По давно заведенной традиции выпускники, прощаясь со школой, оставляют в память о себе подарки. Раньше учебные заведения просили компьютеры, телевизоры и проекторы, но глобальная информатизация решила вопрос с техникой практически повсюду. Теперь гимназии и лицеи заказывают растения в зимний сад, красивую посуду для столовых, а также сертификаты в книжные магазины.
Сколько бы ни выделялось средств на книги, они уходят на приобретение программной литературы. Но библиотека хочет жить современной жизнью, а это значит быть интересной всем и всегда, в том числе после занятий. В одной гимназии педагоги даже список подарочных книг составили, в который вошли, например, Солженицын, Маркес, Хемингуэй и Пелевин… В екатеринбургской гимназии № 37 дети любят посещать читальный зал, он большой и уютный одновременно. Иногда собираются здесь в промежутках между уроками, выполняют домашнее задание, обсуждают что-то между собой – впрочем, особо не поговоришь, библиотека остается едва ли не единственной зоной в школе, где действует «тихий закон». Лицей № 130: в зоне читального зала около 30 «посадочных мест». – Вот сейчас мы с вами беседуем, а 15 школьников разного возраста сидят кто за книжкой, кто за компьютером, – рассказывает библиотекарь Наталья Андреевна Попова. – Фонд большой, все необходимые учебники в наличии. Есть ли электронные? Эту сферу мы только начинаем осваивать. Ряд учебников поступает с электронными приложениями, они выдаются в кабинеты, с их помощью проводятся занятия. Какие пожелания? Хотелось бы иметь большее количество книжных новинок. Раньше с этим было проще и лучше, сейчас же школьная библиотека, прежде всего, исполняет свое главное предназначение – обеспечение учебного процесса. Даже газеты мы в этом году, к сожалению, выписать не смогли… В общеобразовательной школе № 68 тоже довольны помещением, книжными фондами. Необходимое имеется, о «лишнем» пока в основном мечтают. Складывается типическая картинка состояния екатеринбургских библиотек. Во всех учебных заведениях под библиотеку выделены достаточно большие пространства, есть читальные залы, фонды полностью укомплектованы учебниками. Пожелания же касаются литературы сверх программы. Кое-где нет постоянного доступа в Интернет, но это уже связано с расположением школьных помещений, отсюда проблемы с получением сигнала. Взаимосвязь величины и успешности школы с величиной и богатством библиотеки наблюдается прямая, что естественно. Лишь в нескольких специализированных учреждениях ситуация была не такая радужная. Там, где к общеобразовательному курсу добавляется обязательная предпрофессиональная подготовка (музыкального, художественного, спортивного уклона), там родители сообщали, что немалую часть учебной литературы им приходится закупать самостоятельно. Например, музыкальный колледж: в нем учатся дети с первого по двенадцатый класс, по окончании получают аттестат и диплом. У колледжа двойные учредители: и Министерство образования, и Министерство культуры, но «удвоения средств» на приобретение учебных пособий не происходит, наоборот, их недостаточно даже для приобретения учебников по базовым предметам. Любят ли библиотеку школьники? Это уже от самих школьников зависит. Часть ребят честно признается: вспоминают о наличии библиотеки лишь в конце и начале учебного года, когда сдают одну партию учебников и получают следующую. Да еще одна «продвинутая» девушка рассказала, как пришла в библиотеку за книжкой любимого писателя Мураками. Книгу ей нашли; библиотекарь подержала ее в руках, посмотрела то на том, то на школьницу и неожиданно вынесла вердикт: «Рано еще!». Пришлось девушке наведаться в отделение городской библиотеки по соседству, там она легко прошла «возрастной ценз»… Как обстоит дело с библиотеками в отдаленных районах области, где много небольших школ с небольшими бюджетами? Верхотурский район – один из самых северных. Поселки не теснятся друг к другу, а разбросаны на приличные расстояния. В самой маленькой школе – Прокопсалдинской – учатся 34 ребенка. Библиотека имеется, в ней есть даже современные авторы. Вот библиотекарей в чистом виде почти нет, в основном совмещают учителя. Зарплата работника библиотеки невелика, но в селе не выбирают. В некоторых учебных заведениях под библиотеку выделяется лишь уголок классной комнаты, но если школьников немного, этого хватает. А вот Интернет есть во всех сельских библиотеках (кстати, даже в областном центре такая ситуация не везде; выход в Интернет есть, конечно, в каждой школе, но не всегда он есть в библиотеке). В сельской же местности, как пояснила сотрудник Верхотурского управления образования Татьяна Васильевна Дрозденко, когда проводили Сеть, вход устанавливали именно в библиотеках. В районе принято обмениваться книгами. Методическим объединением библиотекарей руководит Наталья Владимировна Бахтиярова из верхотурской школы № 46. Она организовывает обучающие семинары, рассказывает о современных тенденциях в библиотечном деле. Узнает потребность в различных изданиях у представителей разных школ, собирает заявки. Затем осуществляется обмен и учебниками, и художественной литературой. «Библиотекари наши – все люди деятельные, активные, – рассказывает Татьяна Васильевна. – Они сами любят учиться, открыты новому. Мы стремимся, чтобы и дети, и педагоги в любой школе нашей территории имели доступ к той литературе, которая их интересует». Комментарий Министерства образования Свердловской области По данным статистической отчетности, на начало текущего учебного года библиотеки отсутствовали только в трех действующих школах Свердловской области. Вопрос с необходимой литературой для них решается различными способами: если это филиал, то дети пользуются услугами базовой школы, в которой имеется библиотека, в иных случаях литература хранится в учебных кабинетах. В 2013 году планируется выделение 220 млн рублей на финансирование системы учебного книгообеспечения. Из них 120 млн рублей (бюджет Свердловской области) выделено на закупку учебных изданий федеральных перечней. Однако объем субвенций на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования не позволяет полностью удовлетворить потребности в современных учебниках. Тем более что введение и работа по новым ФГОС требует достаточно серьезной смены учебного фонда. Поэтому в рамках комплекса мер по модернизации системы общего образования 100 млн рублей (федеральный бюджет) направлено на пополнение фондов школьных библиотек художественной литературой. В результате всех мероприятий к началу 2013-2014 учебного года образовательный процесс во всех общеобразовательных учреждениях будет обеспечен учебниками на 100 процентов. В соответствии со статьей 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение самостоятельно в подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности. Таким образом, директор самостоятельно принимает решение о приеме на работу библиотекаря или делегировании этих функций члену коллектива, предусмотрев соответствующую оплату.
Фото: http//engschool118.ru
Комментарии