях, почти никто не работал на раскопках в 30-градусную жару. Несмотря на это, никто не жаловался, и все проявили себя достойно в этих непростых условиях. Многие в конце экспедиции интересовались, когда следующая.Наш друг и бард – учитель географии Иван Сергеевич Колечкин – подарил нам в конце экспедиции песню, которая лучше любых прозаических слов подвела итоги нашего пребывания в Старой Рязани.Увы, ты не видел… (ты чем-то был занят),Как солнце заходит над Старой Рязанью…Казалось бы… Солнце… Не видел? Чем плохо?Сквозь пыль и песок проступала эпоха,В которой топор – содержимое клада,В которой: не голоден? Жив? Ну и ладно!Где время и место просты и неброски,Где жизнь и любовь не стихи, а наброски…Здесь важно уметь не бросаться словами,Усвоив, что Вечность не властна над нами,А главный ресурс оформления истин -Металлоискатель, лопата и кисти.И кем бы ты ни был в Фейсбуке, ВКонтакте -Сквозь пыль и песок проступает характер.Не главный, но все же серьезный экзамен -Увидеть закаты над Старой Рязанью…Старая Рязань относится к тем удивительным местам, куда обязательно хочется возвращаться вновь и вновь. И есть дерзкий замысел – организовать на базе Старорязанской археологической экспедиции межрегиональную школьную археологическую смену. Слабо с нами?Владимир КРУЖАЛОВ, Константин ЛУПИКОВ, учителя истории и обществознания Ломоносовской школы, Москва


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt