Большой зал. Яркий свет. Ровный гул голосов. Но – мгновение – и вокруг темнота и тишина. Посередине зала лишь сноп света. Попадая на огромный белый экран, он превращается в увлекательные, трогательные, печальные или радостные истории. Это – чудо кино. А вот в Московской международной киношколе к такому чуду привыкли, ибо давно уже творят его своими руками.
Площадка для молодняка
Свои первые шаги Московская международная киношкола сделала еще в советские времена. Вплоть до 1991 года это была киностудия Дворца пионеров на Воробьевых (тогда еще Ленинских) горах. Студия была единственным местом в стране, где школьники имели возможность работать на профессиональной киноаппаратуре, общаться с кинооператорами и режиссерами. Свои школьные годы здесь провели такие талантливые и известные сегодня люди, как Валерий Тодоровский, Ксения и Полина Кутеповы и многие другие.
В конце 80-х, когда многое в системе образования менялось, руководство студии решилось на отважный шаг. В результате в 1991 году открылась киношкола – государственное учебное заведение. Его структура – это 9, 10 и 11-е классы общеобразовательной школы и творческие мастерские, подразумевающие профессиональную подготовку в области кино, театра и телевидения. Концепция школы заключалась в получении детьми качественного гуманитарного и начального профессионального образования.
За возможность получить аттестат зрелости и параллельно учиться делать кино, ставить спектакли и снимать телерепортажи ученикам киношколы приходится платить… свободным временем. Ведь все уроки с утра и до обеда здесь посвящены основным предметам, а также углубленному изучению таких дисциплин, как история искусств, сценическое искусство, психология, актерское мастерство, технология фотографии или киномонтажа и т.д. А вот вторая половина дня полностью отводится занятиям в творческих мастерских.
Желания и возможности
Несмотря на загруженность учеников, попасть в киношколу нелегко. Здесь всегда не больше ста учеников. Каждый год руководство отбирает лишь 30 детей, а желающих обычно в три-четыре раза больше.
Причин тому несколько. Во-первых, киношкола никогда не могла похвастать обилием площадей. Лишь в нынешнем году Департамент образования Москвы дал ей новое помещение неподалеку от станции метро “Университет” и помог сделать ремонт. Кроме того, руководитель департамента Любовь Кезина пообещала также построить рядом профессиональный кинопавильон, учебную телестудию и театр. Такое внимание властей в школе очень ценят и теперь мечтают о будущем технологическом комплексе, где можно будет осваивать технологии арт-производства. Во-вторых, обучение в школе индивидуализировано. По словам учителей, чтобы научить ребят выражать свои мысли и чувства при помощи искусства, необходимо каждому уделять максимум внимания. А при большом количестве учеников это тяжело. А в-третьих, не все дети могут выдержать испытания в виде общеобразовательных тестов и собеседования. В задачу последнего входит выявление творческого потенциала подростка, понимание того, куда и как человек настроен двигаться дальше. Здесь могут взять ребенка с “тройками” по физике или биологии, но увлеченного идеей и способного ее выразить. Что же касается проверки уровня знаний школьника, то, скажем, школьника могут попросить сложить в уме два трехзначных числа. Или, например, выучить за 30 минут отрывок из прозы на 10-12 предложений. По статистике, с подобными заданиями, как правило, не справляется около 90 процентов ребят.
По словам директора киношколы Даниила Саксонова (кстати, окончившего в свое время киностудию на Воробьевых горах), эти факты говорят о том, что на уровне начальной и средней школы дети, как правило, абсолютно не оснащены элементарными интеллектуальными техниками.
Творческая “кухня”
Творческие мастерские – святая святых любого учебного заведения, связанного с искусством. И киношкола в этом смысле не исключение. На сегодняшний день их здесь насчитывается пять: актерская, операторская, сценаристская, режиссерская и продюсерская. Каждая объединяет учеников разных классов (обычно ребята, приходя в 9-й класс, определяются, по какому из этих направлений они хотят заниматься и в дальнейшем получать высшее образование в вузе). Существует и подготовительное отделение для восьмиклассников, которые приходят в школу только во второй половине дня.
Собственно, в особенностях работы мастерских и заключается основная “изюминка” киношколы. Каждая из них в ходе совместных обсуждений ребят и педагогов выбирает себе на год творческий проект (либо сразу несколько мастерских объединяются для какого-то одного проекта). Это могут быть фильм, спектакль или издательский проект. Для его реализации составляется поэтапный план работы, где расписывается все необходимое: тренинги, экскурсии, посещение музеев, библиотек, организация экспедиции, изучение дополнительного языка и т.д. Вместе с ребятами над каждым проектом трудится команда взрослых. С одной стороны, это педагоги, которые постоянно держат в поле зрения каждого ученика, следят за его реакцией на то или другое событие. А с другой стороны, это профессионалы. В частности, операторское мастерство они изучают вместе с Леваном Пааташвили, одним из известнейших российских операторов.
Однако, несмотря на столь серьезный подход, первые год-два в киношколе никогда не рассматриваются как строго профессиональные. “Если наша школа помогла человеку понять, что его призвание – математика и экономика, то мы считаем свою задачу выполненной, потому что именно мы помогли ему это понять, – говорит Даниил Саксонов. – Для нас важно воспитать людей, способных занимать авторскую позицию не только в творчестве, но и в реальной жизни. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники были способны осмысленно выстроить для себя свой путь, определить свои цели и постепенное движение к ним”.
Проекты
Вот уже пять лет подряд свои творческие проекты киношкола связывает с актуальными, а подчас даже острыми проблемами нашей жизни.
Один из таких проектов – работа с детьми-инвалидами с ограниченными возможностями движения. Команда киношколы приезжает к ним в дом-интернат и делает мультфильм. Технология проста: сначала дети-инвалиды рисуют, а потом “киношкольники” с помощью мультипликационной технологии оживляют эти изображения. “Таких счастливых лиц, как у тех детей-инвалидов, смотрящих на собственные рисунки в движении, и наших учеников, я не видел уже давно, – рассказывает Даниил Саксонов. – Это и есть жизненное образование, которое мы стремимся дать нашим воспитанникам. После таких проектов даже самые обычные школьные предметы дети воспринимают по-другому”. С подобными проектами киношкола уже побывала в более чем десяти российских городах.
Яна САРТАН
Комментарии