search
main
0

Шушенский колорит. На юге Красноярского края свято берегут историю

Я ехал, восхищаясь таежными красотами, в Шушенское и с легкой грустью думал, что, кроме двух домов, в которых жил во время ссылки Владимир Ильич Ленин, и личных вещей вождя, ничего интересного в музее не увижу. Но реальность превзошла все мои ожидания.

Дух революции и первых поселенцев

Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское», где гармонично сливается история сибирского крестьянства с политической историей России, – уникальнейший комплекс под открытым небом. Кстати сказать, в этом большая заслуга московских и петербургских ученых, специалистов из Красноярска и Новосибирска, благодаря которым были созданы музейные экспозиции.

– Музей основан в 1930 году и долгие годы был полностью посвящен сибирской ссылке Ленина, – рассказывает заведующая отделом развития музея-заповедника Наталия Сухова. – Здесь практически ничего не перестраивалось, а в 1970 году на площади в 7 гектаров заложили богатейший этнографический потенциал. Дом, где Владимир Ильич прожил первый год своей ссылки, тоже интересен как этнографический объект, ему уже более 150 лет, он принадлежал шушенскому крестьянину-старожилу Зырянову. Примечательно то, что все здешнее население в те времена делилось на старожилов и потомков переселенцев. История поселка ведется с 1744 года. Здесь проживал Буташевич-Петрашевский – один из первых социалистов. В Шушенском отбывали ссылку люди, проходившие по делу декабристов, участники покушений на российских императоров Александра II и Александра III. Сюда ссылали польских повстанцев, многих социал-демократов и народовольцев.

…Несмотря на то что политические и экономические ориентиры нашего государства давно уже не те, как говорил мой знакомый поэт – «вождей давнишних сброшены портреты», народ все равно едет в Шушенское из самых разных уголков страны. И следует признать, многие посетители благодарят работников музея-заповедника и местные власти за то, что они сохранили дома, где отбывал ссылку Владимир Ильич Ленин. Ведь это, какой бы она ни была, наша история.

На территории музея-заповедника – 13 объектов с историко-бытовой обстановкой (в том числе и две квартиры Ленина). Весной на приусадебных участках высеваются лен, конопля, табак, подсолнечник, рожь, просо, пшеница, гречиха и другие сельскохозяйственные культуры, которые крестьяне выращивали в XIX веке. Дома, где прежде размещалась документально-иллюстративная экспозиция, рассказывающая о революционной работе Ленина и его соратников, используются теперь для таких выставок, как «Русская икона», «Волшебная глина», «Плетение из лозы», «У самовара», «Сибирская рукодельница», «Одежда сибирских крестьян», «Мебель крестьянского дома».

Посетителей музея поражает гармоничное слияние городского и деревенского быта. В каждом доме – интерьерный принцип построения композиции. Очень важно отметить, что шушенцы стремились жить на городской манер и с размахом. Так, во дворе усадьбы Зырянова – добротная баня, кухня, под навесом сани и телега, различные сельскохозяйственные орудия, что говорит о том, что хозяин был зажиточный и использовал наемную рабочую силу. В советское время в усадьбе производили шелк.

Из кабака – в тюрьму

В одном из домов в Шушенском замечательно показаны фрагменты свадебной игры. Здесь можно увидеть оригинально наряженное деревце – «девичью красоту», – символизирующее свободу и волю. На стене – плетка как символ власти отца над дочерью, мужа над женой. Отец невесты передавал ее будущему зятю. В старину был интересный обычай, когда молодуха разувала мужа, то в одном сапоге находила деньги, в другом плетку. Что-то вроде кнута и пряника. А еще плетка выступает в роли оберега – хранить любовь молодоженов. Взгляд непременно остановится на украшенном венике – с ним подруги невесты ехали к жениху за мылом. В бане невеста кидала через плечо кусок мыла, и кто из подруг поймает его, та должна следующей выйти замуж.

А в следующем доме – сельская лавка со смешанными товарами. Здесь чего только нет: и обувь из Санкт-Петербурга, и яркие жестяные баночки, в которых продавались кондитерские изделия знаменитых московских фабрик. В изобилии – самовары тульские и московские, ивановские ситцы, посадские шали и платки, фарфоровая посуда тончайшей работы, утюги уральские, чугуны абаканские, колокольчики валдайские.

…Идем дальше. А вот и кабак. Хотя у нас времени в обрез, но сил нет пройти мимо и не заглянуть, как говорится, на огонек. Официальное название для того времени – общественное питейное заведение. Почему общественное? Оказывается, кабак открывали решением сельского схода, и доход от него поступал в казну сельского общества и государственную казну. Обычно здесь клиенты не засиживались, даже завсегдатаи выпивали небольшую чарочку. На прилавке – мерочные кружки, знаменитые шкалики по 60 граммов, приличных размеров ковш. Владелец кабака выплачивал государству патент в размере 144 рублей, который должен был, как сегодня лицензия, висеть на стене. Любопытно, что доход от питейного заведения мог идти на постройку сельскохозяйственных амбаров, на материальную помощь крестьянам, на зарплату учителю и врачу. В общем, на нужды общества. Работа кабака регулировалась. Во время праздничных церковных служб, литургий, сельских волостных сходов торговля спиртным запрещалась. Естественно, были и возрастные ограничения.

Недалеко от питейного заведения – волостное управление с сельской тюрьмой, где посетители могут посидеть на деревянных нарах, увидеть комнату допросов и карцер. В те времена в эту тюрьму в основном попадали те, кто не в меру закладывал за воротник и старался увильнуть от налогов. Убежать из тюрьмы было практически невозможно – попробуйте перемахнуть через забор из толстых заостренных бревен, высотой в пять метров!

Большинство посетителей – дети

Сотрудники историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» охотно сотрудничают со школьными педагогами, разрабатывают совместные образовательные программы. Например, Наталия Сухова семь лет преподавала мировую художественную культуру, используя библиотечный фонд музея и его отдельные экспозиции. В детском музейном центре школьники знакомятся с традиционными русскими ремеслами, жизнью и бытом сибирских крестьян, с удовольствием посещают дома старожилов и переселенцев, где воссозданы старинные интерьеры, сельскую лавку со смешанными товарами, сельскую кузницу и другие объекты. Детям очень нравится такое живое погружение в историю.

Вокруг музея-заповедника объединяются мастеровые люди, владеющие плетением лозы, резьбой и росписью по дереву, изготовлением сит и рыболовных снастей, вязанием филейных скатертей, прядением опоясков, ткачеством, изготовлением берестяных изделий. Во время театрализованных экскурсий и музейных праздников они делятся секретами своего мастерства. Один из крестьянских домов стал мастерской по изготовлению глиняной посуды на гончарном круге. Работы местных художников и умельцев можно приобрести на память о Шушенском в выставочном зале музея-заповедника. Учитывая, что большинство посетителей музея – дети, на территории оборудованы площадки для летних и зимних народных игр и забав. Традицией музея-заповедника стали массовые гулянья и народные праздники. В них неизменно участвует фольклорный ансамбль «Плетень», солисты которого выезжают в экспедиции, где собирают песенный фольклор, способствуя его сохранению и развитию.

п. Шушенское, Красноярский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте