search
main
0

Шпаргалки в учительской сумке

Завершен выпуск учебно-методического комплекта по биологии

Кажется, впервые, отправляясь в путь (т.е. на урок), учитель-биолог полностью снаряжен в дорогу. В издательстве “Дрофа” завершен выпуск учебно-методического комплекта (УМК) по биологии для 5-11-х классов. Он включает программу для всего курса, учебники, рабочие тетради и методические пособия для учителей.

О пользе УМК и их нужности говорилось давно. Но вот беда: на весь разгул вариативности их по-прежнему не так уж и много. Трудоемкое это дело – выстраивать “линию” в преподавании того или иного предмета. Гораздо проще “выстрелить” одним или двумя учебниками, удивить, огорошить образовательное сообщество. Вот и приходилось педагогам тянуть “линию” самостоятельно, из класса в класс перестраивая преподавание и подстраиваясь под новые книги. Но учительское ли это дело – выправлять огрехи авторов, издательств, федерального экспертного совета? Учителю, конечно, не привыкать…

Но кому-кому, а биологам в наступающем году – масленица. Повторимся: в УМК есть все! Авторы (Сонин Н.И., Плешаков А.А., Захаров В.Б. и др.) об этом позаботились.

Возьмем, к примеру, 8-й класс, “Биология. Человек”. Особенность учебника состоит в тесном взаимодействии рисунков и текста. Речь идет не просто об иллюстрации – о самостоятельном зрительном ряде. Он дополняет текст и дает возможность учителю создать определенные смысловые вехи, а ученикам – запомнить урок.

Объясняющей части пособия принадлежит, как правило, один разворот, за которым следует методический аппарат. Он начинается с повторительных вопросов. Далее идут тесты. Первый – какие утверждения верны; второй – выбор правильного ответа из нескольких предложенных. Потом следует работа с рисунками. Их цель – закрепить анатомо-физиологический материал. Верхняя часть второй проверочной страницы начинается рубрикой “Подумайте”, нижняя заканчивается очень короткими выводами.

Интересно, что ответы на вопросы помещаются тут же. Это дает возможность получить “немедленное подкрепление”, которое многие психологи считают необходимым условием правильного запоминания и предупреждения возможных ошибок.

Таков учебник. Соответствующая ему тетрадь хороша четкостью, ясностью заданий, их разнообразием и некоторой избыточностью (очевидно, чтобы “загрузить” хорошо успевающих ребят). Приведем примеры заданий – Составьте план ответа на вопрос: как возникли расы, каковы причины их формирования? Пользуясь учебником, ответьте, какой вклад в развитие знаний о человеке (строение организма и его функции) внесли Гиппократ, Аристотель, К.Гален, Леонардо да Винчи, А.Везалий, У.Гарвей; заполните таблицу “Органоиды клетки”; дайте определение понятия ткань; рассмотрите рисунок “Строение глаза”, напишите название частей глаза; зарисуйте внешний вид коренного зуба, резца и клыка… Здесь же, в тетради, помещены лабораторные работы.

И, наконец, методическое пособие к учебнику. Оно включает тематическое и поурочное планирование. Обратимся к первому уроку первой темы “Место человека в системе органического мира”. Сформулированы задачи, поставлен проблемный вопрос (почему великий систематик К.Линней включил человека в класс “Млекопитающие”, отряд “Приматы”?), описано оборудование. Ниже даются методические рекомендации к уроку; его разбивка на логические части; предложен вариант изучения темы, методы закрепления знаний и, разумеется, домашнее задание. И такая учительская “шпаргалка” на все уроки! В последние годы было много разговоров о “творчестве” учителя. Считалось, что педагог должен “творить” и на уровне авторской программы, и на уровне своего собственного учебного пособия. Но, как говорится, Богу – Богово. И не больше школе было бы пользы, если бы педагогу предоставлялось посильное поле для творчества – урок, межличностное общение, выстраивание тактики постижения знаний?

Но вернемся к УМК. Рассуждая о сложности выстраивания единой предметной “линии” на протяжении нескольких лет обучения, отметим, что все учебники курса должны обладать, с одной стороны, неким концептуальным единством, а с другой – иметь не только содержательные, но и структурные различия. Очевидно, что учебник “Природоведение” 5-го класса по подаче материала, дозировке, наглядности, терминологической насыщенности должен отличаться от “Общей биологии” для старшеклассников. И мы видим, как ступенька за ступенькой, класс за классом “взрослеет” УМК. “Природоведение” – это не только учебник, но и увлекательное чтение. Вот почему Е.Г.Шумакова, биолог 28-й средней школы из Перми, делает вывод: “Этот учебник стал семейной книгой. Его с интересом читают многие папы и мамы, дедушки и бабушки, не говоря уж о моих ребятах. По-моему, это лучшая характеристика для учебника”. И в самом деле, текст доступен, прост; такие разделы, как “Подумай”, “Проверьте свои знания”, “Верны ли утверждения”, позволяют закрепить изученный материал, побуждают учеников к рассуждениям. Весьма высоко педагоги, уже работавшие по этому учебнику, оценивают интегративность изложенных в нем знаний.

Следующая “ступенька” УМК – “Биология. Живой организм” (6-й класс). Попутно заметим, что авторы осуществили принципиально новый подход как к структуре, так и к процессу обучения биологии. Ясно просматриваются несколько целей: построение в сознании учеников доступной, целостной научной картины мира, сохранение логики эволюционного процесса и понимание его, изучение многоуровневой организации живой природы. В учебнике много современных научных сведений и совершенно отсутствует пресловутая “вода”. На протяжении всего курса шестиклассники учатся анализировать, сравнивать, обобщать. На это нацеливает используемый в изложении материала системный подход с упором на опережающее и развивающее обучение. Схемы и иллюстрации позволяют учителю раскрыть биологические процессы (дыхание, пищеварение, транспорт веществ, обмен веществ) с точки зрения физических законов и химических реакций. Так что и здесь с интеграцией предметов дело обстоит совсем неплохо.

Значительное место отводится заданиям для самостоятельной работы. После параграфа следует непосредственное обращение к ученикам: выполни лабораторную работу, проверь свои знания, выбери правильный ответ, подумай, какие утверждения верны. Изучение этого курса готовит школьников к усвоению понятий систематики, эволюционного учения, экологии в 7-м классе. Учебник “Биология. Многообразие живых организмов” для семиклассников сопровождается, по традиции, в УМК рабочей тетрадью и методическими рекомендациями для учителя.

Что касается учебника для 9-го класса “Биология. Общие закономерности”, то он обладает не меньшими достоинствами, чем его “собратья” – научность, доступность, строгость изложения, прекрасные иллюстрации, четко выделенный понятийный аппарат. А вот “Общая биология” для 10-11-х классов в некотором смысле “иностранка”, вернее, “англичанка”. Учебный материал в книге состоит из разделов, включающих главы; внутри большинства глав имеется, как правило, несколько параграфов, в которых рассматриваются те или иные конкретные темы. В завершении параграфов приведены резюме на английском языке. В текст пособия включены небольшие двуязычные словари, позволяющие изучать биологическую терминологию на русском и английском. Таким образом, для тех ребят, которые готовятся к международным олимпиадам, учатся за границей, следят за международными достижениями в области биологии, этот учебник – ценное подспорье.

Новый УМК получил одобрение не только у педагогов, практиков, но и у теоретиков, ученых. Один из рецензентов, академик РАО И.Д.Зверев, отмечает: “УМК отражает тенденции обобщения целостной системы синтетического содержания учебных средств во взаимосвязи с учебно-воспитательным процессом, в который включен учебник. Он может задавать сценарий урока и вместе с этим предполагает свободу его построения. Свободу и сотворчество учителей и учеников”. Лучше, кажется, и не скажешь. Не к этой ли цели все мы стремились в ходе преобразований в области содержания школьного образования?

Мария СОЛНЦЕВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте