search
main
0

Сибирское просвещение: нелегкая, но славная история

Первые грамотные люди пришли в Восточную Сибирь в период освоения Прибайкалья русскими землепроходцами. Началом этого освоения принято считать 30-е годы ХVII века, когда на территории нынешней Иркутской области были основаны первые крепости-остроги Илимский, Братский, Киренский, Усть-Кутский. Иркутский острог русские построили уже позднее, в 1661 году. Вокруг острогов, а их число постепенно возрастало, стали селиться посадские люди, занимавшиеся торговлей, ремеслами, охотой и сельским хозяйством. В конце ХVII века в Прибайкалье насчитывалось уже около тысячи крестьянских хозяйств.
К концу XVII столетия некоторые из восточносибирских острогов стали городами. Иркутск был третьим в этом ряду после Илимска и Киренска, но именно там в течение двух последующих столетий решались и политические, и культурные судьбы большей части Сибири и Дальнего Востока. Рядом с новоучрежденными городами устраиваются и растут православные монастыри, ставшие первыми очагами грамотности. Все они – Вознесенский мужской (1672) и Знаменский женский (1693) в Иркутске, Троицкий мужской в Киренске (1698) – со дня своего основания учили не только верить, но и читать.

Однако слой грамотных людей не ограничивался лишь священниками и монахами. Среди казаков, промысловиков, крестьян, двинувшихся осваивать новый край, оказалось немало грамотных людей. Поэтому главной формой народного просвещения в Сибири в то время, как и по всей России, было обучение у бродячих “мастеров” грамоте. Архивные документы сообщают нам об одном из таких просветителей: “Лука Алексеев сын Кучина из Илгинского острога (ныне село Знаменское Жигаловского района) 38 лет, рождения города Устюга, живет здесь шесть лет, ремесла у него никакого нет, кроме того, что учит крестьянских детей грамоте, оброку платит по рублю…”
Нужда в грамотных людях для хозяйственных, административных и даже дипломатических целей в Сибири была значительно сильнее, чем в остальной России. Поэтому первые сибирские школы, хотя и были духовными, обслуживали не только церковные, но и общегражданские потребности светской правительственной власти.
Так, первая школа Восточной Сибири, учрежденная в 1725 году при иркутском Вознесенском мужском монастыре, получила название “мунгальской” (монгольской). Это было второе русское учебное заведение за Уралом после Тобольского архиерейского училища.
Большая роль в ее открытии принадлежала Антонию Платковскому – архимандриту Вознесенского монастыря, выпускнику Киевско-Могилевской академии. Он настоятельно доказывал Синоду, что Иркутску необходима своя местная школа. Во-первых, для подготовки переводчиков восточных языков, помогавших развивать торговлю с Китаем и Монголией. И, во-вторых, для дальнейшего распространения христианства. Через три года при том же монастыре открылось новое отделение – русско-славянское. На протяжении двух десятков лет русско-монгольская школа была единственной в наших краях. И хотя знания она давала небольшие, все же сыграла ключевую роль в развитии просвещения. Благодаря ее работе в Иркутске начал формироваться слой “собственных” грамотных людей.
Вторым учебным заведением Иркутска и одновременно первым профессионально-техническим принято считать школу навигации и геодезии, открытую в 1754 году. Создание этой школы, как и почти одновременное открытие подобных школ в Нерчинске, Охотске, Якутске, было вызвано насущной необходимостью: ждали освоения присоединенные к России восточные и северные территории. Для этого нужны были геодезисты, картографы, лоцманы, штурманы, судостроители. Школа просуществовала до 1812 года и влилась в состав Иркутской губернской гимназии.
Еще через четверть века произошло событие, которое стало вехой не только в развитии системы образования, но и в культурной жизни Иркутска в целом. Открылось первое в городе и губернии среднее учебное заведение – духовная семинария. Обширная Иркутская епархия, простиравшая свое влияние до Аляски, Северной Калифорнии и Алеутских островов, крайне нуждалась в священниках. Вместе с тем многие выпускники семинарии посвятили себя светской деятельности. Среди них были наши выдающиеся земляки: ученый-этнограф А.П.Щапов и писатель М.В.Загоскин.
В эти же годы на средства, собранные по подписке среди местного купечества, было основано и первое светское учебное учреждение Сибири – Иркутская “градская школа”. В 1789 году в соответствии с новым екатерининским “Уставом народным училищам Российской империи” она была расширена и преобразована в Главное народное училище.

К началу ХIХ века в Иркутске расположилась резиденция генерал-губернатора Восточной Сибири. Город стал центром Иркутской губернии, выделившейся из состава Сибирской. Через него осуществлялись все дипломатические и торговые связи с Китаем и Северной Америкой. Здесь был центр епархии. К тому времени наш Иркутск имел даже больше учебных заведений, чем прежняя столица Сибири – Тобольск.
Новая александровская реформа образования не застала Сибирь врасплох. Она должна была продолжить формирование государственной системы школ, начатое еще Петром I. Согласно этому плану уже в 1805 году в Иркутске были открыты мужская губернская гимназия и уездное училище, а также Воскресенское приходское училище. Своеобразным откликом на реформу стало появление инородческого училища для детей-бурят в окружном городе Балаганске. К сожалению, одна из первых национальных школ Сибири просуществовала не больше года.
Одним из важнейших последствий александровского царствования стало также постепенное, хотя и очень медленное формирование сети учебных заведений на территории губернии. Только в 20-х годах XIX века появились училища в городах Нижнеудинске и Киренске. А спустя еще два десятка лет образование начинает проникать в глубинку. В 1840 году открылись первые сельские приходские училища.
Тогда же в Иркутске появились и первые женские учебные заведения. В 1838 году по завещанию купчихи-меценатки Елизаветы Медведниковой для девочек из малообеспеченных семей и сирот открылся Сиропитательный дом. В течение шести лет ученицы получали начальное и профессиональное образование. С именем другого купца-мецената, Ефимия Кузнецова, связано открытие в 1852 году еще одного городского училища “для девиц духовного звания”, в дальнейшем ставшего епархиальным. Несколько раньше, в 1845 году, по настоятельному требованию генерал-губернатора В.Я.Руперта город получил и женское привилегированное учебное заведение – Восточно-Сибирский девичий институт.
К началу ХХ века в Иркутске было более 70 учебных заведений, в том числе несколько мужских и женских гимназий и реальных училищ, учительский и девичий институты, духовная, учительская и церковно-учительская семинарии, горное, промышленное, сельскохозяйственное, юнкерское, коммерческое, духовные мужское и женское училища, кадетский корпус, ремесленные и железнодорожные школы, а также несколько десятков приходских и высших начальных училищ. Кроме того, на территории губернии работало около 10 средних школ и более двух десятков высших начальных училищ Министерства просвещения. Их работу дополняла разветвленная сеть начальных церковно-приходских и приходских училищ. К 1917 году в губернии было уже 954 школы.
Революция и гражданская война временно прервали рост и развитие сибирского образования. Но именно этой эпохе Иркутск неожиданно оказался обязан открытием своего первого высшего учебного заведения. Иркутский государственный университет, основанный в 1918 году еще по инициативе Верховного правителя России адмирала Александра Колчака, начал активно работать уже после его гибели. В августе 1920 года на его рабочий факультет поступили первые студенты-иркутяне.
В советский период история иркутской школы мало чем отличалась от истории других регионов России. Преобразования в системе народного просвещения на основе принципов единой трудовой школы в губернии начали осуществляться с 1920 года. Проблемы, которые предстояло решить, были характерны для всей России. Но были и некоторые особенности.

Так, в 1921-1922 годах в губернию прибыла большая группа детей из голодающего Поволжья. Их обустройство оказалось в центре внимания органов народного образования. В 1922 году в губернии работало 62 детских дома (до 1917 года – 10 частных приютов). Необходимо было решить проблемы с обучением неграмотных, а таких было 245 тысяч человек! Главная трудность послереволюционного периода заключалась в отсутствии необходимого количества педагогических кадров. По данным Иркутского губоно, в середине 1921 года среди работников школ высшее образование имели 1,3 процента, окончили учительский институт 2,2 процента, а учительскую семинарию – 9,7 процента. Чуть более половины учителей не имели даже общего среднего образования.
К особенностям послевоенного развития иркутской системы образования следует отнести гигантскую организаторскую работу ее органов в новых городах и поселках области. Усть-Илимск, Ангарск, Братск, Железногорск-Илимский, Шелехов, Байкальск, Саянск, Вихоревка, возведенные за несколько десятилетий в глухой тайге; практически заново построенные Усолье-Сибирское и Усть-Кут – сегодня во всех этих городах хорошая материальная база, современное оборудование, школы обеспечены квалифицированными кадрами, в основном решены жилищно-бытовые условия. Когда в 1974 году началось строительство западного участка БАМа, в область прибыли новые тысячи людей. Им тоже нужны были школы, детсады, внешкольные учреждения, кадры для работы в них, нужно было обустроить быт учителей. С этими задачами органы народного образования также успешно справились.
Сегодня, когда история иркутской школы вплотную подходит к своему трехвековому рубежу, самое время оглянуться назад. Пусть смиренное созерцание того нелегкого и славного пути, которым прошла наша система образования, вселит мужество в сердца тех, кто продолжает и ныне развивать и укреплять ее лучшие традиции.
Лев МЕНЬШИКОВ, председатель Иркутского регионального отделения Педагогического общества России
На снимках:
Пятиклассное городское училище.
Педколлектив школы Н. В. Сукачевой. С момента основания школы (1884 год) здесь работали Н. В. Сукачева, Е. Д. Солдатова, позднее начали трудиться Л. Ф. Коршунова и Е. Ф. Пашина (Коршунова). Снимок сделан по случаю 25-летия школы.
Вознесенский монастырь – здесь была открыта первая иркутская школа.
Фотографии любезно предоставлены редакции автором статьи и старшим методистом музея ИПКРО Л. Б. Федотовой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте