В июне 2020‑го указом Президента Российской Федерации в Закон «Об образовании в РФ» были внесены изменения в части усиления его воспитательной составляющей.
Примерная программа воспитания была утверждена на заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию и включена в реестр образовательных программ, представленных на сайте Министерства просвещения РФ.
В центре Примерной программы воспитания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования находятся личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы должно стать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивация к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.
Эти события подчеркивают важность воспитательной составляющей в школе.
Так, например, в школе №1065 особое внимание уделяется воспитательной системе. Целью своей работы учителя школы видят не только передачу знаний детям, но и их гармоничное развитие в соответствии с ценностями, обозначенными федеральными государственными образовательными стандартами. Для этого педагоги серьезно подходят к воспитанию как к отдельному предмету проектирования. С целью лучше понять и организовать воспитательную деятельность педагоги посещают различные образовательные стажировки, чтобы перенять лучшие практики. Эти стажировки дали большой толчок в использовании в работе учителей школы №1065, например, такого инструмента, как развивающие беседы, некоторые педагоги школы системно работают как с детьми, так и с учителями, проводя такие беседы несколько раз в год, что позволяет вовремя выявить существующие проблемы и напряжения и составить индивидуальную образовательную траекторию каждого ребенка, в первую очередь с учетом его интересов, а также мнения родителей.
В школе №1065 программа воспитания реализуется не только на уроках, но и на переменах. Время перемен организовано таким образом, чтобы дети могли не просто отдохнуть, а переключиться на различные виды деятельности, в которые «зашиты» воспитательные эффекты. На переменах педагоги достигают таких результатов, как развитие коммуникативных навыков и социализация. Для этого вся среда школы выстроена таким образом, чтобы провоцировать детей к деятельности и взаимодействию. Различные экраны, на которых дети могут писать, передавая послания другим детям, классам и учителям, позволяют развивать коммуникативные навыки.
Зоны, в которых можно расположить результаты своего творчества, формируют понимание важности деятельности каждого ребенка и провоцируют детей к реализации личных проектов. Также школа оснащена мягкими зонами, в которых дети могут свободно пообщаться, сидя на пуфиках. Спортивные зоны, в которых расположены теннисные столы, провоцируют детей к организации соревновательной деятельности, в которой принимают участие как дети, так и учителя. Так, теннисные турниры между учителями и учениками являются неотъемлемой частью воспитательной системы школы №1065. Ведь в таком неформальном общении и совместной деятельности ценности воспитания усваиваются гораздо эффективнее.
Кроме того, учителя школы №1065 системно проходят курсы повышения квалификации и стажировки, направленные на совершенствование воспитательной программы школы. В рамках курсов, проходящих в 2021 году, педагоги школы разрабатывают групповые проекты, направленные на создание новых инструментов воспитания. Практическая часть проектов будет реализована в школе, что позволит разнообразить воспитательную деятельность школы №1065. Школа активно участвует в городских проектах, реализуя в том числе воспитательный потенциал каждого из них.
Дети школы реализуют различные волонтерские активности, создают кормушки для птиц, собирают ветки для террариумов в Московский зоопарк, участвуют в обогащении среды вольеров зоопарка. Также учащиеся школы №1065 активно занимаются историческими реконструкциями, которые имеют высокий образовательный потенциал. Благодаря выстроенной системе воспитания школа №1065 имеет определенные результаты, например, заняла третье место по России в конкурсе по раздельному сбору мусора. Дети создают множество проектов. Так, например, ребята создали арктический зонд, проекты по исследованию острова с помощью квадрокоптера, оснащенного датчиками, проект по производству и продаже бижутерии, созданию велосипеда BMX из подручных средств и множество медиапроектов на тему изучения английского и китайского языков.
Разработка и реализация подобных проектов позволяют получить не только предметные, но и личностные результаты обучения детей. И обозначить цель обучения в школе как необходимость стать хорошим человеком.
Мария КУЗНЕЦОВА, директор школы №1065, межрайонный совет директоров №20
Комментарии