search
main
0

Школьная тема во всех ракурсах

История попыток изменить мир

Ольга Аникина работает врачом, но куда больше известна как поэт, ведь второе ее профессиональное образование – это Литературный институт. Но сегодня мы поговорим не о стихах, а о прозе писательницы, которая также заслуживает самого пристального внимания. Недавно в свет вышла новая книга Аникиной «Назови меня по имени».

На первый взгляд перед нами очередной роман о переменчивой женской судьбе. Главная героиня Маша Иртышова – довольно типичный персонаж для такой литературы: разведенная учительница в возрасте за тридцать, живущая с сыном-подростком в подмосковной квартире, купленной в ипотеку, подрабатывающая репетиторством…

Но постепенно выясняется, что не так уж Маша и проста. Во-первых, она внучка академика, во-вторых, хоть и приезжая в Москве, но родом из Питера. В столице оказалась, бросив налаженную жизнь с мужем-бизнесменом, который ей изменял. А все из-за бунтарского характера, например, не стала поступать в медицинский, куда прочили родители, а вместо этого поступила в педагогический, да еще, отучившись несколько лет на историческом факультете, перевелась на филологический…

В школе, где работает Маша, хватает проблем. Она становится жертвой травли со стороны руководства, а сама в свою очередь пытается защитить от буллинга одного из учеников – одаренного Алешу Девятова. Добиваясь справедливости, молодая учительница порой совершает «непедагогичные» поступки ради давления на тех, кто, по ее мнению, недостойно себя ведет. Понятно, что это не остается безнаказанным. Героиню обвиняют во всех смертных грехах, включая попытку вступить в связь с учеником, и ей приходится уволиться из школы.

Школьная тема в романе предстает перед нами во всех ракурсах: мы видим ситуацию и глазами самой Маши, и глазами ее коллег, и учеников, и их родителей, вникаем в сложные отношения между ними и понимаем: правда у каждого своя, однозначной истины здесь искать не стоит. В каком-то смысле в том, что произошло с Машей, виновата она сама, перейдя грань дозволенного, пусть из самых лучших побуждений. Но сделанного не воротишь.

К сожалению, Маша слишком горда, чтобы обратиться за помощью к близким – матери и сестре, с которыми ее связывают крайне сложные отношения. Она остается почти без денег, с просрочкой по кредиту и вынуждена по настоянию бывшего мужа согласиться отправить сына на учебу за границу.

По законам жанра после череды жизненных и любовных неудач героине должен непременно встретиться принц на белом коне. Но этого не происходит, хотя иногда кажется, что вот-вот…

Однако с мужчинами в Машиной жизни тоже все сложно. С мужем понятно, но намного ли лучше ее постоянный любовник Марк Лакиди? Интеллектуал, вынужденный подрабатывать то журналистикой, то преподаванием, то написанием рефератов и диссертаций, он постоянно сидит без денег, обитает в забитой книгами съемной комнате и, будучи человеком тонкой душевной организации, не может ездить к возлюбленной в Подмосковье на электричке, а только на такси, которое, как правило, оплачивает Маша. Кроме того, он то и дело просит любовницу присмотреть за своим маленьким сыном, которого постоянно подкидывает ему бывшая жена. Маше даже приходится дежурить возле мальчика в больнице.

Случайно Маша знакомится с дорожным инспектором Владиславом Рыбкиным, который ловит ее на серьезном превышении скорости, но затем отпускает, выписав минимальный штраф. Тем не менее движет им не одно только благородство: вскоре, выяснив адрес из документов, Рыбкин появляется в Машиной квартире и предлагает ей встречаться, поскольку оба одиноки.

Думаете, дальше все сложится, как в фильме «Москва слезам не верит»? Ан нет! Машу вовсе не впечатляет «принц» из ДПС, его неожиданное вторжение в ее жизнь кажется верхом бесцеремонности… Словом, героиня дает ухажеру от ворот поворот. И даже присланный Рыбкиным букет цветов не заставляет ее смягчиться. А может, и правильно. Если человек в самом начале так запросто готов переступить чужие границы, что же будет потом? Тем более и у самой Маши периодически возникают проблемы с переходом границ…

И наконец, Алеша Девятов. Сначала Маша общается с ним как репетитор по русскому и литературе: парень из-за плохого здоровья находится на домашнем обучении. Затем он возвращается в школу, где она становится его учительницей. Девятов влюблен в Машу и не скрывает этого. В конце книги он обещает добиться успеха, чтобы дать своей возлюбленной то, что ей нужно. То, чего не смогли дать ей другие мужчины.

Но Маша прогоняет и его. Любит ли она кого-нибудь вообще? Когда-то думала, что любит мужа, однако ей было даже сложно находиться с ним рядом. Потом была череда многочисленных любовников, но ни один из них, судя по всему, не тронул ее сердца, это было скорее от скуки.

Несколько раз на протяжении книги Маша повторяет, что любит Марка. Но правда ли это? Не обман ли, как в случае с мужем? Ведь Марк такой же эгоистичный и способен заботиться только об удовлетворении собственных потребностей.

Тот самый, единственный, так и не появляется. Обычно «женские» книги заканчиваются хеппи-эндом. Но здесь не тот случай. В финале мы видим Машу в полном одиночестве в неубранной квартире. Ей звонят коллекторы, она, очевидно, в депрессии, рядом нет никого, способного о ней позаботиться. И тогда она набирает номер Марка, по-видимому, вновь сошедшегося с бывшей женой, и слышит лишь: «Перезвоните позже». И Маша кричит: «Назови меня по имени, Марк!»

Не случайно именно эта фраза дала название всей книге: на протяжении всего повествования героиня пытается доказать себе и окружающему миру, что она личность, что у нее есть достоинство и имя. И становится понятно, что произведение Аникиной – это вовсе не история одинокой дамочки в поисках личного счастья, а в первую очередь история бунта против холодного, жестокого, несправедливого мира. История попыток его изменить. История маленького человека, не желающего играть по общим правилам, допускающим ложь, подлость и равнодушие во имя спокойствия и благополучия.

И пусть бунт провалился, пусть героиня в итоге осталась у разбитого корыта с весьма неопределенными жизненными перспективами, читателю хочется поверить, что это еще не конец, что, пока в мире есть такие люди, как Маша, все можно исправить. Ну хотя бы попытаться…

Ольга Аникина. Назови меня по имени. – СПб. : Литературная матрица, 2023 . – 544 с.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте