Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
3 вида упражнений позволят снизить сахар в крови при диабете и почувствовать себя здоровым человеком
Собянин заявил, что в Москве число инфицированных COVID-19 выросло в три раза
В Совфеде заявили, что работодатели не могут заставить человека сделать прививку от COVID-19   
Столичным вузам предложили допускать к очным занятиям только вакцинированных студентов
В Минобрнауки заявили о праве вузов допускать к очным занятиям только привившихся студентов
Совет ректоров не принял окончательное решение по допуску только привившихся студентов на очные занятия в столичные вузы
Чем запомнится эта ночь россиянам: четверг, 17 июня
За шпаргалки и телефоны: в Рособрнадзоре заявили об аннулировании результатов ЕГЭ 570 нарушителей
Сенаторы предложили ввести военно-медицинскую подготовку в медвузах
До миллиона рублей: власти Москвы объявили о штрафах за провал вакцинации
3 вида упражнений позволят снизить сахар в крови при диабете и почувствовать себя здоровым человеком Собянин заявил, что в Москве число инфицированных COVID-19 выросло в три раза В Совфеде заявили, что работодатели не могут заставить человека сделать прививку от COVID-19    Столичным вузам предложили допускать к очным занятиям только вакцинированных студентов В Минобрнауки заявили о праве вузов допускать к очным занятиям только привившихся студентов Совет ректоров не принял окончательное решение по допуску только привившихся студентов на очные занятия в столичные вузы Чем запомнится эта ночь россиянам: четверг, 17 июня За шпаргалки и телефоны: в Рособрнадзоре заявили об аннулировании результатов ЕГЭ 570 нарушителей Сенаторы предложили ввести военно-медицинскую подготовку в медвузах До миллиона рублей: власти Москвы объявили о штрафах за провал вакцинации
Теория и практика

ШРД

Формат новый, эффект прежний
УГ - Москва, №11 от 16 марта 2021. Читать номер
Автор:

Прошедший год показал, что на дистанте можно учиться, посещать дополнительные занятия в режиме онлайн, развиваться, бродя по музеям, смотря познавательные фильмы и читая книги. А еще можно искать себя и свое профессиональное предназначение, участвуя в конкурсе «Школа реальных дел», который все девять лет своего существования обеспечивал тесную живую связь между организаторами, участниками и партнерами. Но что делать, если на время про непосредственные контакты и живое сотрудничество пришлось забыть? ШРД не сдалась, перейдя в онлайн, конкурс остался актуальным и востребованным. Мы расскажем, как это было, но сначала немного истории.

Конкурс проектов и прикладных исследований школьников и студентов на основе реальных задач работодателей «Школа реальных дел» начался в стенах московской школы №26 (будущая №2086) с простого желания организовать качественную проектную деятельность. Несколько компаний предложили ребятам поработать над кейсами, содержащими серьезные задачи. Спустя несколько месяцев команды защитили свои проекты на специальной конференции, а победители получили возможность пройти стажировку в компаниях.

Сначала в конкурсе участвовали три школы, затем их количество начало расти, конкурс из московского перерос во всероссийский, а затем в международный. Сейчас в нем ежегодно участвуют более 4000 старшеклассников и студентов колледжей и вузов из 23 регионов РФ, Армении, Беларуси, Казахстана, Франции, Чехии! Задачи для команд предлагают более 50 государственных и коммерческих организаций, среди которых Microsoft, 1С, Oracle, Институт образования НИУ ВШЭ, Headhunter, ФКП Росгосцирк, Casio Europe GmbH, Московский Политех и другие.

Программирование, робототехника, электроника, разработка мобильных приложений, инженерное дело, 3D-печать и 3D-моделирование, PR, СМИ, видеостудия, история, экология, медицина – выбор направлений огромен! Каждый легко найдет задачу по душе.

Традиционно конкурс проводится с сентября по апрель. Он всегда базировался на основных очных мероприятиях: ярмарке кейсов, во время которой участники конкурса знакомились с задачами нового сезона конкурса и представителями компаний, встречах с партнерами-работодателями в офисах и на производствах компаний, итоговой конференции проектов.

К моменту перехода на дистант весной 2020 года команды уже практически завершили работу над своими проектами, им оставалось лишь сформировать презентации и отрепетировать выступление. Наверное, это была первая серьезная защита ребят, которая проходила в онлайн-формате.

Оргкомитет ШРД поддержал финалистов в этом вопросе – были проведены онлайн-тренинги с профессиональными коучами по созданию эффективной презентации и навыкам публичных выступлений. Партнеры-работодатели очень переживали за ребят и помогали как могли. Например, компания Picaso3D печатала на 3D-принтере модели и отправляла их прямо домой капитанам команд, которые не успели распечатать свои прототипы.

Перед оргкомитетом конкурса встали новые вызовы: как организовать защиту более 300 команд, обеспечить порядок в онлайн-аудиториях, провести обсуждение и оценку проектов и награждение победителей? Помогло то, что уже несколько лет в финале ШРД в онлайн-формате участвовали команды из регионов и зарубежья. Но все равно это был экстремальный и вместе с тем очень полезный опыт.

Организаторы выбрали платформу со входом по индивидуальным паролям, собрав заранее презентации команд, составили четкое расписание (марафон защиты команд проходил с 10 утра до 18 часов в течение более двух недель!). Конечно, было очень грустно не собираться всем вместе, не видеть воодушевленных участников на церемонии открытия, не чувствовать радостного волнения ребят в холлах перед аудиториями, не радоваться вместе с ними на церемонии награждения.

Но у онлайн-формата оказались и свои плюсы: участники выступали уверенно, ведь дома и стены помогают, с энтузиазмом задавали вопросы и хвалили проекты соперников, что редко бывает на очных выступлениях.

Жаль, конечно, что награды не сразу нашли своих героев: призы победителям конкурса отправлялись почтой. Но как приятно было получить от педагогов-кураторов фото ребят с подарками в руках!

Вот как вспоминают прошлогодний финал ученицы школы №2086 Ясмин и Камилла Дааевы, Анастасия Бердова и Дарья Касаткина:

– В прошлом сезоне ШРД наша команда заняла 1‑е место в кейсе фонда «Вторая жизнь», посвященном помощи бездомным животным. К моменту перехода на дистант 90% целей и задач по кейсу были уже выполнены. Как и для всех, дистанционная форма обучения была непривычной для нас.

Но, несмотря на это, наше желание работать не угасло, и мы нашли способы связываться друг с другом, вопреки большому расстоянию между нами. Защита кейса была проведена в онлайн-формате, с чем мы столкнулись впервые. Платформа, на которой мы защищались, была удобной в использовании. Мы быстро сориентировались и отлично выступили, защитив наш проект.

Ярмарка кейсов в новом сезоне ШРД также впервые прошла в онлайн-формате. Для знакомства с кейсами каждый работодатель снял короткое ознакомительное видео. Как и на очной ярмарке, у ребят был час на то, чтобы ознакомиться с видео и задать свои вопросы, прежде чем сделать окончательный выбор кейса.

Встречи команд с работодателями также были онлайн. С организационной точки зрения это не составило труда, так как в прошлые годы региональные и зарубежные команды участвовали в ознакомительной встрече заочно.

Но было очень жаль лишать ребят возможности ознакомиться с тем, как устроена компания изнутри. Впрочем, партнеры-работодатели творчески подошли к проведению этих встреч – они подготовили красочные презентации о компании и даже проводили онлайн-экскурсии.

Генеральный директор Лаборатории интеллектуальных технологий (ЛИНТЕХ) Юрий Аурениус говорит:

– Мы взаимодействуем со «Школой реальных дел» уже много лет. Предлагаем школьникам кейсы, связанные с современными цифровыми технологиями, которыми занимаемся сами. Среди наших кейсов – разработка «умного устройства», которое выполняет множество полезных функций – от «тревожной кнопки» до доставки пиццы, создание мобильного устройства «робот-официант», разработка системы альтернативного сбора и переработки мусора.

Конечно, 2020 год выдался сложным для реализации проектов школьниками. Пандемия внесла свои коррективы: дистанционное обучение, невозможность работы на наших инженерных площадках, отсутствие живого контакта с экспертами и наставниками – общение через Zoom не решает большинства проблем командной работы. Тем не менее мы получили несколько проработанных проектных решений, которые можно дорабатывать до промышленных образцов и предлагать на рынок.

Некоторые компании предложили кейсы исходя из нынешней ситуации в мире. Рассказывает руководитель направления «Разработка» программы по развитию личностного потенциала благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» Дмитрий Сизарев:

– Программа по развитию личностного потенциала, созданная благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее», апеллирует к личности ребенка и опирается на методики, которые позволяют развивать навыки саморегуляции, управления собой, креативности и критического мышления, влияют на мотивацию и вовлеченность ребенка.

В 2020 году мы столкнулись с новым вызовом – средой для общения и обучения стало интернет-пространство. Опыт 2020 года сделал приоритетной задачей перенос наших методик в онлайн-формат. И кейс, который мы предложили ребятам, заключается в тестировании мобильного приложения по саморазвитию для подростков «Мой выбор», которое логически продолжает учебно-методический комплекс «Развитие личностного потенциала подростков», являясь при этом самостоятельным автономным инструментом для саморазвития подростка.

Мы надеемся с помощью ребят понять, готовы ли подростки решать задачи, связанные с профориентацией, управлением собой, планированием с помощью такого приложения, работают ли заложенные в него методики, удобно ли им пользоваться.

А вот, например, Московский научно-практический центр наркологии тему кейса менять не стал, она и так более чем актуальна в наше время. Как и в прошлом году, задача состоит в разработке проекта по информированию и мотивации на ведение здорового образа жизни.

– Самоизоляция и дистанционное обучение, безусловно, внесли свои коррективы в привычную работу над проектом «Здоровье – образ жизни», – говорит заведующая Центром профилактики зависимого поведения МНПЦ наркологии ДЗМ Елена Деменко. – Это новый опыт как для нас, так и для участников, но от этого проект стал еще интереснее, непохожим на предыдущие сезоны.

Дистанционный формат позволил включиться в проект школьникам и студентам не только из Москвы, но и из других регионов. Мы с нетерпением ждем результатов этого сезона и уверены, что для подрастающего поколения здоровье будет образом жизни!

Работа над кейсами также началась дистанционно. Надо отметить, что в этом году работа команд в конкурсе проходит на созданном в России портале «Битрикс24», на котором сегодня работают более 7 миллионов компаний по всему миру.

Участники, партнеры и педагоги-кураторы имеют свои личные кабинеты на портале, там они обмениваются информацией, проводят онлайн-встречи, ставят промежуточные задачи и принимают отчеты. Но уже на этапе создания прототипа ребята смогли наконец собраться вместе в своих образовательных организациях. Все же работать над задачами, особенно инженерными, гораздо удобнее, когда есть возможность встречаться очно, когда есть доступ к оборудованию и расходным материалам.

Пока подводить итоги рано, но кое-какие выводы сделать уже можно. Учитель школы №1370 Елена Мостовая считает:

– Наша школа в ШРД не новичок. Не один год мы создаем и защищаем проекты. Но в этом учебном году все было по-другому. Мы, как и другие школы – участницы ШРД, столкнулись с проблемой: как правильно организовать работу ребят в условиях дистанционного обучения, когда команда встречается только на видеоконференции?

Самое главное – это постоянная связь с ребятами. Мессенджеры, конференции – все средства хороши! Большим подспорьем в нашей работе над проектами стал школьный аккаунт Google-класс, в котором ребята проводят мозговые штурмы на интерактивной онлайн-доске, делятся своими идеями по решению заданий.

Создание общего творческого продукта – это отличный способ объединить команду во время дистанционного обучения. Каждый выполняет свою часть проекта, но при этом сохраняется возможность коллективной работы и общения посредством видеосвязи. Да, такой режим порой сложен и неудобен, но преодоление трудностей только сплачивает команду, и в итоге получается большое дело, которое в одиночку было бы невозможно.

Планируется, что в марте пройдет заочный отбор финалистов, а в апреле мы встретимся на итоговой конференции проектов. Пока все еще онлайн. Но это уже никого не пугает, проверку дистантом «Школа реальных дел» прошла на «отлично»!

– Год от года конкурс «Школа реальных дел» доказывает свою актуальность независимо от того, в каком формате он проводится, – говорит директор школы Елена Орлова. – С помощью наших парт­неров мы даем ребятам профессиональный ориентир, даем возможность научиться тому, чему в школе не учат, проявить свои таланты, возможно, увидеть свой будущий путь.

Конкурс развивается, идет своим энергичным ходом. Есть новые проекты, идеи, компании-работодатели. Конкурс живой, он чувствует новые задачи, реагирует на них и воплощает. И пожелать нашему конкурсу я хочу одного – продолжения.

Приглашаем школьников и студентов участвовать в новом сезоне ШРД, который стартует в сентябре 2021 года!

Лидия ГРОМЕКА, педагог-организатор школы №2086


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt