search
main
0

Сквозь призму времени. Сталинградский пединститут был возрожден уже через год после битвы

Три года назад Волгоградский государственный педагогический университет (бывший Сталинградский институт) отмечал свой юбилей – 70-летие основания.

Мои младшие сестра и брат, а также я – дети Ивана Андреевича Фурсенко – были приглашены на торжества по случаю юбилея ректором университета профессором Данильчуком Валерием Ивановичем. Почему нам была оказана такая честь? Потому, что наш отец в течение 14 лет (с 1938 по 1951 год) возглавлял институт в трудные периоды его существования, особенно в грозные годы Великой Отечественной войны.

C именем нашего отца связано возрождение института в разрушенном городе уже через год после знаменитой Сталинградской битвы. Мы присутствовали на общегородских торжествах в честь университета, на праздничном заседании ученого совета, в музее истории вуза. Побывали на Мамаевом кургане, посетили места, где мы жили в довоенное время и после возвращения в разрушенный город.

Нахлынули воспоминания…

Лето 1942 года. Участились налеты немецких самолетов. Город объявлен на военном положении. Немецкие войска рвутся к Волге. Руководителями института принимается решение: семьи сотрудников эвакуировать, переправить на левый берег Волги, мужчины остаются защищать город до прихода наших регулярных войск. 23 августа. Начался массированный налет немецких самолетов на Сталинград со стороны Тракторного завода и аэродрома. Здесь же переправа. Грузовики с женщинами и детьми не успели перебраться на другой берег Волги. Переправиться удалось с третьей попытки, когда стемнело. За спиной горящий Сталинград. Связь с городом, с мужьями потеряна. У мамы на руках трое детей (мне 14 лет, сестре 4 года, брату 2 года). Мы с мамой какое-то время работаем в одном колхозе, потом наша семья оказывается на станции Залаир в Башкирии.

О папе ничего не знаем. Начался длительный поиск. Ищем папу и через Москву, он ищет нас. В результате мы в Ярославле. Администрация Сталинградского института временно в этом городе, отец – директор. Я учусь в 9-м классе (8-й класс закончила экстерном). И вот наступает 2 февраля 1943 года. Под Сталинградом одержана блистательная победа. Город, каждая пядь которого полита кровью наших бойцов, освобожден, но он весь в руинах. А из Москвы уже идет приказ начать восстановление города, и в первую очередь возродить культурно-просветительские учреждения. Подготовка к возвращению в город идет на севере Сталинградской области в городе Камышине. Здесь расположились танковое училище, Сталинградский театр оперетты, собирается с силами пединститут.

День Победы встречаем еще в Камышине. Папа отыскал 17 преподавателей, появились первые студенты. Живем в здании студенческого общежития (уцелели фланги здания, бомба попала в центр и не взорвалась). Студенты и преподаватели живут рядом и вместе с ними крысы, их десятки. В городе целая армия пленных, они расчищают руины. Со всех концов мира поступает помощь. Сотрудникам института отводят участок земли на месте разрушенных зданий, устанавливается до десятка финских домиков. Наша семья получила такой домик. Родители выбивают ломом из земли кирпичи от стоявшего раньше здесь большого каменного дома, на плечах таскают новую землю, удобрения. Помогают студенты, вернувшиеся с фронта. И вот вместо бурьяна появляются маленький огород, несколько фруктовых деревьев, цветник и даже виноградная лоза. Проходящие мимо каждый день строем пленные замедляют шаг у этого оазиса. О чем они думают в данный момент?! В следующем году нет уже пленных, и около других финских домиков цветники: папа раздал всем семена. Город оживает, возрождается на глазах.

Первое сентября 1945 года. Институт открывает двери для первого послевоенного набора студентов. У меня на руках аттестат зрелости (школу закончила в Камышине), я поступаю на факультет русского языка и литературы. Не хватает книг, не хватает преподавателей. Создавать библиотеку помогают другие города, в первую очередь Москва и Ленинград. Из Москвы и Ленинграда приезжают доценты и профессора, читают лекционные курсы, часть экзаменов сдаем по конспектам. 1949 год – первый послевоенный выпуск. У меня диплом с отличием за подписью моего папы. Я, конечно, горда этим. Ученый совет института рекомендует меня в аспирантуру. Я еду в Москву, поступаю в аспирантуру Института русского языка АН СССР.

1951 год. Родители переезжают в Украину. Прощаются со Сталинградом. Сталинград прощается с ними, но остаются друзья, коллеги, с которыми пережиты и горечь поражений, и радость великой победы.

С 1951 года по 1971-й в течение двадцати лет – папа заведует кафедрой педагогики и психологии в Симферопольском государственном пединституте (сейчас это Таврический педагогический университет имени академика Вернадского). В это время активно развиваются связи с научными кругами и учреждениями страны дидактического направления. В самом Симферопольском институте кафедра педагогики становится одной из ведущих. Об авторитете кафедры педагогики Симферопольского пединститута свидетельствуют высказывания учеников, коллег, известных ученых, прозвучавшие в юбилейных адресах и телеграммах, присланных из десятков городов к 60-летию со дня рождения и 35-летию научно-педагогической деятельности моего отца (май 1965 г.).

Приведу полностью телеграмму известного учителя-педагога, члена-корреспондента АН РСФСР Василия Сухомлинского.

«Дорогой Иван Андреевич!

Прошу принять мои сердечные поздравления. Своими трудами по педагогике Вы заслужили уважение широкой педагогической общественности. Вас знают как неутомимого пропагандиста тесной связи педагогической науки и школьной практики».

Перефразируя известное высказывание Максима Горького («Всем хорошим во мне я обязан книгам»), скажу: «Всем хорошим во мне я обязана своему отцу».

Диана ФУРСЕНКО, доцент кафедры русского языка для иностранных учащихся естественных факультетов Московского государственного университета

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте