2022 год объявлен в России Годом народного искусства. Богатейшие образы, темы, мотивы и формы народного творчества знакомы нам с ранних лет. Почему же так важно помнить свою культуру, рассказывать о ней ученикам, вовлекать их в мир искусства?
Независимо от региона народная культура оставляет след в душе каждого человека. Это великое достояние нашей страны, колоссальное наследие, которое каждый хранит в себе. Школа всегда являлась для детей проводником в мир традиций и народной культуры. Уроки истории и родной литературы, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, разнообразные кружки – все это помогает ребятам понять свои корни и проявить творчество.
В средней школе на уроках изобразительного искусства мы с ребятами стараемся подражать древним мастерам в росписи предметов домашнего быта, перед практической работой всегда проводится беседа об истории ремесла, его территориальном расположении. Хохломская роспись, городецкая и дымковская игрушки, гжель, жостовская роспись. Как жаль, что невозможно попробовать себя во всех техниках умельцев нашей необъятной страны!
Также на уроках ребята изучают элементы народных костюмов, цвета, вышивку, символизм рисунков. Рисуя праздничное или повседневное крестьянское платье, мужские или женские костюмы, мы всегда стараемся учитывать исторические и территориальные различия. Разнообразие характеров и образов делает эту тему невероятно увлекательной.
Отдельное место мы отводим нематериальному народному творчеству: сказки, легенды, мифы и поверья вызывают у ребят неподдельный интерес и превращают их в настоящих иллюстраторов. Мы рисуем храбрых героев сказок, могучих былинных богатырей, животных, наделенных человеческими качествами, и, конечно, волшебных персонажей. На таких уроках дети не только получают изобразительные навыки, но и учатся сопереживать героям, разгадывать символику произведения и мораль народного фольклора.
Помимо русской народной культуры мы стараемся охватить и историческую часть зарубежного творчества: украшения Древнего Египта, орнаменты Древней Греции, особенности акварельной живописи Древнего Китая – все это колоссально расширяет кругозор и дает возможность изучить новые техники рисования.
В старших классах постижение народного искусства не заканчивается, а выходит на новый уровень. На уроках мировой художественной культуры мы изучаем древние государства, их историю, мифологию, быт, архитектуру и изобразительное искусство. Ребята не только слушают лекции по искусству, но и выполняют творческие задания. Например, ищут древнегреческие мотивы в современной архитектуре города и делают фотографии. Мы посещаем музеи не только для того, чтобы посмотреть на экспонаты и послушать лекции, но и для того, чтобы сделать зарисовки скульптур. Статуи Давида, Венеры Милосской, греческие и римские барельефы и горельефы – все это позволяет нам прикоснуться к древним произведениям искусства, расширить границы школьной программы и сделать уроки намного интереснее.
Отдельное внимание хочется уделить нашему проекту «Мы-искусство», в котором ученики сами становятся героями известных картин. Ребята подбирают себе образы, одежду, продумывают мельчайшие детали: прическу, интерьер, стараются в точности повторить позу и поворот головы. Дети также изучают историю создания полотна, биографию художника, пытаются понять цели, к которым мастер живописи стремился при создании картины. Тут интересен не только результат, но и процесс создания. Данные условия делают работу учеников невероятно увлекательной.
В заключение хочется сказать, что любое народное искусство – материальное и нематериальное – это столп, на котором держится сознание народа, наш внутренний стержень. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культуру и верования. Все эти знания и навыки важно помнить и передавать из поколения в поколение, возрождать ремесла и традиции, ведь это наше великое наследие.
Александра ПАВЛЮШИНА, учитель изо школы №1253
Комментарии