search
main
0

Школа в фокусе. Фокусы для школы

Учителя из всех российских регионов и 40 стран мира стали участниками юбилейной международной онлайн-конференции

Два года назад в ноябре прошла первая Всероссийская онлайн-конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы». Это были четыре методических объединения, с которых начался ее большой путь и был дан старт новому важному делу. Инициативу самарских педагогов поддержали «Учительская газета», Общероссийский профсоюз образования, а позже и общероссийская общественная организация лидеров образования «Учитель года», которая в марте 2022 года, получив официальный статус, также стала одним из соучредителей конференции.

Важно подчеркнуть, что первооснова и фундамент проекта, а это Международный центр «Фокус», Самарская международная школа, ее директор Елена Смит, а также Светлана Ильина, директор гимназии №3 Самары, председатель клуба «Просвещенный пеликан» (Клуб учителей Самарской области), ныне председатель Комитета по образованию Самарской Губернской Думы, обеспечили стремительное и успешное развитие онлайн-конференции «Школа в фокусе. Фокусы для школы».

Проект начинал свою жизнь в разгар пандемии, и тогда трудно было предвидеть его дальнейшую судьбу, тем более что многие, отдавая предпочтение офлайну, считали (кстати, и теперь это не редкость!), что онлайн-конференции не могут обеспечить участнику яркие впечатления и принести пользу. Разумеется, цифровое общение не заменит живого, но правда и в том, что онлайн-контакты в наше время практически неизбежны. Они открывают новые возможности, которые связаны с иным масштабом вовлеченности в такого рода деятельность всех заинтересованных лиц. Добавлю к этому неисчерпаемый и пока еще мало осознанный в обществе потенциал онлайн-вещания и для формирования общественного мнения по поводу тех или иных процессов, происходящих в стране и мире, в частности в системе образования, и для поиска, выбора своих собственных приоритетов, для проектирования траектории личностного, профессионального роста. Эту конференцию, которая систематично и последовательно в течение двух лет проходила в онлайн-режиме точно по графику и без сбоев, иногда переходя в офлайн-формат на живых встречах, как это произошло на только что завершившемся в Самаре форуме «Педагогическая гавань» (о чем обязательно расскажем нашим читателям в последующих номерах), можно уже смело назвать мощной, в чем-то новаторской профессиональной площадкой, на которой яркие и творческие представители системы образования делятся с коллегами опытом, своими методическими находками, эффективными технологиями и практиками. Она значительно дополнила и обогатила послеконкурсное движение педагогов страны, поскольку главными ее модераторами, спикерами, председателями методических объединений стали победители и лауреаты педагогических конкурсов и те, кто тесно связан с профессиональными состязаниями «Учитель года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют» и др. Это ли не гарантия высокого уровня квалификации и мастерства ее спикеров, модераторов и, соответственно, качественного, добротного, оригинального контента самой конференции?

Светлана Ильина, председатель ООО лидеров образования «Учитель года», рассказывает: «Шел август 2020 года. Разгар пандемии. Вот уже полгода все учителя сидели по домам. И тихонько сходили с ума от отсутствия той деятельности, которую требовали учительские сердца и души. И мы с Еленой Александровной Смит решили провести первую «Школу в фокусе». Для тех, кто соскучился по общению… Мы выкупили платный аккаунт в Zoom, который мог позволить одномоментно участвовать 500 слушателям… Zoom не вместил всех желающих. Мы обратились к тем, кто точно мог бы нам помочь в проведении 2-й конференции. Но нам возразили: «Всех учителей и так наизнанку выворачивает от онлайна, а вы хотите добавить негатива педагогам? Какая работа по субботам? Все и так падают от усталости!» Тогда я позвонила Ирине Георгиевне Димовой. Она внимательно выслушала и сказала: «Замечательный проект! Его обязательно надо реализовывать! А «Учительская газета» и я лично поддержим, я даже готова стать соорганизатором». Когда проект «Школа в фокусе» поддержал Общероссийский профсоюз образования в лице Елены Станиславовны Елшиной, стало очевидно, что надо просто брать и делать. Не для тех, кто не хочет развиваться и двигаться вперед, кто устал и настроен негативно к новым идеям, а для тех, кому интересно. Кому есть что показать, кто хочет на других посмотреть!»

Елена Смит, которая вместе со своими партнерами создала в 2019 году ресурс «Интер-Маркет» (www.intr-market.ru), площадку, без которой трудно себе представить реализацию проектов в таком формате («Учительская газета» рассказала об этом в №4 за 2022 год), вспоминает: «Я всегда мечтала, чтобы была площадка, способная объединить учителей-практиков из разных регионов и даже из разных стран, но встретиться очно очень сложно. Попасть на конференцию, которая проходит за тысячи километров от твоего города, стало возможным только сейчас, когда мы все вынуждены были несколько месяцев осваивать дистанционные технологии».

Первую трансляцию конференции, а шла она одновременно на двух платформах – Zoom и YouTube, смотрели 3670 педагогов, причем не только из России (от Камчатки до Калининграда), но и из ближнего и дальнего зарубежья – Беларуси, Тайваня, Казахстана, США, Сирии, Франции, Эстонии, Германии, Японии, Австралии. Перед их глазами прошел настоящий парад современных и эффективных методических приемов.

Затем в декабре в Самаре мастер-классы прошли вживую с трансляцией на YouTube уже в 16 предметных методических объединениях… Постепенно конференции стали акцентировать внимание участников на определенной тематике, например «Любовь правит миром», «Учение с увлечением», «Обучение и развитие».

Десятая, юбилейная, конференция стартовала на 26 методических площадках. И помимо стандартных предметных объединений появились методические объединения цифровой трансформации образования, педагогического стендапа, учителей-блогеров, учителей-наставников. 150 спикеров, каждого из которых можно причислить к звездным, харизматичным лидерам, сумели завоевать внимание слушателей, зарядить энергией творчества, вдохновить и окрылить!

Поражает число участников – почти 7000 из всех субъектов России и из 40 стран мира. Цифры впечатляющие! Масштаб невероятный!

Действительно, конференция стала поистине новым витком в жизни после конкурса, позволяющим активно использовать его ресурс, возможность создавать неформальные методические объединения, предметные сообщества для рождения новых инициатив, реформирования прежней, во многом устаревшей системы методической работы, что реально ощущают в своей практике наши учителя. Как не согласиться с одним из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века Питером Дракером, американским ученым австрийского происхождения, который сказал: «У истоков каждого успешного мероприятия стоит однажды принятое смелое решение». Можно лишь добавить, что это столь масштабное творческое событие в образовательном пространстве нашей страны, этот смелый «фокусный» образовательный проект как раз и стал таким успешным мероприятием! Проект не просто состоялся, но и заявил о себе как о мощном ресурсе построения новой модели профессионального роста учителя, а значит, и школы будущего, в которой все известные и неизвестные образовательные технологии будут направлены на человека, на ребенка, на гуманную педагогику, в которой доминируют сотрудничество, взаимодействие, достоинство и свобода личности.

Мы попросили председателей предметных и межпредметных методических объединений (МО) рассказать о том, что происходило на их секциях. Предоставляя слово некоторым из них, мы также хотели бы, чтобы читатели услышали голос каждого, кто выступал. Организаторы конференции позаботились об этом, и c подробной информацией о ее итогах можно ознакомиться на сайте уже упомянутой платформы «Интер-Маркет» (www.intr-market.ru), а видео посмотреть здесь: www.teacherofrussia.com. Мы же, «Учительская газета», которая активно вовлечена в этот проект, продолжим и в наступающем 2023 году диалог о том, почему важна и чем полезна такая онлайн-конференция, какие «фокусы», представленные на ней, нам запомнились и как пригодились учителю в реальной практике, в каком направлении нужно развивать и совершенствовать эту, прямо скажем, новую образовательную онлайн-технологию, получившую за небольшой период времени столь очевидный интерес и признание.

 

МО учителей русского языка и литературы

Михаил НЯНКОВСКИЙ, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России»-1994:

– Конференция «Школа в фокусе. Фокусы для школы» набирает обороты. Ширится география участников, становится разнообразнее тематика выступлений, увеличивается число желающих принять участие в конференции, что позволяет организаторам производить экспертизу и отбор заявок, а это в свою очередь повышает качество выступлений. Все сказанное в полной мере относится к секции учителей русского языка и литературы, в работе которой приняли участие педагоги из разных регионов России и их коллеги из Белоруссии и Казахстана. Все без исключения выступления отличались глубиной, научностью и практико-ориентированным подходом, все они отражали тот индивидуальный авторский опыт, который накоплен участниками.

Что особенно интересно, на конференции прозвучали выступления, касающиеся не только различных видов деятельности учителя и ученика, но и разных аспектов собственно языка и литературы, что свидетельствует как о хорошей методической подготовке спикеров, так и об их глубокой погруженности в филологическую науку.

Многие спикеры предстали перед слушателями как учителя-исследователи. Так, о заимствованиях из восточных языков и о способах их выявления в лексическом составе русского языка поведала финалист регионального этапа конкурса «Учитель года Дона»-2018 Н.П.Наумова из Ростовской области, оригинальный взгляд на место литературы в системе общественной морали разных веков изложил финалист Всероссийского конкурса «Учитель года»-2022 В.В.Кадочников из Кемерова.

Ряд выступлений был посвящен урокам русского языка. Интересные приемы подготовки к изложению представила лауреат конкурса «Учитель года Республики Беларусь»-2009 Г.А.Сухова из Витебска в своем выступлении о метаразметке вторичного текста, что сегодня особенно важно для ее белорусских коллег, поскольку изложение стало в братской республике формой итоговой аттестации. Однако работа над изложением не менее значима и для российских словесников, а также для учителей из Казахстана, свидетельством чему стало выступление М.А.Пильской из Международной школы – лицея «Байтерек» г. Алматы о новых подходах к этой форме творческой работы учащихся и использовании технологии критического мышления на уроках русского языка.

Были представлены на конференции и оригинальные приемы работы с литературным произведением. Призер регионального этапа конкурса «Учитель года»-2021 Е.И.Шинова из Уфы поделилась используемыми ею приемами визуализации на уроках литературы, которые позволяют научить школьников читать между строк (думаю, некоторые учителя впервые услышали про скрайбинг, скетчноутинг и майндмэппинг). О проблеме концептуализации знаний и способах развития концептуального мышления старших школьников на уроках литературы (на примере изучения творчества Чехова) рассказала победитель Всероссийского конкурса «Учитель года»-2008 кандидат филологических наук Е.Н.Володина из Тюмени, чьи выступления на конференции всегда отличаются глубиной и эмоциональностью. Опытом проведения виртуальных экскурсий, которые дополняют традиционные уроки литературы, поделилась участник конкурса «Педагогический дебют» Ю.Д.Ермакова из Рузаевки (Республика Мордовия).

Убежден, что с большим интересом выслушали участники конференции выступления, раскрывающие высокую социальную значимость уроков русского языка и литературы. О приобщении детей к чтению, о формировании грамотного и вдумчивого читателя размышляла лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2010, почетный работник общего образования О.В.Редина из Тюмени, которая рассматривает чтение и как труд, и как творчество. О своем видении катастрофического падения уровня межличностного общения в молодежной среде, об утрате искусства общения и путях его возрождения рассказала финалист Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2021 Д.С.Цветкова из Новгорода.

Несмотря на то что регламент конференции ограничивает спикеров двадцатью минутами, все они сумели точно и лаконично изложить ключевые идеи своего опыта, который при вдумчивом анализе и грамотном осмыслении может быть освоен и использован их коллегами. А это, на мой взгляд, и является главной задачей «Школы в фокусе».

 

МО учителей химии

Людмила ЛЕВИНА, главный редактор журнала «Химия в школе», член оргкомитета и Большого жюри конкурса «Учитель года России»:

– В школьном естественно-научном образовании сегодня существует масса проблем, которые признаются практически всеми. Об их наличии свидетельствуют и результаты единого государственного экзамена, и существенно более низкая популярность специальностей, связанных с физикой, химией, биологией (не считая медицины), при выборе приоритетных профессий выпускниками школ. Многие из этих проблем появились не сегодня, а достались в наследство от школы 70-80-х годов, и некоторые из них касаются не только российской школы и характерны для образования большинства стран. В основе тематики методического объединения учителей химии актуальные проблемы методики и практики обучения химии в основной и средней школе. Спикеры в своих выступлениях поделились с аудиторий интересными методическими приемами, способами и средствами обучения для создания мотивационной среды для развития интереса к предмету, функциональной грамотности, практико-ориентированного подхода к процессу преподавания.

Спикеры озвучили главный тезис: «Химия – это просто! Просто и увлекательно!» Просто, когда подсказки вокруг периодической таблицы Д.И.Менделеева помогают определить изменение свойств атомов, и интересно, когда QR-коды в таблице с дополненной реальностью рассказывают интересные истории о химических элементах. Легко, если есть возможность использовать готовые таблички с формулами, что снимает страх перед решением химических задач, а лайфхак о том, как расставить коэффициенты в сложном уравнении, сформирует уверенность в своих силах. Понятно, когда схемы, таблицы, алгоритмы оживают при выполнении домашних заданий, ведь предметы сделаны из различных веществ, и они хотят рассказать нам о себе, а цвета растворов веществ образуют не семицветную, а 36-цветную радугу! Таким образом, легко отличать фейки от достоверной информации, находить эту информацию и помогать избавляться от иллюзий. А занимательные «цветные рассказы» и виртуальные экскурсии делают учение радостным и привлекательным! Химия становится ближе, оставаясь яркой и увлекательной, происходит погружение в науку, возникает любовь к предмету!

В одном из выступлений был сделан акцент на использовании в обучении кроссенса. Интересно и убедительно представлены его отличие от других видов наглядного представления учебного материала, а также этапы и принципы создания. Кроме того, спикер уделил особое внимание значению кроссенсов для формирования у школьников межпредметных связей, дал обоснование того, что одну из новых современных технологий можно использовать в учебном процессе, и это может стать эффективным средством визуализации информации по химии.

 

МО учителей английского языка

Мария АХАПКИНА, победитель конкурса «Учитель года России»-2015:

– TED-обучение, развитие через искусство и лист креативной педагогической силы – эти и другие темы были в центре внимания нашего методобъединения. Татьяна Потанина из Бутурлинской школы имени В.И.Казакова Нижегородской области рассказала об идеальном равностороннем треугольнике успеха. Достичь его ей помогают прием скетча, использование дудлов, друдлов и эмодзи на разных этапах урока. Они способствуют погружению ребят в тему через креативный визуальный ряд, развивают логическое и инженерное мышление. Бонус! Мы узнали, как использовать мемы для подготовки к ЕГЭ.

Татьяна Сумина из Челябинска поделилась продуктивными приемами качественной организации групповой работы учеников в классе. В первую очередь важно не просто дать задание ученикам, например кейс с проблемой, а направлять их по алгоритму взаимодействия. Выработать такие алгоритмы помогают структуры: Jot Thoughts (мозговой штурм), Sort cards (распределение карточек с идеями после штурма по категориям самими детьми для развития у них навыка анализа информации), Talking map и использование фломастеров разных цветов, чтобы лучше видеть вклад каждого ученика в работу команды.

Зильфира Батырова, учитель английского языка и руководитель кафедры иностранных языков гимназии №1 г. Ноябрьска, представила модель работы с видеоматериалами TED talk на уроке. Дала план Watch, Think, Dig deeper, Discuss. Посоветовала книгу Е.А.Филимоновой «Культура речевого общения: видео­дис­кус­сион­ный клуб» с разнообразием заданий для просмотра роликов. На сайте English.com вы найдете видео с субтитрами к тедам. Плюс в том, что можно навести курсор на слово в субтитрах, и появится его перевод. Можно таким образом снять лексические трудности, если вы задаете посмотреть TED на дом. Задание Oink game вообще произвело фурор! Попробуйте объяснить слово или понятие, но вместо него говорите oink.

Об акции «Слово года» как ключе, открывающем дверь к научному лингвистическому мышлению, говорила Мария Бирюкова из Подольска. Акция возникла в 1971 году в Германии, когда самым употребимым словом стало «непокорный». Социологи, историки и лингвисты исследуют самые употребляемые в речи слова года как показатели социокультурного контекста и главных проблем, волнующих людей страны. Это помогает учителю дать ученикам почувствовать, что язык живой, постоянно меняющийся, увидеть за правилами и структурами реальных людей и жизнь стран изучаемого языка.

Слово woke в Америке – «очнувшийся, проснувшийся человек, начинающий занимать активную социальную позицию». Воукизм – термин, который появился и в русском языке. Австралийские слова по следам локдауна: iso-kilos – «килограммы, набранные на изоляции», iso-cut – «стрижка во время изоляции».

О доступности и приемах интер­ак­тив­ной работы на платформе Wordwall рассказала Ольга Лукша из Браславской гимназии Республики Беларусь, а во время выступления Ольги Пархоменко из Тобольска речь шла о роли на уроках визуального искусства. Ее ученики изучают грамматику и лексику с помощью картин, фотографий великих мастеров. Прием What do you feel помогает использовать прилагательные и развивать тонкое чувство прекрасного, замечать палитру своих эмоций и впечатлений.

Подводя итог, отмечу, что все выступления на нашем МО были оригинальными и практически значимыми. Осталось только присвоить себе представленные приемы – и вперед, в класс, к ребятам!

 

МО учителей – авторов методических разработок

Елена СМИТ, победитель российско-американского конкурса «Учитель английского языка и страноведения», финалист окружного этапа Всероссийского конкурса «Учитель года»-2013:

– Как создавать интерактивные презентации-игры? Как сделать так, чтобы учебник превратился в увлекательную игру, от которой невозможно оторваться? Как превратить тест в интересную викторину, которую проводит помощник учителя – чат-бот? На эти и многие другие вопросы мы ответили на нашем методическом объединении.

Андрей Викторович Докалин, учитель английского языка из Красноярска, постоянный участник конференции и один из ведущих авторов ресурса «Интер-Маркет», еще в начале этого учебного года провел на нашей площадке 10 обучающих вебинаров о том, как превратить любую презентацию в захватывающий квест с исчезающими и появляющимися предметами, рандомайзерами и головоломками. В этот раз он пригласил свою коллегу Наталью Геннадьевну Белину из Соликамска, которая вдохновила нас придумывать новые сюжеты для игр на уроках. Представьте: на экране росток, каждый раз, когда задание выполнено правильно, волшебная леечка поливает его, он становится выше и расцветает. И все это волшебство создано в знакомой нам всем программе PowerPoint, навыки программирования не нужны, важны только фантазия учителя и желание доставить радость детям.

На методическом объединении была новая приглашенная гостья Ольга Сергеевна Тахтамышева, из Тольятти. Ее интерактивные тетради – лэпбуки – это настоящие обучающие игры, на каждой страничке ученика ждет увлекательное задание – кармашки, двигающиеся стрелки, конверты с картинками, окошки и дверцы, в которые так и хочется заглянуть.

А Надежда Анатольевна Михайлова из Минска дала пошаговую инструкцию, как создать чат-бот, который может давать ребятам домашнее задание или предложит викторину, соединив в себе несколько образовательных платформ – от Quizzlet до Genially.

С каждым разом все больше учителей приходит к нам, чтобы рассказать о том, какие игры, рабочие листы, тетради и плакаты они создают для нескучных уроков. Наше методическое объединение – это настоящая взаимоучительская! Приходите, будем вдохновлять друг друга, учиться друг у друга и осваивать основы цифрового педагогического дизайна, чтобы идти впереди своих учеников и удивлять современное поколение детей, которых сейчас иногда называют цифровыми аборигенами.

 

 

МО учителей-блогеров

Анастасия ШРАМКО, призер конкурса «Учитель года России»-2021:

– Впервые в рамках потока цифровой трансформации образования запустилось методическое объединение учителей-блогеров, и мне довелось провести эту встречу в качестве его председателя.

Учитель-блогер. Звучит странно? Непривычно? Несозвучно? В век информационных технологий, расцвета социальных сетей и прихода метавселенных было неизбежно (а может, и необходимо), чтобы в этот цифровой мир вошел и учитель. Не славы рады, но просвещения для.

Не синонимично ли сочетание «учитель-блогер» сочетанию «учитель-просветитель»? На секции спикеры щедро делились своими опытом и методическими материалами. Наталья Геннадьевна Смарыгина рассказывала, как с помощью блога она находит людей из других стран, как они с учениками устраивают телемосты и обмениваются открытками с ребятами из Англии или Греции. Наталья Геннадьевна поделилась опытом создания виртуальных квизов, рассказала о сетевом сообществе учителей «Международные креативные идеи».

Ольга Николаевна Алексеева подняла тему выгорания, самоопределения и позиционирования учителя. Рассказала о том, как важно слышать себя, знать свои сильные стороны (и слабые тоже). Затронула она и тему того, что не надо всем быть блогерами, это не цель и не определяет тебя как современного учителя. Важно быть на своем месте и заниматься любимым делом.

Альфред Владимирович Гринмирис увлеченно рассказывал о создании авторских подкастов. Не обошлось и без демонстрации опыта, аудио- и видеофайлов. Альфред Владимирович подробно разложил весь путь для учителя, желающего попробовать свои силы в подкастинге.

Работа прошла плодотворно, насыщенно, с интересом и пользой. На следующей конференции ожидаем большее количество спикеров, темы о создании авторского блога, контента, работе с этим контентом. Планируются темы, исходящие от запросов аудитории, а аудитория у учителей-блогеров большая. Кто, как не мы, знает, что интересно учителям, о чем они порой молчат, чем хотят поделиться? Мы рупоры нашей аудитории, глашатаи собственных находок и идей. Мы просветители? Время покажет. Но уже однозначно с гордостью можем сказать: мы учителя-блогеры.

 

МО «Наставничество»

Хулимат СУЛТАНОВА, директор Департамента дополнительного образования и программной деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики:

– Вхождение начинающего молодого педагога в профессию – сложный и трудоемкий процесс не только в профессиональном плане, но и в психологическом и социальном. Как сделать его менее болезненным? От чего и кого зависит жизненное проектирование молодого учителя – об этом размышляла в своем выступлении Мария Владимировна Калужская, победитель регионального этапа конкурса «Учитель года» из Екатеринбурга.

Педагогическое просвещение родителей обучающихся – это необходимая форма сотрудничества педагогов образовательных организаций и родителей. Опытом выстраивания сотворчества педагогов и родителей по модели «педагог – родитель» в сельской школе делилась Елена Александровна Казанина из Сростков, директор школы имени В.М.Шукшина, председатель Алтайской краевой общественной организации участников конкурса «Учитель года Алтая», лауреат краевого этапа конкурса «Учитель года Алтая»-2013. Она выступила по теме «Наставничество классных руководителей как базовый ресурс в работе с родителями», показав нам эффективные и реально работающие модели «учитель – родитель», «родитель – родитель».

Любовь Александровна Савельева из Ульяновска, победитель Всероссийского конкурса «Педагогический дебют»-2022 в номинации «Педагог-наставник», предложила тему «Наставничество в системе проектной деятельности учителя». Она была убедительна в рассказе о том, что учитель-наставник выполняет не одну роль, что это специалист, помогающий в постановке и достижении жизненных и профессиональных целей, и опытный советник. Он сочетает в себе компетенции педагога, высшей ценностью для которого выступает развитие каждого участника проекта и команды в целом.

Секретами о том, как брать профессиональную высоту за высотой, как дойти от молодого специалиста до мастера своего дела, поделились педагоги из города Мозыря Республики Беларусь Елена Васильевна Бобр, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь»-2014, и Галина Михайловна Кебец, лауреат республиканского конкурса «Учитель года Республики Беларусь»-2017.

Итак, кто же такой наставник? Тот, кто способен анализировать педагогический процесс и делать выводы, существенные для повышения качества работы? Или это человек, умеющий своевременно оказать эффективную помощь и увидеть конечный результат совместной работы педагога и обучающихся? В чем его главная задача – в поиске своих форм, средств, индивидуальных подходов, помогающих каждому педагогу в профессиональном росте, в выборе своей изюминки? А возможно, это умелый мастер организации сотрудничества и сотворчества?

Найти ответы на эти вопросы через раскрытие секретов формирования целевой модели наставничества помогали замечательные педагоги из Краснодара Оксана Борисовна Шепелина, победитель профессионального конкурса «Лучший педагог-наставник города Краснодара»-2021, и Дарья Александровна Денисова, победитель городского конкурса для молодых педагогов «Учительские весны»-2014.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте