search
main
0

Школьное чудо Аги. Нужен ли интернет в степи?

Уж сколько раз твердили миру: долой стереотипы. Они замусоривают сознание, мешая воспринимать окружающее таким, каково оно на самом деле. Не стоит, к примеру, считать, что чем дальше от Москвы, тем суровее, безрадостнее и беспросветнее людские будни. Может, конечно, где-то это правило и действует, но вот Агинский Бурятский автономный округ опровергает его во всем и бесповоротно. Несмотря на то, что до столицы отсюда почти семь часов лету, а путешествие на поезде займет и вовсе дней пять, жизнь здесь вовсе не скована ленивой провинциальной дремой. Специалисты из центра в один голос говорят об «экономическом чуде Аги», породившем еще одно «чудо» – школьное: стремительно развивающаяся система образования округа действительно достойна самого тщательного изучения, а местами – и разумного подражания.

Честно говоря, выбирались сюда неохотно, больше для «галочки» да для отчета: ну что полезного может дать очередная научно-практическая конференция, каких сотни. А приехав, посмотрев, что к чему, хватаемся за голову от одной мысли, что могли, зарывшись в собственные дела, отказаться от поездки, не попасть сюда, не увидеть и не узнать столько важного, полезного и мудрого», – всплескивают руками директора школ-миллионеров Читинской области. Соседи-читинцы – далеко не единственные, кто с лету попал под умное обаяние самих хозяев и всего их школьного хозяйства. Эту «участь» с ними разделили учителя и управленцы из Китая и Монголии, приглашенные в Агинское на конференцию «Инновации в образовании: опыт, проблемы, перспективы» в рамках двустороннего договора о сотрудничестве. Восторженные «заметки на полях» делали и представители Ассоциации лучших школ России, приехавшие в округ, чтобы поздравить с десятилетним юбилеем своего «боевого товарища» и члена ассоциации – могойтуйскую школу №2.

Что же так тронуло и по-хорошему задело всех этих людей, которых сложно упрекнуть в сентиментальности неофитов? Ведь они профессионалы со стажем, повидавшие на своем веку множество чужих взлетов, и не раз сами пробовали победу на вкус. Неужели их так тронули «говорящие» цифры, озвученные заместителем главы администрации округа и начальником окружного Департамента образования и молодежной политики Бальжит Дамбаевой? Наверное, не без этого: за последние пять лет на образование потрачено 2 миллиарда 218 миллионов рублей, в уходящем году бюджет образования – 1 миллиард 67 миллионов рублей. Миллионы идут на строительство, только до конца этого года планируется сдать еще восемь объектов образования. Одна за другой сельские школы подключаются к интернету, в кабинетах химии, физики и биологии устанавливают самое современное лабораторное оборудование, по степным дорогам колесят школьные автобусы – 47 закупил округ, три получены из центра благодаря нацпроекту. К слову, о нацпроекте: в конкурсе на «государственный миллион» приняли участие 9 школ. Три, согласно квоте, победили, оставшиеся шесть тоже в накладе не остались: получили местные гранты. То же и с лучшими учителями: 11 попали в квоту, еще 13 поддержаны на окружном и муниципальном уровнях. И, наконец, данные «на десерт», венчающие общую картину: рождаемость на Агинской земле превышает смертность, в этом году первоклассников оказалось больше, чем выпускников, а средний балл по ЕГЭ выше среднего по стране. Все эти цифры могли бы выглядеть не более чем парадными декорациями, если бы не скрывающиеся за ними мощная система, продуманная стратегия, гигантская машина с отточенным и отлаженным механизмом. Ведь дело не в том, сколько новейших компьютеров и новомодных интерактивных досок завезли в ту или иную школу в «информационно-технологическом порыве», – они бы превратились в груду бесхозного железа и проводов, если бы учителей, всех до единого, не научили использовать эти машины не только по большим праздникам, но ежедневно и с удовольствием. И можно сколько угодно демонстрировать графики и таблицы, повествующие о количестве выпускников, поступивших в лучшие российские вузы. График так и остался бы графиком, если бы эти ребята не возвращались домой и не шли работать в школу: только в этом году агинские учебные заведения пополнились 86 молодыми дипломированными «новобранцами». Чего больше у агинчан – восточной мудрости и верности заветам предков, ценивших образование как главную роскошь, доступную человеку, или современной государственной дальновидности, понимания того, что Москва далеко и если самим не озаботиться своими проблемами, их за тебя вряд ли кто решит? «Рулевых» здешнего образования не упрекнуть в отсутствии дальновидности: они не скупятся на серьезные финансовые вложения и ведут кропотливую и планомерную работу с лидерами – директорами школ. Ведь известно, и Бальжит Балдандоржиевна этого не скрывает: по статистике, только двадцать процентов педагогов готовы с головой окунуться в инновации, остальные либо пассивно выжидают, либо активно протестуют. И если не привлечь на свою сторону «ударную группу» управленцев, которым только одним и под силу повести в «бой» многотысячную армию учителей, все провалится. Чем не концепция, чем не восточная дальновидность? Она-то и поразила гостей больше всего, особенно когда предстала перед ними в действии.

