…Большая деревенская печь на холсте, украшенная рушниками, красуется посередине просторного помещения. Столы выставлены не скучными рядами, а веселыми разноцветными «лужайками», каждый украшен букетиком. Стены расписаны под цветущие луга. Первое впечатление, когда входишь сюда: это не школьная столовая, а ресторан в фольклорном стиле. И никаких тебе «столовских» запахов – вытяжки и система вентиляции прекрасно очищают воздух. Одно плохо, жалуются юные посетители: приходится быстро покидать это приятное местечко, когда раздается неумолимый звонок на урок.
Организация школьного питания традиционно включает множество проблем, которые сходятся в одной точке и вырастают в одну глобальную задачу: как убедить учащихся обедать в своей школьной столовой, а не голодать и не перекусывать бутербродами из дома или печеньем-чипсами из соседнего магазина. Ради этого придумывают интересное дизайнерское оформление, разнообразят меню, устраивают барные стойки для витаминных напитков. Конечно, антураж помещения важен и сам по себе, но прежде всего это средство привлечения избалованных современных школьников к здоровому питанию.Впрочем, некоторые директора уверены, что проблема надуманна: еда качественная, дети накормлены, столовые соответствуют всем санитарно-эпидемиологическим требованиям, а большего и не нужно.А Васька слушает да естЛюбовь СОБОЛЕВА, директор школы №121:- Из 1030 учащихся школы тысяча человек точно питаются в нашей столовой: примерно 90% делают это организованно, всем классом, остальные покупают то, что им хочется, в свободной раздаче. Проблемы посещения школьной столовой у нас нет. Мы сотрудничаем с одной из самых заметных в городе фирм в области поставки питания для детей – «Аппетит-плюс». Если и возникают какие-то вопросы, решаем их в оперативном порядке, нам обычно идут навстречу. Ценовой диапазон приемлемый. Есть дети, питающиеся за счет дотаций из бюджета. Организованное горячее питание без дотаций стоит 75 рублей в день. Те, кто приобретает буфетную продукцию, имеют реальную возможность уложиться в сто рублей, взяв первое, второе и третье блюда.Другое дело, что учащиеся не всегда желают кушать то, что им предлагается в рамках комплексного двухнедельного меню, разработанного с учетом всех необходимых продуктов для детей школьного возраста. Им хочется иметь право выбора, причем чтобы выбор этот был достаточно широк. «Не буду запеканку, подайте мне котлетку», «Я рыбу и капусту не ем вообще!», «А мама разрешает есть сосиски и макароны хоть каждый день…» Культура питания и в семьях, к сожалению, не на высоте. Вот и приходится объяснять про белки, жиры и углеводы и их соотношение в блюдах: «Что вы дома кушаете – это забота и ответственность родителей, а в школе питание должно быть сбалансированным по составу, энергетически достаточным для ведения учебного процесса». А Васька слушает да ест – то, что вкусно, а не то, что полезно. Современные дети привыкли к формату кафе, но в пространстве школы мы пока не планируем удовлетворять эти запросы. Наша задача – чтобы питание было качественным и полноценным.Здоровому питанию – достойное вниманиеАнна БУРМИСТРОВА, директор школы №64:- Я подметила закономерность: когда ребенок приходит в школу после детского сада, он легко привыкает к организованному питанию и после обеда оставляет пустые тарелки. Те же дети, которые сад не посещали или пришли в дошкольное учреждение лишь в подготовительную группу, бывают слишком разборчивы: то не ем, другое не ем… В подобных случаях выходим на общение с родителями. Вообще многие вопросы нужно начинать с родителей. Сначала именно им требуется объяснить, что, потакая пищевым пристрастиям детей, вряд ли они делают им добро. Мама, капризно заявляющая: «Мой сын не любит суп, он предпочитает пельмени, почему бы вам не кормить их пельменями?», кругом неправа.