У каждого учителя есть свое маленькое счастье. У меня было большое – возможность работать с такими интересными учениками-выпускниками 2000 года – 11-го “А” и 11-го “Б” классов. Часто их устные ответы и письменные работы удивляли глубиной суждений. Всегда чувствовалось, что передо мной очень умные, тонко, самобытно понимающие литературу люди.
Сегодня они покинули школу. Но остались их работы. Я думаю, что будет интересно напечатать некоторые из них на страницах замечательной газеты.
Я представляю сочинения Давыдовой Ольги, ученицы 11-го “Б” класса муниципального лицея N 22 города Орла. Многие работы Ольги публиковались на страницах областной молодежной газеты “Поколение”. Выпускница стала призером областной олимпиады по литературе в 2000 году, победителем областного конкурса на лучшее сочинение о Великой Отечественной войне.
Я думаю, каждый педагог мог бы найти 2-3 сочинения в своих “кладовых” и предложить их для публикации на страницах нашей газеты. Ведь надоело видеть обманутых детей, пользующихся различного рода горе-пособиями с “золотыми” сочинениями. Что же мы, учителя-словесники, спокойно наблюдаем за этим обманом? Может, стоит открыть новую рубрику, где публиковать лучшие сочинения? А назвать ее можно так – “Настоящее золото”.
ИКОННИКОВ Александр Иванович,
учитель русского языка и литературы
муниципального лицея N 22
Орел
Заглянув в биографию Пастернака, мы узнаем, что до 1913 года поэт хотел и мог стать живописцем, музыкантом, философом. Он выбрал другой путь – занялся поэзией, но его лирика развивалась в очень тесной связи с этими тремя сферами человеческой деятельности.
Стихотворение “Снег идет”, написанное в 1957 году, – яркий пример мастерства поэта, умения совместить несколько направлений искусства в одном произведении. Конкретный лирический герой отсутствует. Стихотворение – пейзажная зарисовка зимнего снегопада, но это не статическая картинка. Поэт талантливо погружает читателя в атмосферу зимнего дня, вы не смотрите на изображение, а находитесь на заснеженной улице. Звукопись стихотворения помогает не только увидеть, но и услышать, почувствовать то, что хотел передать поэт. Ударения четырехстопного хорея падают, как снежинки. То же впечатление создает аллитерация [г], [т], [б], [с]. Но снег не просто падает вниз, он летит, кружится, и поэт показывает это с помощью семантики слов “буран”, “полет” и с помощью ассонансных [о], [э], [а]. Стихотворение очень музыкально. Слова цепляются друг за друга, как бы закручивая ткань повествования по спирали, образ которой возникает у внимательного читателя уже на втором четверостишии.
Снег идет, и все в смятении… И мы сразу чувствуем это смятенье, видим закружившуюся белую вьюгу. Кружится не только снег, а и все предметы в пространстве. Эффект спирали подчеркивается семантикой строк:
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Рифма в этом четверостишии в отличие от предыдущего и последующих – перекрестная, создающая впечатление все той же лестницы.
Эта строфа особенно важна в структуре стихотворения. Именно здесь из-за снежной пелены простого описания природы проступают основные философские мотивы: образ времени, роль его в жизни человека, образ смерти, его интерпретация в сознании людей; и становятся ясны взгляды на эти понятия как на философские категории самого поэта.
Кружит ветер падающий снег, часы идут по кругу, история подчиняется циклическим законам, то есть само время – это круговорот, а может быть, идущая по спирали лестница, по крутым ступеням которой поднимается все выше и выше человечество. В дальнейших строках поэт разовьет мотив времени, рассмотрит его ближе, выскажет свою точку зрения, пока же он только предложил читателю задуматься.
Цветы герани, тянущиеся за окно, черная лестница, перекресток – тема смерти, не характерная для ранних стихотворений Б.Пастернака, появляется в его последних произведениях.
Во всех мировых религиях утверждается, что смерть – это не конец жизни, а просто переход в новую сущность; кто-то из известных людей сказал, что смерть не точка, а лишь запятая. Таким образом, мы можем отождествлять смерть с поворотом, перекрестком на пути существования человека – так трактует это понятие Б.Пастернак.
Третье четверостишие подводит читателя к глубоким философским раздумьям.
Снег идет, снег идет…
Мы снова погружаемся внутрь снегопада – и вдруг неожиданное предположение: это
…падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Поэт использует возвышенную лексику: устаревшее слово “салоп”, не спускается на землю, а “сходит наземь” небосвод.
И вдруг в следующем четверостишии созданный образ нарочно принижается, делается более земным, человеческим:
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Почему же Б.Пастернак использует прием контрастов? Зачем создает совершенно разные образы в соседних частях стихотворения? Несомненно, эти четверостишия связаны друг с другом. Об этом свидетельствуют как бы случайно попавшие туда слова: повторенное “сходит” и эпитет “заплатанный”.
Всегда люди стремились к небу. Икар поднялся к солнцу, но крылья его растаяли; Леонардо да Винчи предлагал проект аппарата, летающего, подобно птице; с грустью люди засматривались на летящие вдаль косяки журавлей; где-то высоко в небе, думали они, живет Бог; да и ковер-самолет, ступа Бабы Яги, ядро Мюнхгаузена – все это разбросанные в веках свидетельства непреодолимой жажды человека стать ближе к далекому, бесконечному, высокому небу, которое, несмотря на всю свою недосягаемость, всегда рядом, всегда с человеком, стоит поднять глаза – и вот оно. Небо – символ вечности, символ смерти (душа умершего улетает в небеса), но и символ двойственности, двуликости. В нем живет два лица: солнце – днем, когда небо светлое (голубое или белое от облаков), луна – ночью, когда небо темное (глубоко-синее, усыпанное звездами, или черное от нависших туч). И в стихотворении мы видим два разных “лица” неба: чопорно-холодное, недосягаемое, и иронично-задорное, чудаковатое, близкое всем и каждому. Так и сама жизнь поворачивается к нам то одной стороной, то другой. Мы видим, чувствуем, помним и светлое, и темное, иногда даже не понимая, где кончается одно и начинается другое, потому что не хватает времени остановиться, разглядеть.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься – и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
И снова мы вернулись к теме времени. Вторую часть стихотворения поэт разбил не на обычные четверостишия, а на неравные части в пять, три и снова пять строк, привлекая внимание читателя к раздумьям, заключенным в них.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Вновь поэт утверждает относительность всего в мире: неизвестно, быстро или медленно идет снег. Б.Пастернак так аккуратно, методично погружал читателя в атмосферу зимней улицы, внутрь снегопада для того, чтобы ярче передать чувство окружающего со всех сторон времени, его почти материальность, почти осязаемость. Но все-таки “почти”, потому что человек не в силах ни остановить время, ни повернуть его вспять. Мы не замечаем каждой отдельной снежинки в белом густом зимнем тумане, как не замечаем отдельной минуты в веренице годов, которые следуют друг за другом так же, как и снег. Поэт талантливо передал чувство ускользающего времени, незаметного приближения к страшному, таинственному повороту, к запятой жизни – и это чувство наполняет все смятения: и пешехода, и удивленное растение.
Б.Пастернак сравнивает снег с годами. Но в конце стихотворения появляется еще одна параллель: снег – человек. Пешеход не снежный, не засыпанный, не мокрый, а “убеленный” – белый.
И появляется вопрос: можно ли людей сравнивать с падающими “звездочками в буране”? Можно. Каждый человек – снежинка в круговороте времени, и он летит, а вокруг него много таких же, как он, и всех их также несет куда-то. Но в то же время все вместе люди, человечество – это “снег идет” – снег, связавший вечные небо и землю, соединивший то, что невозможно соединить, а значит, ставший равным им. Ставший лишь частицей мироздания, живущего по законам времени, но частицей, которая сама образует мироздание, без которой оно перестанет существовать.
Ольга ДАВЫДОВА,
ученица 11-го “Б” класса
школы-лицея N 22
Орел
Комментарии