search
main
0

Сказка об особых детях. Привокзальная. В Петрозаводске показали первый социальный спектакль

Еще в ноябре появилась информация о том, что в Карелии покажут первый социальный спектакль. «Привокзальная сказка», созданная по литературным, музыкальным сочинениям и рисункам детей с ограниченными возможностями здоровья, стала завершающим этапом социального арт-проекта «Добрый день». А в декабре в театре Ad Liberum прошла премьера социального спектакля для семейного просмотра «Привокзальная сказка». На начало февраля уже запланировано несколько показов спектакля, часть билетов на который выделят ученикам коррекционных школ и воспитанникам детских домов. Грант проекту «Добрый день» выделило Министерство культуры РФ при софинансировании Министерства культуры РК.

То, что о детях с особенностями здоровья стали говорить сейчас больше, – хороший симптом. Наше общество будто выздоравливает после десятилетий молчания и осознанного игнорирования живущих рядом людей, которым нужна наша помощь. Но я вижу и другую тенденцию: тема деток с особенностями развития сейчас в моде. Хотя многие вроде бы искренне хотят сделать что-то доброе и полезное для этих ребят. Ведь это ни с чем не сравнимая радость – видеть улыбку, чувствовать счастье малыша, которому и нужны для этого машинка на пульте управления, чтобы фары горели, или телефон на батарейке с приятной мелодией. И вот у части общества складывается ощущение, что добро делать легко, а исполнить чью-то мечту – это все равно что в магазин сходить: дать денег и получить ее, заветную, в коробочке с бантиком.

Мы говорим своим малышам о хорошем и добром, наверное, это должно быть в детстве основным. Потому как детская душа и сердце – настоящее сокровище, о котором сами ребятишки и не догадываются. Улыбка, прикосновение или мысль, сказанная порой угловато и иногда с речевыми нестыковками, несет в себе крупицы истины и искренности, – того, чего в нашей жизни непростительно мало. И с этим посылом социального спектакля «Привокзальная сказка» – дать возможность зазвучать со сцены детским мыслям и мечтам – я согласна полностью. Очень ценно, что детские сочинения звучали со сцены, вошли в чудесную брошюру, их удивительно красочно и со вкусом оформили.

Уже после спектакля один из авторов сценария Лидия Побединская рассказала, что этот спектакль, по сути, создан из детских сочинений. Взрослые обыграли их, придумали сквозной сюжет. Этому предшествовала работа в проекте «Добрый день». В 2012 году он начинался на волонтерском вдохновении при поддержке Центра культурных инициатив. Тогда и родилась идея социального спектакля, который помог бы особенным детям реализовать свой творческий потенциал. Для этого с их педагогами провели мастер-классы, а с ребятишками говорили о живописи, музыке и искусстве. Затем уже Лидия Побединская и Олег Липовецкий сложили истории детей в пьесу, композитор Ирина Смирнова написала музыку, а художник Алёна Голубева сделала видеооформление спектакля на основе детских рисунков.

В плане режиссерских находок все получилось удивительно органично и интересно: зрители сидят даже на сцене, для актеров выделен узкий проход – почти как в настоящем зале ожидания любого российского вокзала. Интересен ход, когда актеры рассказывают о детских мечтах, показывая свои фотографии. Черно-белые снимки – это как пропуск в детство, знак для пришедших детей, что взрослые тоже когда-то были маленькими.

Линия в общем-то выстроилась, детские сочинения вполне убедительно звучали из уст актеров. Только воспринимать их было сложно, поскольку иногда ход спектакля прерывался спорами, криками (слишком часто звучало «чё»), неоправданно резкими словами. В своем слове после спектакля Лидия Побединская пояснила, что это подход, который закаляет ребенка.

Наверное, в чем-то автор сценария права, но тогда необходимо еще раз понять: готовы ли шестилетки (возрастная категория спектакля 6+) подвергаться такому закаливанию? Да и так ли необходимы окололитературные обороты «отвали!», «сам дурак!» и прочее-прочее-прочее? Детская душа закаляется не грубыми словами, а настоящими поступками и выбором, который делает ребенок в совершенно конкретной ситуации, а не абстрактным рассуждением о мечтах. Я, конечно же, понимаю родителей, которые скажут, что не нужно создавать для детей специальных условий, что по телевизору еще и не то показывают. Возражу лишь тем, что не все дошколята смотрят телевизор и не для всех крики и разборки обычное дело. Или слово «социальный» как бы оправдывает такой обывательский подход к зрителю?