Столкнувшись с тотальной пищевой неграмотностью, мы не опустили руки, не переложили эту заботу исключительно на семью, а инициировали внутришкольную программу «Здоровому питанию – достойное внимание» и вступили в Федеральную программу «Разговор о правильном питании», по которой работаем уже несколько лет. Сначала одна параллель включилась в программу, затем другая, сейчас охвачены все классы с первого по шестой. В увлекательной игровой форме учащиеся узнают об энергетической ценности продуктов, о том, как можно заменить еду вредную на полезную, сохранив вкусовые свойства. Некоторые девочки из нынешних старшеклассниц, ранее проучившись по данной программе, вошли в лидерскую группу и теперь сами ведут занятия с малышами. В начальной школе учителя встроили элементы программы в основном во внеурочную деятельность, но и в урочную тоже, например, в такие предметы, как окружающий мир, литература, физкультура.Результаты заметны, дети в своей массе иначе воспринимают вопросы культуры питания, чем прежде. Это проявляется и за пределами школы. Классные руководители рассказывают. Приходят они в свободное от занятий время с группой ребят в пиццерию, например, и те заказывают в качестве напитков не колу или лимонад, а сок или чистую воду – обслуживающий персонал удивляется. Взять сосиски для них уже неприлично, в крайнем случае проверят качество.В школе проводятся различные соревнования по данной теме: конкурсы поделок из фруктов и овощей, сочинений, рисунков, фотографий. Устраиваем и гастрономические состязания. Дети вместе с родителями придумывают блюда, готовят их, снимают процесс на фото или видео и затем презентуют. В рамках федерального конкурса программы «Разговор о правильном питании» у нас есть победители. Кира Власова стала лауреатом регионального тура за картину «Неаполитанская девочка с плодами» (Орест Кипренский), а Ксения Власова покорила региональное жюри картиной «Шоколадница» (Жан Этьен Лиотар), это было в прошлом учебном году.А еще школа сотрудничает с Екатеринбургским экономико-технологическим колледжем по направлениям «Кулинар» и «Бармен»: по субботам старшеклассники ходят туда на обучение.Если говорить о проблеме посещения школьной столовой, то у нас она не в том, что кому-то еда кажется невкусной, а в том, что для некоторых семей ежедневные школьные обеды оказываются не по карману. Вот это действительно проблема.С индивидуальным подходомЛюбовь БЕЗБОРОДЬКО, директор школы №16:- Наша школа новая, построена всего пять лет назад. Я в качестве директора участвовала в ее рождении еще на стадии строительства. Мне удалось убедить проектировщиков в необходимости внести серьезные изменения в уже разработанный проект школьной столовой. Были перенесены внутренние стены, изменена первоначальная планировка, цеха переместились относительно друг друга: например, цех хлебобулочных изделий и цех сырых продуктов теперь не пересекаются, что важно по санитарным нормам. Столовая стала первым помещением, где мы провели серьезный ремонт уже после открытия школы, и сделали это благодаря родителям. Обеденный зал реконструировали под русско-украинскую избу, здесь уютно и комфортно. Дизайн-проект был создан одним из наших пап – профессиональным архитектором Романом Соколовым – и воплощен совместными усилиями.Однако, как бы привлекательно ни выглядела столовая, вопрос «Почему дети не хотят кушать в школе?» остается. Здесь, я считаю, многое зависит от правильного выбора поставщика. Мы сотрудничаем со школьно-базовой столовой «Золушка», которая много лет успешно работает в системе детского и другого специализированного питания. С ее руководителем Денисом Мардарьевым мы вместе думаем, как сделать питание детей не только качественным, но и аппетитным, и, что еще сложнее, отвечающим разным вкусовым привычкам и потребностям. «Золушка» предоставляет порядка семи комплексов. Некоторые ученики проводят в школе весь день, приходят в столовую несколько раз. Если утром они ели кашу, то в обед могут взять суп. Меню подстраивается под биологические часы ребенка.И все-таки по-настоящему широкий выбор, как хотелось бы, мы не можем предоставить. Слишком большая школа, от комплексного накрытия полностью уйти не удастся: повара не успевают готовить, а обслуживающий персонал – убирать посуду. Поэтому мы думаем о создании еще и школьного ресторана, не столь массового, как столовая, с более индивидуальным подходом.Екатеринбург
Комментарии