Современные требования к компетенциям обучающихся на первый план выдвигают навыки работы с концептуальной информацией. Предложенные в ЕГЭ по русскому языку в части С художественные тексты проверяют прежде всего умение выпускников работать именно с этим видом информации.
Мысли и чувства автора, его система взглядов составляют концептуальную информацию, которая не позволяет рассыпаться произведению на отдельные эпизоды, описательные картины или кажущиеся пространными рассуждения. Правильно выделить главную проблему, поставленную в тексте, чаще всего обучающимся мешает концентрация внимания на фактуальной информации (пространстве, времени, портрете героев, фактах и событиях), при этом неумение связывать их в единое концептуальное целое приводит к дроблению и возможности выведения нескольких проблем, большая часть которых ошибочна.Сложность понимания концептуальной информации определяется не только умением воспринимать художественное произведение как единое целое, но и элементами, трактовка которых неоднозначна и напрямую зависит от культурологического и жизненного опыта читателя. Я думаю, что каждый преподаватель сталкивался с ситуацией, когда при интерпретации произведения дети не могут сформулировать идею, кажущуюся простой и очевидной. Они предлагают варианты, актуализация которых четко определяется возрастной и эмоциональной составляющими, при этом немаловажным является и наиболее яркий, произведший на них сильное впечатление эпизод. В пример можно привести работу по рассказу И.С.Тургенева «Муму». В качестве главной идеи предлагаются такие варианты, как «жестокое обращение с животными» (эпизод с гибелью Муму), «ненависть к людям и животным» (эпизод с барыней), милосердие (эпизод спасения Муму), но при этом ни в одном из ответов вы не услышите словосочетание «крепостное право», хотя именно с разговора о нем и начинается цикл уроков по данному произведению. Просто это понятие выходит за рамки личной актуализации ребенка и переходит в категорию «давно и не важно». Затрудняет понимание концептуальной информации и неумение «вычитывать» подтекст, который может скрываться всего в одной, кажущейся маловажной фразе. Достаточно вспомнить реплику Веры: «Господа, кто хочет чаю?» в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет», когда она прерывает шутливое повествование мужа о любви к ней нелепого телеграфиста. При правильной интерпретации данной фразы мы придем к пониманию отношения героини к любви Желткова, ее нежелания сводить чувства незнакомого ей человека к шутливой истории в семейном альбоме мужа. Именно подтекстовая информация, наличием которой отличаются произведения А.И.Куприна, позволит связать воедино фактуальную информацию и выйти на понимание главной идеи произведения.Научить восприятию концептуальной информации возможно только через формы работы, направленные на диалог с текстом. Одной из таких действенных форм является «скрытый вопрос». Дело в том, что при анализе художественного произведения на уроке литературы учитель традиционно использует продуманные и четко сформулированные вопросы, отвечая на которые учащиеся приходят к восприятию, осмыслению и пониманию произведения. Именно эти вопросы, сопровождающиеся корректирующими комментариями учителя, в итоге обеспечивают связь фактуальной и концептуальной информации, выводят детей на осмысление главной идеи. Но проблема в том, что, оставшись один на один с художественным текстом, учащиеся, привыкшие к «проводнику», оказываются не готовыми вступить в диалог с текстом и ограничиваются поверхностным прочтением, понимая и интерпретируя только то, что не требует значительных интеллектуальных усилий. Научить их ориентироваться в сложном пространстве художественного произведения помогает такая форма, как «скрытый вопрос», при котором детям предлагается задать к тексту или его фрагменту пять вопросов, начинающихся с «почему» и касающихся автора, героя, пространства, синтаксических средств и т. д. (в зависимости от содержания предложенного для работы материала). Систематическое использование данной формы формирует у учащегося навык глубокого прочтения, который обеспечивается подсознательной постановкой вопросов при прочтении произведения. Давайте рассмотрим данную форму работы на примере интерпретации рассказа Ю.Бондарева «Щенок», предложенного в части С на ЕГЭ по русскому языку (приложение №1). Задание к тексту: «Сформулируйте пять вопросов к прочитанному рассказу, начинающихся с «почему» и касающихся пространства, состояния героя, реплики в диалоге, описания щенка, действий героя в финале рассказа (последний абзац)».Теперь обратимся к тексту и попытаемся задать первый вопрос о состоянии героя в начале произведения. Он может звучать так: «Почему герою не удается уснуть?» Ответ очевиден: герой не может уснуть, потому что его мучит то, что случилось днем, и он считает это преступлением, которое неизменно у совестливого человека сопровождается чувством вины. Таким образом, сформулированный первый вопрос и ответ на него уже ориентируют читателя на осмысление концептуальной информации через звучание трех ключевых слов: преступление – совесть – вина. Второй вопрос, вопрос о пространстве, можно сформулировать следующим образом: «Почему автор описывает столь драматичные события в пору начинающейся весны, хотя более подходящим был бы пасмурный осенний день?» Этот вопрос помогает понять не только состояние героя, но и его отношение к миру. И как вариант ответа может прозвучать гипотеза о том, что весна изображена, чтобы показать способность героя чувствовать красоту окружающего мира, испытывать от нее подлинную радость, а на контрасте приподнятого состояния героя и солнечного дня трагичность произошедшего звучит особенно остро. Данный ответ позволяет сделать выводы об отношении героя к окружающему миру: он способен чувствовать его красоту и испытывать от нее радость, что говорит о тонкой душевной организации героя. Ключевой вопрос к реплике в диалоге: «А вы… зачем отпускаете на дорогу щенка?..» формулируется легко: «Почему герой произносит эту фразу?» Подсказку дает сам автор, предваряя реплику героя. Таким образом, ответ может прозвучать следующим образом: «Герой произносит эту фразу, потому что пытается защититься от обвинений в его адрес, и мы видим по многоточию после начала фразы «А вы…», что он не сразу может найти слова в свое оправдание, поэтому спонтанно, как-то по-детски перекладывает вину на другого человека, но при этом презирает себя, а раз презирает, значит, чувствует себя виноватым». И вновь заданный вопрос и ответ на него помогают сделать еще один шаг к осмыслению концептуальной информации, потому что вновь звучат ключевые слова «обвинение», «вина», помимо этого мы понимаем и то, что герой осознает степень своей, пусть и невольной, вины в произошедшем, но не находит силы признаться в этом хозяину щенка и людям. Четвертый вопрос касается виновника событий – щенка. Как вариант: «Почему автор несколько раз возвращается к его описанию?» Возможный ответ: «Описание щенка вызывает у читателя чувство нежности и глубокого сострадания, а подробности позволяют превратить его из номинального участника событий в главного. Интересно, что щенка мы видим глазами героя, и в этом описании звучат подлинная нежность и щемящая боль». Главная информация, полученная из ответа: герой испытывает нежность и сострадание к щенку, ему больно из-за произошедшего. Пятый вопрос позволит осмыслить наиболее сложный в интерпретации последний абзац: «Через час, приехав в дом отдыха, он не поцеловал жену, не поцеловал детей, будто потерял на это право, только долго и пристально смотрел на свою пятилетнюю дочь, взяв ее на руки, прижимая ее к себе». Вопрос определяется действиями героя: «Почему он пристально смотрит на свою пятилетнюю дочь и прижимает ее к себе?» Ответ: «Возможно, вспоминая слова хозяина собаки: «Это же глупый щенок, понимаете вы это или нет?», герой невольно ассоциирует ее со щенком и, прижимая к себе, пытается подсознательно защитить».Поставленные вопросы к тексту и ответы на них позволяют глубоко осмыслить произведение, выделить ключевые слова и как следствие грамотно прокомментировать его, выделить концептуальную информацию, которая заключается в проблеме осознания вины и совести. Представленная форма работы на уроках литературы обеспечивает деятельностный подход и при условии систематичности и взаимосвязи с другими формами активных методов обучения приносит результаты уже через год.
Наталья КЛЕЩЕРОВА, учитель русского языка и литературы, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2008, почетный работник общего образования, Ленинуглевская средняя школа, Кемеровская область
Комментарии