Я не раз убеждалась в правоте Эрнеста Берна, который считал, что конкретная сказка может стать жизненным сценарием человека. С помощью сказки можно попытаться извлечь человека из неудачного жизненного сценария.
Сказка хороша тем, что это интересно и похоже на отдых, хотя в то же время в бессознательном происходит сложная работа, – читаем в книге С.А. Черняевой «Психотерапевтические сказки и игры», Санкт-Петербург, 2003 год:
познание (культуры, этики, традиций не только своего, но и мировых этносов),
узнавание (себя, своей проблемы, других характеров и подходов),
психокоррекция (сглаживание, удаление осуждаемого, ненормированного варианта поведения, поиск замены на социально приемлемое, одобряемое).
Именно поэтому так важно выбрать сказку добрую, прекрасную, величественную, пробуждающую лучшие силы и свойства души».
Помимо этого у сказки есть еще один аспект. Почему чаще всего ее читают ребенку перед сном?.. Верно, она успокаивает. Сказительные напевные интонации, ритмика, тихий голос – все работает на успокоение, снятие напряжения. Сказка готовит ребенка ко сну, сразу проникая в бессознательное, минуя кордоны сознания. Там, в бессознательном, готовится удивительное варево из всего услышанного, увиденного, сделанного и мечтательного, несделанного. Это зона откровений и предвидений, творчества и буйства, страхов и отваги. И сказка – квинтэссенция мудрости, – упав в этот котел, способна радикально изменить вкус, превратив обычную похлебку в амврозию – пищу богов.
«Сказки существуют не только для детей, но и для взрослых. Особенно полезны психотерапевтические сказки – специально написанные для коррекции черт характера, формирования адаптивного поведения. Часто подростку недостает опыта для правильного выбора или умения себя разглядеть, оценить. А еще чаще ему его ситуация кажется абсолютно неразрешимой (в силу отсутствия опыта), и в его юную голову не приходит даже сама мысль о возможности различных выходов из ситуации.
Сказка служит для подсказки решения, предлагает варианты. Обсуждая их с ребенком, подростком, взрослым, можно не только проиграть жизненные сценарии по им предложенному выбору (помните, «Налево пойдешь – коня потеряешь, направо пойдешь – сам пропадешь, прямо пойдешь…»), но и многократно (при чтении всякой следующей, содержащей элемент выбора сказки) донести до него мысль о том, что не бывает безвыходных ситуаций, нет неразрешимых вопросов, всегда можно найти решение, пусть компромиссное».
Следует особенно тщательно отбирать сюжеты. Счастлив тот, кто сам может легко создать сказку по «горячим следам», иносказательно или прямо используя произошедшие с ребенком (другом) события и умело предлагая уместную модель поведения героя для счастливого завершения сюжета. Это подсказка напрямую. Существуют давно известные классические сказки – народные и авторские. Их следует «просеивать». Так, не все народные сказки годятся для воспитания высоких морально-нравственных качеств личности. Здесь будут неуместны сюжеты о ловкачах и обманщиках, сказки-страшилки или те, где зло торжествует. Нежелательны также сказки братьев Гримм, где много жестокости, обмана, хитроумия. Из авторских сказок всегда уместны сказки христианских писателей (Андерсен или Льюис), сказки Шварца, Линдгрен. В психологической практике можно использовать как народные или известные авторские, так и специально сочиненные для психотерапии сказки.
«Если сказки создаются специально для сказкотерапии, – читаем в книге «Психотерапевтические сказки и игры», – то они сочиняются по проблемам, характерным для того контингента, с которым работает психолог, иногда сказка пишется для конкретного клиента. Сказка, предлагаемая группе или отдельному клиенту, не известна ему, поэтому более интересна, особенно если предлагается в связи с волнующей проблемой или анонсируется как его личная сказка. Сказки, создаваемые для психологической работы, содержат специально закладываемые «зацепки» для клиента (группы). Актуальная проблема представлена в сказке в метафорической форме; как правило, приписана значимому герою – принцу, принцессе, королю.
Сюжеты предлагаемых сказок, создающихся как психотерапевтические, обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие от них ответственного решения. В сказке не должно быть явного морализаторства, но в тех случаях, где психологическая проблема соприкасается с этической, там, где возникают вопросы ценностей или смысла жизни, в сказке начинает присутствовать этическая составляющая. Например, сказка начинает подсказывать, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к себе самому – это плохо. Не слишком хорошо и проводить жизнь в грезах, суете и капризах.
При обсуждении сказок важно, чтобы и юные, и взрослые слушатели (зрители) не осуждали героев сказок, а постарались их понять. Для этого желательно, чтобы психолог в своих репликах говорил о чувствах сказочных персонажей, об их трудностях, а не о «недостатках».
Есть и другая точка зрения – сказку обсуждать необязательно. Просто прочтите (расскажите) ее ребенку или взрослому. Особенно хороши для этого притчи, как будто специально созданные для того, чтобы после них была пауза. Дальше – тишина… Тогда дольше остается созданное ею настроение, воображение дорисовывает варианты финала, в бессознательном происходит окончательное осмысление и выбор. Если сказка читается перед сном, то дальше следует засыпание и обработка полученной информации уже во сне, что способствует ее проникновению в еще более глубокие структуры бессознательного. В очень архаичных текстах, например в сказках о животных или в некоторых бытовых сказках, герои руководствуются весьма сомнительными этическими принципами. Это значит, что «сказка на ночь» требует особенно тщательного отбора. Помните, что одна из сказок, прочитанных вами ребенку, может стать его жизненным сценарием. Наше время кишит Котами в сапогах и маркизами Карабасами – превращение без преображения, хитрость и ложь ради сытой жизни. Какого сценария вы бы пожелали своему ребенку?
Если вы столкнулись с воспитательной проблемой, то и сказку ищите с ключом ее разрешения. Особенно тяжело найти подход к ребенку-подростку. Вот здесь и будут уместны сказки-притчи, авторские психотерапевтические сказки (их можно найти в методической психологической литературе). Вечные подростковые проблемы (любви и дружбы, агрессии, самоопределения, разрыва отношений с родителями) пополнились в последнее время частыми суицидами, бродяжничеством, наркоманией. Что можно предложить в этом случае? Все тот же вечный ответ – любовь, терпение и беседы с включением притч, сказок, дающих варианты разрешения напряженной ситуации.
Жаннета ГРОМСКАЯ, педагог-психолог Центра наставничества Московского городского педагогического института
Комментарии