На мой взгляд, спектакль получился недетским. Он подойдет для просмотра замотанным взрослым, которые хотят вспомнить свое детство. Например, чиновникам всех рангов и мастей.

… Добро и мечта – не новая религия и не мода. Это то, что позволяет нам оставаться людьми в любых условиях, всегда. «Человеческая душа – это состояние человека, это что-то необъяснимое, яркое», – так написал 15-летний Ваня, воспитанник школы-интерната №21. Детские мысли и слова самоценны, их важно донести до зрителя. Путь от написанного к прозвучавшему мог быть намного короче, если бы свои отрывки прочли сами ребята. Эмоций у всех было бы больше. Потому как одно дело говорить о детях с особенностями и совсем другое – видеть, как искусство стирает все границы. Спектакль смотреть нужно обязательно, но, мне кажется, что этот проект нужнее взрослым. Если обращаться к детям, то лет с десяти, наверное, а то и старше.

Справедливости ради замечу, что многие участники проекта уверены — спектакль подходит и для детей заявленной возрастной категории. Вот их мнения:

Александра Грачёва, 16 лет:

– Я была на премьере спектакля, о ходе проекта я знаю «изнутри». Меня тронул сюжет, а то, что всё это придумали дети, поразило меня ещё больше. Я считаю, что мои сверстники просто обязаны ходить на такого рода постановки. Затронуты очень душевные и распространённые темы, о которых взрослые просто боятся говорить со своими детьми. Честно говоря, я плакала потому, что мне это знакомо. Было здорово!

Мама одного из маленьких авторов:

– Моя семья благодарна проекту «Добрый день». Сынишка был очень рад тому, что его сочинение вошло в спектакль. Многие взрослые не представляют, как важно нашим деткам, что их работу или достижение в чем-то заметили и об этом сказали. В основном говорят о победах и достижениях обычных детей. Думаю, детям и подросткам надо смотреть этот спектакль. Может, они и не все поймут, но если хоть один перестанет показывать пальчиком, отворачиваться и говорить «уйди, ты не такой как я», значит, это стоило того. Этот спектакль дал нам новые знакомства, моему ребенку добавил больше уверенности в себе, лично мне подарил бесценную возможность вернуться памятью в юность. У нас появилась возможность хоть ненадолго побыть обычной семьей и забыть о проблемах. Огромное всем за это спасибо!!! Пусть спектакль живет, пусть останется в репертуаре театра хоть ненадолго.

Жанна, участница проекта:

– Хочу поблагодарить всех, кто работал над проектом «Добрый день». Мне, которой повезло увидеть как всё начиналось, было трепетно и радостно. Это потрясающая работа!!! Слёзы на глазах зрителей – самая желанная награда, не правда ли? Спектакль достиг своей цели.

Олег Липовецкий, режиссёр:

– Исполнение произведений особых детей, использование их рисунков именно на профессиональной сцене профессиональными актёрами, повышает самооценку ребят и оценку в глазах сверстников, позволяет им поверить, что они нужны и важны не только для родителей, но и для общества. Это огромная гордость и радость для  ребят из интернатов и коррекционных школа и их родителей. С другой стороны, создание профессионального спектакля позволяет привлечь в театр зрителя, который, к сожалению, не пойдёт просто слушать детей с особенностями развития. А, придя в театр, зритель погружается в проблему и становится ей сопричастен.

Перед тем как непосредственно приступить к проекту «Добрый День», я подробнейшим образом изучил опыт уже состоявшихся социальных проектов и в нескольких принял участие. Побывал на занятиях у Николы Маккартни, которая является одним из основателей театральной терапии и метода класс-акт и на консультации у руководителя «Театра Простодушных». Кроме этого, после того, как была собрана пьеса, была сделана её читка в присутствии специалистов по работе с детьми, педагогов и родителей. И собраны их мнения и отзывы. Кстати, сейчас мы уже начали подготовку к следующему проекту для подростков.

Фото из группы проекта http://vk.com/privokzalnaya_skazka

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте