Профессиональное образование переживает сложный период реформ. Это и введение новой системы оплаты труда, и переход на двухуровневую систему обучения, и появление новых типов учебных заведений, так называемых автономных учреждений, и начало серьезной реструктуризации высшей школы. О том, как эти процессы влияют на работу профсоюзных организаций, рассказывает заведующая отделом профессионального образования и научных учреждений аппарата ЦК Профсоюза Любовь Иосифовна ПОЛУБЯТКО.
Большой объем изменений в профессиональном образовании несет за собой колоссальную нагрузку на профессорско-преподавательский состав, который нуждается в постоянном повышении квалификации. Соответственно перед профсоюзом стоит задача содействия переподготовке и повышению квалификации преподавателей. Конечно, нас волнует и кадровый потенциал, старение преподавательского корпуса, условия труда.
Все реформы, происходящие в сфере профессионального образования, самым непосредственным образом затрагивают и студенчество. Многие считают, что студент не должен быть членом профсоюза. И это неверно. Сегодня – должен. К этому его подвигают социальная незащищенность, низкая стипендия. Кроме того, студент должен участвовать в оценке качества образования, должен понимать, какая программа преподается, позволит ли она ему успешно конкурировать на рынке труда. То есть и студенческие, и преподавательские профсоюзные организации должны активно влиять на все процессы: от оценки качества образования до технического переоснащения учебных лабораторий.
В январе 2009 года состоится совместная коллегия Рособразования и ЦК профсоюза по подписанию нового Отраслевого соглашения на 2009-2011 годы. Мы ведем постоянный диалог с Российским союзом ректоров, поддерживаем контакт с комитетами Государственной Думы, Федеральным Собранием.
Отдел у нас небольшой, вместе со мной – четыре человека, поэтому объем работы у каждого сотрудника колоссальный. Триста сорок пять вузов имеют профсоюзные организации работников и студентов. Для того чтобы иметь хорошую связь с ними, по инициативе отдела созданы Студенческий координационный совет и Координационный совет преподавателей. Президиумы координационных советов ежеквартально собираются в Москве. Например, президиум СКС состоит из двадцати одного человека: это представители всех округов, каждый из них исследует ситуацию по определенным вопросам у себя в округе или в регионе, а потом все данные стекаются к нам. Ежегодно мы составляем план совместной работы координационных советов с Рособразованием и Российским союзом ректоров.
В 2008 году отдел провел научно-практическую конференцию, посвященную проблемам студенчества. В октябре прошло очередное Всероссийское совещание председателей профсоюзных организаций работников с участием ректоров. На этих форумах мы обсуждаем ход реформирования высшей школы. В минувшем году, например, все вопросы были посвящены НСОТ. Мы провели презентации по Тюменскому нефтегазовому университету, МГТУ имени Баумана, чтобы показать другим вузам, как правильно выстроить систему работы профсоюзной организации. Кроме того, мы анализировали коллективные договоры учебных заведений и давали полную информацию о том, что в них необходимо изменить в связи с новой системой оплаты труда.
Хорошую помощь оказывает отраслевая лаборатория анализа эффективности коллективных договоров, созданная ЦК профсоюза совместно с Рособразованием на базе Рязанского радиотехнического университета. Ее создание тоже было идеей нашего отдела. Сегодня мы имеем возможность в автоматизированном режиме посмотреть коллективный договор каждого вуза, увидеть, насколько он соответствует Трудовому кодексу, сколько преференций в него внесено дополнительно за счет внебюджетных средств и как он улучшает положение преподавателя. Наконец, мы добились того, что в критерии оценки вуза введен и такой критерий, как наличие коллективного договора.
Радует и то, что Всероссийский конкурс «Студенческий лидер» набирает обороты, что профсоюз сегодня вызывает интерес у молодого поколения. Сегодня нельзя быть хорошим руководителем, специалистом, не зная социально-трудовых отношений. В наш профсоюз активно вступают представители среднего и начального профессионального образования, а это тоже работа нашего отдела. Ведь права преподавателя училища, мастера производственного обучения на территории России защищает один профсоюз – Профсоюз работников народного образования и науки РФ.
Один председатель территориальной организации задал вопрос: сколько «услуг» мы оказываем на рубль профсоюзных взносов? Приведу только два примера. Это борьба профсоюза за доплаты работникам вузов, имеющим ученые степени, и повышение зарплаты на 14% с 1 февраля 2008 года. Только после обращения профсоюза в Генеральную прокуратуру зарплату повысили в полном объеме. И, как вы понимаете, выплаченные суммы несоизмеримы с профсоюзными взносами. Это еще раз говорит о том, что быть в профсоюзе важно и, если угодно, выгодно.
Комментарии