После теории докладов – живая практика мастер-классов. Лучшие агинские школы – федеральные и окружные экспериментальные площадки – делились своими мыслями и инновационными наработками. Кто-то, как, например, Кусочинская школа, бросил все силы на организацию качественного профильного обучения в условиях малокомплектного учебного заведения. Другие, как Урда-Агинская школа, озабочены «технологией самореализации личных инициатив в процессе воспитания актуальной и успешной личности». Ага-Хангильскую школу и агинскую школу №1 волнует вопрос сохранения национальных обычаев и традиций и воспитания человека, который и в своей, и в чужой культуре будет чувствовать себя как рыба в воде. Много говорили о сетевом взаимодействии учебных заведений. У Агинского Бурятского округа и тут своя особенность: из школы в школу возят не детей, а самых востребованных учителей. Это и быстрее, и безопаснее, а значит, делу только на пользу.

…После победы в прошлогоднем конкурсе «Лучшие школы России» могойтуйская школа №2 не может пожаловаться на недостаток внимания. О ней много пишут и еще больше говорят, сюда, как в крошечное Эльдорадо степной Агинской земли, везут всех почетных гостей – даже депутат Госдумы от округа Иосиф Кобзон и тот не поленился добраться до могойтуйской достопримечательности. Место это обросло легендами и прижизненными сказаниями, многие из которых оказываются истинной правдой. Например, роскошный информационно-компьютерный центр, на базе которого работает представительство московской Современной гуманитарной академии, обеспечивающее ребят не только техникой, программами и доступом к огромной цифровой библиотеке СГА, но и местами сразу на втором курсе вуза. Поражает воображение и экспериментальная этнографическая площадка, которая в скором будущем обещает перерасти в музей под открытым небом. Весь учебный год ребята слушают лекции по истории, этнографии и народным ремеслам, а летом отправляются в экспедиции и своими руками, четко следуя технологиям древних мастеров, строят настоящие юрты, чумы и лабазы – «избушки на курьих ножках», прообразы современных холодильников. Грядущим летом их ждут настоящие археологические раскопки – еще один шаг навстречу теням не позабытых предков…

Могойтуйская школа №2 – уменьшенная модель всего окружного образования, где главный закон гласит: занимайся чем хочешь – танцуй, собирай палеонтологические коллекции, пиши электронные пособия, учи редкие языки – главное, будь счастлив и горд, что родился и живешь здесь и сейчас. Во время праздничного вечера директор Юрий Шагдаров не успевал благодарить гостей за многочисленные подарки – красивые, памятные и полезные. И сам, как истинный восточный хозяин, дарил гостям подарки. И все были счастливы, потому что каждый, кто провел в этом удивительном месте хотя бы несколько часов, уезжал отсюда с полным сердцем.

п. Агинское – п. Могойтуй, Агинский Бурятский автономный округ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте