Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Учитель года

Сказка про доброго носорога

Учительская газета, №31 от 26 января 2021. Читать номер
Автор:

Именно с этим героем Бориса Заходера сравнивает себя Анна Корзунина

На первый взгляд сравнение неожиданное. Анна Корзунина, финалист конкурса «Учитель года России»-2019 из Кировской области, запомнилась многим еще с установочного семинара. Молодая, красивая, очень доброжелательная и улыбчивая, она с первых дней обратила на себя внимание конкурсантов. Несомненная харизма, артистическое обаяние и вместе с этим трогательная открытость миру, отзывчивость, способность восхищаться людьми – такое сочетание редко встречается в людях. В педагогах, возможно, чуть чаще…

Думаю, мало кто предполагал, что в хрупкой и изящной молодой женщине столько силы, стойкости и трудолюбия, что она может составить серьезную конкуренцию лучшим из лучших. И она действительно проявила себя на испытаниях очень ярко. Ее мастер-класс, эссе и авторский сайт были признаны одними из самых лучших, да и урок был блестящим. Только излишнее волнение, вызванное бессонной ночью накануне, помешало получить самый высокий балл. Победа была очень близка – это видели все, кто следил за выступлениями Корзуниной по трансляции. Нужно отдать справедливость – в такой критической, по сути, ситуации Анна Сергеевна повела себя достойно, чем поразила многих, даже близко знающих ее людей.

И все-таки Анна Корзунина привезла из Москвы ценную награду. Учитель английского, она стала победителем в номинации «За бережное отношение к живому великорусскому языку». Ей вручили диплом с гравировкой, кубок от Общероссийской общественной ассоциации учителей литературы и русского языка и уникальные издания поэзии А.С.Пушкина и В.В.Маяковского с подробными комментариями. Так высоко оценили эксперты-филологи урок и внеурочное занятие Анны Сергеевны, посвященные культурному и национальному многообразию, решению проблемы сохранения языков коренных народов как Российской Федерации, так и всего мира.

«Когда объявили мою фамилию, к горлу подошел комок и появились слезы. Слезы радости, конечно. Другие конкурсанты очень поддерживали аплодисментами, добрыми словами, а позднее и объятиями. Безусловно, в тот момент я была счастлива. Счастлива оттого, что привезу в Кирово-Чепецк, в лицей, своим ученикам, своей семье эту победу. Для человека с филологическим образованием такая награда имеет огромную цену», – призналась она в своем дневнике, который вела на протяжении всего финала на своем персональном сайте. Назвала его интригующе – «Профессиональное приключение». Вела его не столько для себя, сколько для всех, кто за нее болел, – учеников, родителей, коллег. Щедро делилась впечатлениями, мыслями и чувствами.
Процитирую лишь одну запись, посвященную подготовке к внеурочному занятию: «Что такое внеурочное занятие? Почти риторический вопрос, потому что однозначного ответа на него невозможно найти ни в педагогической литературе, ни в умах учителей. Что же, будем творить… Идея поговорить со школьниками о языках появилась у меня давно. Но говорить о чем именно и как? Много читаю: древние языки, вымершие языки, искусственные языки, язык жестов, смайлы и эмоджи – всех вариантов не сосчитать. И вдруг обнаруживаю невероятно интересный документ – Атлас вы­мирающих языков. Он был создан ЮНЕСКО в конце 90‑х годов прошлого века и переиздан в 2016 году. Все языки в этом атласе разделены на 6 групп – от находящихся в безопасности до вымирающих. А какое место в атласе занимает русский, а татарский, а марийский, а чеченский, наконец?! Идея найдена. Поговорим о вымирающих языках, о возможности существования единого всемирного языка. Попробуем найти аргументы «за» и «против», постараемся обозначить пути сохранения языков коренных народов России. Предвкушаю интересную форму научной беседы… Вот только получится ли организовать ее корректно с девятиклассниками? Ищу интересные приемы, организую работу с числовой информацией и статистикой. Школьники работают в двух группах, что создает ощущение научного спора, живого обсуждения проблемы. Научная беседа состоялась в полном объеме! Ребята не подвели: глаза горели неподдельным интересом, мысли высказывались яркие. Из двенадцати девятиклассников было всего три девушки, а остальные юноши. Как же здорово рассуждали юноши, какие необычные образы появлялись у девушек! Что такое вне­урочное занятие? Это нечто, рожденное интересом. Интересно учителю – интересно ученику. Закон такой, наверное». В дневнике еще много интересного и ценного – всем, кто готовится к профессиональным испытаниям, советую зайти на сайт Анны Корзуниной.

Коллеги и друзья считают мою героиню уникальным человеком – необыкновенно одаренным, целеустремленным и трудолюбивым. И вдобавок ко всему называют ее перфекционистом высшей пробы. Все, за что она берется, по ее мнению, должно доводиться до высочайшей степени совершенства.

– Кто это привил вам? Откуда у вас такая требовательность к себе? – не могу не поинтересоваться у Анны Сергеевны.

– Мне вообще по жизни везет на встречи с хорошими и разными людьми. Мои родители и бабушка всегда верили в то, что я смогу, справлюсь, сделаю так, как надо. И я делала. Мои школьные учителя Татьяна Алексеевна Зайкова и Татьяна Николаевна Ямшанова, директор школы Елена Леонидовна Никитина учили работать от души. И я работала. Мои педагоги в университете Ксения Станиславовна Лицарева и Елена Михайловна Рендакова сами были невероятно талантливыми и в то же время требовательными к себе. И мы, студенты, становились такими же. Наконец, люди, которые окружают меня в учительской профессии сейчас. Это настоящие учителя, действительно посвятившие себя учительству, школе вообще: Дмитрий Анатольевич Скурихин, Ирина Леонидовна Лубнина, Людмила Александровна Гмызина и многие-многие другие. Понимаю, что если перечислять всех, то список будет огромным.

– А кто вас направил на учительскую стезю?

– Трудно сказать… Я не мечтала стать учителем. Я просто много читала, любила поэзию и театр, чуть-чуть сочиняла сама. Я любила литературу. Стать филологом – идея, которая появилась еще в школьные годы. По-моему, ничего серьезнее филологического образования в духовном, душевном плане просто не существует. Наверное, чтобы стать учителем, необходимо пройти школу русской литературы, литературы сострадающей, сопереживающей, литературы жертвенной. Я считаю, что именно со-переживание есть основа взаимоотношений учителя и ученика. Первый опыт работы учителем дал возможность в этом убедиться. Я пришла на практику к своей учительнице русского языка и литературы Тамаре Васильевне Карасевой (по первому своему диплому я не учитель иностранного, а именно учитель русского языка и литературы). И вновь, как в школьные годы, она учила, направляла, советовала, чего-то совсем не принимала. Было трудно, но невероятно интересно. С моими первыми учениками мы читали древнерусскую литературу (изучали «Слово о полку Игореве»), рисовали иллюстрации, рассматривали картины Васнецова и даже побывали на его родине.
Наверное, тогда судьба выбирала мою будущую профессию. Спустя почти двадцать лет я думаю, что она не ошиблась.

Еще мне хочется отметить редкую черту моей героини. Помимо литературы, поэзии и языка – культуры в широком смысле слова она очень любит свою малую родину, переживает за ее будущее. То, как проникновенно она говорит о своей любимой Вятке, у меня как журналиста и гражданина вызывает восхищение:

– Кировская область – красивейшее место с очень давней историей. Наши писатели Александр Грин и Альберт Лиханов, художники Иван Шишкин и Виктор Васнецов, спортсмены Александр Мальцев и Владимир Мышкин и многие другие – наша гордость. Дымковская игрушка и вятское кружево – наши символы. А какая у нас природа!.. Слияние рек Вятки и Чепцы, озеро Шайтан с подвижными островами, Вятские Увалы… Я очень люблю свою Вятку, поэтому сильно за нее переживаю. Переживаю за то, что закрываются производства, объявляются банкротами предприятия, большое количество жителей области не могут найти работу, не имеют достойной заработной платы. Переживаю за то, что наши талантливые выпускники уезжают в большие города, в другие страны и… не возвращаются. Конечно, я горжусь теми выпускниками, которые добиваются успеха (в Санкт-Петербурге, Москве, в Китае, Германии и США), но мне очень хочется, чтобы они возвращались и все свои способности реализовывали на своей малой родине. А пока наши школьники по большей части выбирают «невозвращение».

Много лет, с 2008 года до настоящего времени, Анна Сергеевна работала учителем английского языка в Лицее Кирово-Чепецка, имеющем физико-математический профиль. Своих учеников Анна Сергеевна понимает, ценит и уважает. Признается, что сама многому у них научилась.

– Кто такие математики? Это ребята (по большей части мальчишки), которые ждут от учителя логики, ждут строгого следования алгоритму, ждут формулы, которую можно применить в нужной ситуации. Именно работая с такими детьми, я добралась в своей практике до метода моделирования. Моделирование как преобразование информации в формулу, а затем использование (развертывание) этой формулы – тот подход, с которым я иду на урок английского языка, ведь английский язык как аналитический чем-то напоминает строгую математику.

Тем более интересным становится «спор» двух языков – английского как аналитического и русского как синтетического. Если в начале своего учительского пути я все время искала сходства в языках (чтобы детям проще было понять некоторые языковые явления), то сейчас мы с лицеистами приходим к тому, что два языка – это два огромных (очень красивых!) мира, познавать которые задача сложная, но чрезвычайно интересная. Я очень благодарна своим математикам за постоянный поиск нового, на который они меня подталкивают.

Не только ученикам. Конечно же, и своим коллегам, учителям, особенно Клубу учителей года Кировской области. Профессиональное общение организовано активом клуба так, что педагоги разных предметов имеют возможность постоянно учиться друг у друга, использовать самые смелые идеи, обсуждать самые оригинальные приемы и методы. Это многое дает в плане самосовершенствования и подготовки к ответственным педагогическим событиям.
А еще Анне Сергеевне очень повезло в личной жизни. У нее прекрасная семья, которую тоже, как и школу, в определенном смысле можно назвать мальчишеской (сильный пол преобладает): муж, двое сыновей (14 и 7 лет) и пес. Есть еще в семье черепаха и улитки, но опознать их пол весьма затруднительно.

– Я обожаю своих мужчин, – признается Анна Сергеевна. – Они всегда меня поддерживают, жалеют, обнимают, целуют. Самый ценный (любимый мною и ими тоже) момент называется в нашей семье «обнима-а-ашки!». Это когда после рабочего дня муж-папа приходит домой, я забираюсь к нему подмышку на несколько секунд, это видят мальчишки, и с криком «Обнима-а-ашки!» младший втискивается между нами, старший (как перерастающий всех по высоте) обнимает сверху и где-то совсем внизу подпрыгивает, тявкая и виляя хвостом, пес.

С такой поддержкой, которую Анна Сергеевна получает в семье, не страшно, наверное, никакое испытание. И это замечательно. Потому что очень скоро Анну Сергеевну ждет еще одно большое профессиональное приключение. Буквально две недели назад ее пригласили на встречу с главой администрации и главой Департамента образования Кирово-Чепецка, где предложили должность директора школы, которую она сама окончила в 1997 году.

– Думала я думала и… согласилась, – говорит Анна Сергеевна. – Очень непростое для меня решение, поскольку ощущаю я себя учителем до последней клеточки. Еще не все решено, в должность я пока не вступила, впереди очередной конкурс-собеседование. Но если все получится, я попробую (как минимум буду очень стараться) стать хорошим директором в своей родной школе, где до сих пор работает моя учительница английского языка.

Всей душой желаю Анне Сергеевне успеха на новом поприще. И не сомневаюсь, что у нее все получится.

Вера КОСТРОВА, Кирово-Чепецк, Кировская область


Комментарии

Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt