Наше обывательское представление, что на богатом Западе есть все, кроме дефицита, оказывается далеко не всегда оправданным. Проклятый дефицит и здесь имеет место быть! Специальные исследования, проведенные недавно британской правительственной комиссией по образованию, показали, что более 25% средних школ страны испытывают суровую нехватку учебников и различной методической литературы. К частным школам Британии эта проблема, разумеется, не относится – тут не только с учебниками все о’кей, но даже и с такой дорогостоящей техникой, как компьютеры: в “паблик скул” на каждых 6 учащихся приходится по одному компьютеру. Зато в государственных школах ситуация иная: не хватает не только вычислительной техники, но даже элементарных учебников по истории, географии, математике, иностранным языкам, естественным наукам, музыке и дизайну – то бишь практически по всем основным предметам!
Для того чтобы ситуация дефицита была ясна, следует подчеркнуть главное: учебники британскому школьнику выдаются бесплатно, покупать их должна сама школа на имеющиеся в ее распоряжении средства. Но этих средств у государственных школ не хватает, а правительство при всем желании помочь им не может, так как его бюджетный кошелек тоже весьма и весьма тощ. Дабы выкрутиться из положения, отдельные учебники школы-таки вынуждены своим учащимся продавать, поэтому время от времени родителям приходится раскошеливаться на сумму порядка 2,5 фунта стерлингов (порядка 100 рублей), чтобы ребенок мог обзавестись “ревизионным” учебником по биологии, физике или каким-нибудь другим основным предметам. На всех парах работает и школьная множительная техника: с учебников снимаются сотни копий, чтобы затем раздать их ученикам. Однако порядком изношенное оборудование воспроизводит нередко столь бледное подобие оригинала, что учебным материалом подобное можно считать лишь с большой натяжкой.
Нехваткой учебников в Британии, в частности, объясняют тот факт, что 7% учеников государственных школ значительно отстают в учебе, а 5% этих школ демонстрируют неудовлетворительный уровень преподавания. Школьной бедностью объясняется, в частности, и плачевный итог, который показала Британия в ходе международных исследований грамотности среди взрослого населения: ее результаты оказались худшими среди всех развитых индустриальных стран, не считая разве что Америки. По данным Национального фонда исследований в области образования, уровень грамотности среди британцев не повысился с 1948 года, то есть за целых полстолетия! Мало того, Британия относится сегодня к тем уникально немногим странам развитого мира, в которых молодежь отстает по элементарной грамотности – умению, к примеру, читать и понимать газеты – от поколения 30-40-летних.
Во всех этих печалях есть, однако, одно утешение: школьная бедность не рассматривается в Британии, не в пример нашей стране, в качестве отраслевой прорухи и тем паче в качестве проблемы периферийной на фоне “куда более значительных” политико-экономических проблем. Совсем даже напротив, любая проблема, связанная с образованием, почитается здесь за приоритетную и общенациональную. Поэтому неудивительно, что сегодня в Британии с огромной помпой, широчайшей рекламной поддержкой и энтузиазмом проходит кампания по сбору бесплатных книг для школ. Ее застрельщиком выступила транснациональная новостная корпорация, возглавляемая всемирно известным газетным магнатом Рупертом Мэрдоком. Суть акции заключается в том, что в газетах, принадлежащих корпорации Мэрдока, таких, как “Санди Таймс”, “Таймс”, “Сан”, “Ньюс оф вэ Уорлд”, а также на любимых ребятами пакетиках с картофельными чипсами “Уолкерс” печатаются специальные талоны, которые любой желающий может вырезать и послать в какую-нибудь из школ. Там эти талоны аккуратно собирают и отправляют в специальное отделение корпорации вместе с заявками на учебники или иные нужные для школьных библиотек книги. За каждые 100 талонов школа получает 1 книгу. С учетом же, что издания империи Мэрдока расходятся огромными тиражами, “токены” (талоны) публикуются в количестве многих миллионов. По расчетам организаторов акции, за счет миллиарда опубликованных талонов 27 тысяч школ Британии получат миллионы книг и учебников. Таким образом целые школьные библиотеки будут собраны на средства читателей – чем не народные библиотеки?
Сегодня в Англии в сбор талонов с увлечением играет вся страна. Ребята в школах соревнуются друг с другом, кто соберет больше “токенов” и тем самым окажет большую помощь школе. Не правда ли, что-то похожее переживали и мы в нашем теперь уже таком далеком пионерском детстве? И, может быть, напрасно мы так безоговорочно и безжалостно снесли тот беззаветный тимуровский энтузиазм на свалку истории? А то ведь тоже могли бы сейчас пособирать в пользу родной школы какой-нибудь металлолом или макулатуру…
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии