search
main
0

Штучный товар. Не существует универсальной методики подготовки учителя года

Магаданская область принимает участие в конкурсе «Учитель года» с самого начала его существования – то есть вот уже 14-й год. И не было ни одного раза, чтобы выступление делегатов сурового колымского края осталось незамеченным членами Большого и предметных жюри. Наша собеседница – учитель информатики школы №1 Магадана Анна ЛЯШКОВИЧ, ветеран конкурсного движения, его активный участник и консультант, помогающий другим своим коллегам добиться успеха в этом нелегком соревновании.

– Давно ли вы в конкурсе?

– Конкретно в нашей школе он проводится вот уже шестой год. В свое время я была участницей самого первого конкурса. Победительницей не стала, но вынесла самое главное для себя – опыт. Появилось желание учесть свои ошибки и, набравшись опыта, выйти на более высокий уровень. В прошлом году, минуя городской конкурс, который здесь проводится раз в два года, вышла сразу на область и… победила! В столице выступала в номинации «Информационные технологии» – на мой взгляд, удачно.

– Какими качествами должен обладать педагог, чтобы стать учителем года?

– Думаю, самое главное качество – это целеустремленность. Нужно очень четко представлять, чего ты хочешь добиться. Кроме того, необходимо знать, для чего тебе нужно это участие. Либо для того, чтобы доказать что-то себе, либо для того, чтобы подвести определенный итог своей деятельности на данном этапе. Конечно же, нужно быть профессионально грамотным, свободно ориентироваться в методиках, технологиях, положениях, документах. И, наконец, иметь опыт работы. Мне (да и не только мне) кажется довольно странным, когда победителем областного или даже российского конкурса в той или иной номинации становится человек, отработавший в школе не более трех лет. Чего здесь обобщать?

– Как по-вашему, разве нельзя своим участием в конкурсе одновременно доказывать что-то не только себе, но и другим?

– Я разделяю эти два понятия. Личным успехом можно доказать что-то другим, но самому остаться неудовлетворенным – даже победой. Но порой ты, даже проиграв, понимаешь, что достиг определенного уровня совершенства и твои соперники действительно на голову выше тебя. Проиграть таким не обидно.

– Есть мнение, что здешние ученики довольно сильно отличаются от московских, с которыми приходится иметь дело конкурсантам, вышедшим на российский уровень. Сильно ли ощущается разница?

– Дети – они везде дети. Конечно, свои, с которыми работаешь не один год, понимают тебя с полувзгляда, с полуслова, а те, кого первый раз видишь, могут не сразу понять, что ты от них хочешь. Но было бы странно, если бы в соревновании такого уровня принимали участие те, которые не смогли бы в течение уже первых минут урока найти с ребятами общий язык.

– За те годы, в которые вы прямо или косвенно принимали участие, не сложилось ли у вас впечатление, что существует некая универсальная методика подготовки учителя к конкурсу?

– Нет, учитель года – товар штучный, в каждом случае необходим свой подход: те советы, которые помогают одному, совершенно неприемлемы для другого. Разный возраст, разные характеры, разные предметы… Даже настроение у человека на момент испытания и то меняется непредсказуемо. Условия конкурсов на местах порой сильно отличаются друг от друга. Да и на российском уровне что ни год – так новые требования, новые правила. Невозможно все это предугадать и просчитать. Нужно просто стараться быть самим собой.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте