В Государственном собрании – Курултае Республики Башкортостан состоялись парламентские слушания по теме «Проблемы нормативно-правового обеспечения профессиональной деятельности в республиканской системе образования».
Докладчики, среди которых министр образования и науки РБ Айбулат Хажин, председатель Башкирского рескома Профсоюза образования Раиль Газизов, руководители учебных заведений, говорили в основном о той колоссальной бюрократической нагрузке, которую взвалили на учителей. Излишняя отчетность (как бумажная, так и электронная) не позволяет педагогам сконцентрироваться на своих прямых обязанностях, что сказывается на качестве образования.
Не менее серьезное влияние на него оказывает оплата труда учителя. Как отметила Татьяна Астрелина, руководитель Гострудинспекции в Республике Башкортостан, это еще и один из основных факторов, обуславливающих текучесть кадров. Так, из 311 обращений педагогов в Гострудинспекцию за два предыдущих года 281 (то есть 90%) касалось заработной платы. В своем выступлении руководитель надзорного ведомства коснулась выполнения указа Президента России №597 от 2012 года, цель которого – реальное повышение зарплат бюджетников определенных категорий.
– Что видим на практике? Да, кто-то из педагогов почувствовал повышение оплаты труда, но произошло оно в большинстве случаев за счет увеличения нагрузки. А у кого-то зарплата осталась на прежнем уровне или даже уменьшилась, – отметила Татьяна Николаевна. – В итоге достижение «указного» показателя, мы полагаем, свелось к арифметическим манипуляциям, когда за средней величиной размера зарплаты по конкретному образовательному учреждению скрывается «разбег» в десятки тысяч рублей.
Система оплаты труда педагогических работников республики регулируется в основном постановлением Правительства РБ №374. По словам Татьяны Астрелиной, осложняет ситуацию отсутствие правовой определенности отдельных положений этого документа. К примеру, в нем четко не определено, является ли персональный повышающий коэффициент (ППК) обязательной составляющей заработной платы. Также непонятно, что конкретно нужно выполнить учителю для его получения. В итоге на практике в одной школе в перечень критериев ввели работу без больничных листов. Мало того что это не соотносится с качеством образования, подчеркнула Татьяна Николаевна, так еще и влияет на состояние здоровья учителя и учеников.
Татьяна Астрелина предложила Правительству РБ с участием профсоюзов и представителей образовательных учреждений проработать изменения в постановление №374, чтобы обеспечить максимальную понятность и прозрачность составных частей зарплаты педагогов, сформулировать конкретный перечень стимулирующих выплат и критерии для их установления.
Игорь ВЕТРОВ, по материалам Башкирской республиканской организации Общероссийского Профсоюза образования
Комментарии