search
main
0

Сибирское ноу-хау. Творческий подход к воспитанию

В каждом регионе помимо федеральных существует целый ряд программ, направленных на решение тех или иных задач образования, актуальных именно в этом субъекте РФ. Однако многие из таких разработок заслуживают того, чтобы их растиражировали и начали внедрять в других регионах. О том, чем гордится Югра, рассказывает заместитель начальника отдела общего образования Департамента образования и науки Югры Ирина ЛАШИНА.

На сегодняшний день у нас функционирует порядка 400 дошкольных образовательных учреждений, которые посещают более 70000 детей. Конечно, есть трудности с местами, поскольку наш регион – один из лидеров по рождаемости. Согласно разработанной программе в ближайшие годы должны быть введены в эксплуатацию более 135 ДОУ на 25000 мест. На сегодняшний день многие из этих учреждений уже сданы, ряд строится или находится на стадии проектирования. Мы стремимся укреплять материально-техническую базу детских садов, развивать инфраструктуру, приобретать игровое, методическое и дидактическое оборудование нового поколения.

Наряду с традиционными активно развиваются инновационно-организационные вариативные формы образования детей. Ими охвачено более 9000 ребят. Мы открываем группы кратковременного пребывания детей не только в самих детсадах, но также при школах и учреждениях дополнительного образования. Активно развиваются группы предшкольной подготовки, благодаря чему нам удалось охватить более 94 процентов ребят в возрасте 5-7 лет. Созданы группы раннего развития, функционируют центры развития ребенка, центры игровой поддержки детей, созданы предпосылки для формирования лекотек. Получают развитие группы семейного воспитания, группы присмотра и ухода, которые дают возможность людям, желающим работать с маленькими детьми, организовать для них досуг. Площади для мини-детсадов мы обычно предоставляем на первых этажах жилых домов.

Идет работа над улучшением качества услуг дошкольного образования. У нас проходит адаптацию региональная программа «Югорский трамплин», кроме того, активно используются и многие другие программы – «Содружество», «Детство», «Радуга» и т. д.

Мы работаем над повышением статуса педагога дошкольного образования. С 2007 года педагоги, воспитатели и руководители детских садов являются участниками приоритетного национального проекта «Образование» в номинации «Лучшее дошкольное учреждение». В 2008 году на премию губернатора Югры был выдвинут ряд очень интересных проектов муниципальных образований по организации работы с детьми дошкольного возраста. И лауреатами премии стали 20 проектов. Благодаря этому появилась возможность открыть 22 дополнительные группы кратковременного пребывания за счет оптимизации площадей образовательных учреждений.

Здесь, на севере, довольно суровые условия для развития детского организма – пониженное содержание кислорода, мало солнца, зимой сильные морозы. Поэтому весьма актуальны экологическое образование и здоровьесберегающие технологии. Так, у нас во всех детсадах используется специально разработанное питерскими учеными 10-дневное меню, куда входят витаминные комплексы, йодированные продукты, фитококтейли, много фруктов, овощей.

Так как в округе практически нет вакансий среди педагогов, мы можем выбирать лучших из лучших. При этом специалисты к нам приходят не только из Ханты-Мансийского педколледжа, Сургутского университета, Нижневартовского государственного гуманитарного университета, но и из других городов. Подавляющее большинство воспитателей (а их более 9000 человек) имеют высшую и первую квалификационную категории.

В каждом регионе есть то, что является уникальным и что можно считать региональным ноу-хау. Так вот, к числу таких я бы отнесла закон автономного округа «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства» №45-оз, согласно которому родители детей, не имеющих возможность посещать детский сад, получают ежемесячные компенсации от 2500 до 5500 рублей. Еще одна находка – интегрированное дошкольное образование, организация работы с детьми с ограниченными возможностями в зоне детского сада. В этом направлении нам есть чем поделиться с коллегами. Учитывая то, что на федеральном уровне пока еще не подготовлен полный пакет документов по инклюзивному образованию дошкольников, наши наработки в плане интеграции больных детей в коллектив здоровых ребят могут быть очень полезны.

Также учеными Югры разработана программа психолого-педагогического сопровождения родителей «Югорская семья – компетентные родители». Совместно со специалистами Всемирного банка разработана другая интересная программа, которая называется «Забота о раннем детстве». И очень необычное начинание – образовательная программа «Югорский трамплин», нацеленная на развитие ребенка.

Правительством Югры оказывается поддержка негосударственным учреждениям и частному бизнесу, направленным на предоставление услуг дошкольного образования. Возможно, нечто похожее действует и в других регионах, однако нам это очень помогло улучшить ситуацию с дошкольным образованием.

На очень высоком уровне у нас государственно-общественное управление, и это касается как школы, так и детского сада. Действуют наблюдательные, управляющие, попечительские советы, активно развивается сетевое взаимодействие между ДОУ. А с сентября прошлого года многие территории автономного округа перешли на новую систему оплаты труда воспитателей.

…Сейчас почему-то принято любую проблему в той или иной сфере связывать с колебанием мировых цен на нефть. Мол, чем дешевле стоит черное золото, тем меньше отчислений в бюджет и тем хуже финансирование тех или иных проектов и программ. Наверное, взаимосвязь действительно есть, и ситуация на мировом рынке так или иначе сказывается на благосостоянии конкретно нашего округа. Однако мы делаем все, чтобы от этих колебаний система образования не страдала. И делаем ставку на человека, на его желание и стремление выразить себя в своем педагогическом труде. Поэтому наши воспитатели выглядят достойно на любом профессиональном конкурсе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте