search
main
0

Школа

В школе и по сей день существует старая, как мир, проблема – научить ребенка самостоятельно мыслить, чтобы не повторял он покорно вслед за Марь Иванной: Петр Первый – великий реформатор, Моцарт – гениальный композитор, Ломоносов – выдающийся ученый.

не кажется, важно не только то, какие знания даются маленькому, открытому навстречу новому человечку. Важно, как ему открываются истины, которые мы повторяем, не задумываясь. Учась в школе, я всегда верила взрослым на слово. А однажды поняла, что уже не понимаю, что люблю сама, а что любить “положено”. Было это на уроке литературы, когда наша лучшая ученица спокойно сказала, что ей не нравится Татьяна Ларина. Пожилая словесница чуть не плакала: “Оля, ну как же так! Как тебе может не нравиться “милый идеал” Пушкина?” Я готова была согласиться с учительницей… И вдруг испугалась: а может быть, и мне не настолько уж импонирует этот образ, и недавние хорошие, правильные слова о Татьяне в сочинении были враньем, штампом? Потом я успокоилась и поняла, что мое мнение о Пушкине – это действительно мое мнение. Но, наверное, именно тогда поколебалась моя слепая вера.

вободна ли я сейчас от давления истин, навязанных извне? Не знаю. Но вот недавно в одной очень хорошей московской школе на уроке литературы я вздрогнула, услышав от одной очень хорошей учительницы в адрес девочки, немилосердно исчеркавшей черновой вариант сочинения: “Вот так надо писать черновики! Здесь вычеркнуть, там вставить другое слово, где-то – дописать. Молодец! А почему у тебя чисто?” – склонилась она над другой работой. И все дети начали старательно черкать в своих листочках. Может быть, я не права, но мне кажется, получили эти ребята очень опасную установку.

последнее. Недавно президент Ельцин предложил сделать 6 июня, день рождения Александра Сергеевича Пушкина, праздничным днем. Прекрасно, что со славного имени стряхнут архивную пыль. Но снова вспоминаю историю с Татьяной Лариной и сомневаюсь – выдержит ли поэт, и так изрядно “залакированный” в школах, новое испытание – официальное обожествление, встав в ряд торжеств где-то между Пасхой и Днем независимости. Не получится ли так, что для школьников произведения Пушкина станут неким табу, которое нельзя любить – не любить, можно только принимать как должное?

Оксана РОДИОНОВА

Вкратце

Невеселая история

“Российская газета” опять напоминает нам, что дети и подростки стали чуть ли не самой криминальной частью нашего общества: “Сегодня уже открыто говорят о том, что государственная система воспитания находится в ступоре. В стране практически отсутствует механизм предупреждения безнадзорности и правонарушений беспризорников”.

Можно предположить, что если подобная проблема в государстве существует, то все три ветви власти будут искать способ исправить допущенные ошибки. Но…

“Новый закон “Об образовании” создал условия для беспрецедентной чистки школ от так называемых “трудных” подростков. Вневедомственный государственный контроль за отчислением учащихся теперь снят. В итоге общество имеет то, что имеет: число подростков до 14-15 лет, выкинутых по разным причинам из школ и ПТУ и не начавших трудиться, перевалило за два миллиона”.

А программы борьбы с преступностью среди безнадзорных детей и подростков до сих пор не придумано. Странная диалектика у нас получается. Вряд ли в данном вопросе метод противопоставления задач принесет какой-либо результат.

Как иллюстрация к положению с детской и подростковой преступностью заметка, опубликованная в “Комсомольской правде”.

“В Электростали Московской области детей стали воровать дети. Ночью в отделение местного РУОПа пришел взволнованный сорокадвухлетний предприниматель.

– Помогите, украли сына! – сказал он и заплакал”.

За жизнь 15-летнего парнишки запросили 15 тысяч долларов. Оперативники захватили похитителей. И каково же было удивление отца (руоповцев это давно не удивляет), когда похитителями сына оказались его же ровесники.

Мы становимся свидетелями невеселой истории, которую наши потомки будут изучать в курсе “Истории Отечества”.

Олег КОЛДАЕВ

ТЕМА:

Кто заплатит за учебники

Ходят слухи, что скоро школьные библиотеки останутся только в наших воспоминаниях, а приобретение учебников тяжелым грузом ляжет на плечи родителей. И если учесть, что федеральный комплект учебников оценивается как минимум в сто долларов, нетрудно предположить, что наполнить ранцы своих детей смогут только очень обеспеченные семьи. “Новые русские” уподобятся старым дворянам, а основная масса пролетариата вновь впадет в тьму невежества, в коей она пребывала до XIX века. Что же это получается: назад, в классовое общество?

Заместитель министра общего и профессионального образования Виктор Болотов считает, что слухи о смерти бесплатного учебника сильно преувеличены. Он призывает посмотреть на ситуацию в ретроспективе.

Былое

Постановление ЦК КПСС и Совмина о переходе на бесплатные учебники было принято в 1978 году. Главный мотив – экономия ресурсов. До этого страна училась по платным учебникам, и каждый год приходилось издавать заново весь комплект литературы – все наименования в количестве всех школьников России.

Отныне же учебник поступал в школьную библиотеку и мог служить несколько лет. Но эта система была хороша для Советского Союза, когда существовал один-единственный учебник – одна “Физика”, одна “Химия”, одна “История”. Подсчитывали количество детей, и “Просвещение” штамповало одинаковые книги для всей страны.

Но вот наступила эпоха вариативности. Мы уже не можем сказать заранее, сколько каких учебников нужно. Надо собирать заявки от регионов. И регионы, у которых глаза разбежались от разнообразия, начали делать гигантские заказы. Тут и возникает вопрос – кто за них будет платить? В первое время после перестройки продолжал платить федеральный бюджет. Нынче взят курс на децентрализацию: заказываешь музыку, за нее и плати.

День нынешний

В прошлом году в федеральном бюджете было запланировано 500 миллиардов рублей для оказания регионам помощи в приобретении учебной литературы. В бюджет-97 деньги на учебники заложить не удалось. В связи с этим руководителям субьектов Федерации было направлено письмо за подписью вице-премьера и министра финансов Лившица с просьбой профинансировать издание учебников. И оно возымело действие! Если в прошлом году только 50 процентов регионов предусмотрели деньги на учебники в своих бюджетах, то в этом году – почти все. Но одно дело – заложить, другое дело – выделить. Причем выделить заранее, чтобы литература была отпечатана к началу учебного года. Издатели, “обжегшись” в прошлом году на том, что регионы не могли выкупить уже выполненный заказ, требуют предоплату.

Начали, хотя и не в полном обьеме, выделять издателям “живые” деньги около 20 регионов. Другие предлагают денежные заменители – казначейские обязательства, налоговые освобождения, всевозможные взаимозачеты. И бартер. Причем если издатель понимает, как работать с бумагой и даже древесиной, то что ему прикажете делать с вагоном зерна или водки?

Многие губернаторы готовы выделить деньги при условии, что они не покинут пределы субьекта Федерации. При этом их мало волнует, есть ли в регионе соответствующая полиграфбаза и как быть с авторскими правами. Губернаторов можно понять: деньги – это рабочие места, это занятость в регионе. Поэтому здесь надо искать варианты. Например, печатать в регионе пособия для учителей, для которых подойдет и газетная бумага.

Кто должен искать и продумывать все эти варианты? Учколлектора и облкниги – это “негибкие” структуры. Они, например, не умеют работать с небюджетными средствами. Поэтому некоторые органы управления образованием создают при себе особую инфраструктуру.

Например, Ярославская область уже получила учебники на один миллиард рублей, не потратив ни копейки “живых” денег. Вологда обеспечивает себя учебниками за счет казначейских освобождений. В Волгограде организована фирма, которая готова устраивать сложный бартер – цепочки превращения чего-либо – бумаги или зерна – в учебники.

А ряд регионов до сих пор пишет письма в Москву – “Дайте деньги на учебники!” Но в федеральном бюджете их просто-напросто нет. Некоторые территории – например Читинская и Брянская области – просят выделить целевые трансферты. Они действительно находятся в очень сложных финансовых условиях. Но доходная часть бюджета исполняется плохо, и трансферты в первую очередь идут на зарплату учителям. Здесь последнее слово – за Минфином. Мы можем только ходить, разговаривать, защищать интересы региона.

По моим прогнозам, в этом году повторится прошлогодняя ситуация. Региональные бюджеты обеспечат примерно 70 процентов реальной потребности в учебниках, остаток же, скорее всего, придется покрывать за счет муниципальных и внебюджетных средств, в том числе и родительских.

Обыденность и экзотика

Проблема, которую нам предстоит решить в этом году, – обоснованность заказа субьектов Федерации. В прошлом году на федеральные деньги регионы заказали около 160 миллионов учебников. В этом году – чуть больше 100. “Халява” кончилась. Заказывают уже не все, что нравится, а то, что необходимо в первую очередь. Нужно четко понять, какие учебники нужны региону, как хлебушек, какие – как маслице, а какие – как икорка. Посмотрите, на что пошли прошлогодние деньги – на черный хлебушек? Столько “экзотики” печаталось на федеральные деньги! Часто школы “покупаются” на рекламу, красивые корочки. Между тем по некоторым учебникам нельзя работать, не пройдя курсы повышения квалификации. Нельзя в начальной школе один предмет вести по Занкову, другой – по Давыдову, а третий – по традиционной системе. Поэтому каждая школа должна обосновать список учебников перед райметодкабинетом.

Все заявки обобщаются на уровне субьектов Федерации. Что происходит здесь? Допустим, обоснованных заявок набралось на 5 млрд. рублей, а реально есть только 3 млрд. Как быть? Регион вправе выбрать из большого заказа позиции, за которые он будет отвечать, оставив “экзотику” на дело школы.

Например, если школа ввела у себя курс экономики, которого нет в региональном учебном плане, то приобретение нужного учебника – это ее проблема. При этом до каждой школы должна быть доведена информация, что профинансирует областной бюджет, а на что придется искать деньги – муниципальные, школьные или родительские. Надо формировать культуру выбора.

Особо о родителях

Де-факто родители уже давно покупают учебники – по одному, по два. Сегодня ситуацию подогревают слухи, будто родители будут вынуждены платить за весь федеральный комплект учебников. Это неправда. Разве мы все школьные библиотеки сожгли, затопили, выкинули? Речь идет об “изношенных” учебниках, замену которых не берет на себя областной бюджет, и о новых учебниках, которых раньше не было.

Вводить плату за учебники необходимо. Вопрос в том, как это сделать грамотно, с минимальным напряжением для бюджета родителей. На середину августа – сентябрь приходится пик торговли на лотках, когда учебник стоит не 10-15 тысяч, а 30-50. И люди хватают, причем все, что попало! Со мной часто советуются знакомые родители: “Помоги купить учебники для первого класса”. Я спрашиваю, какие – по Занкову, по Давыдову или для обычной школы? “А что, есть разница? – удивляются они. – А мы покупали все подряд!” Сознательный заказ от школы поможет избежать системы посредников, которые на розничной торговле “варят” большие деньги.

При переходе на платные учебники Министерство образования и науки Республики Кабардино-Балкария прежде всего позаботилось о детях из малообеспеченных семей. Для них учебники покупаются за счет бюджетных средств. Для остальных они закупаются на родительские деньги – по оптовым ценам в период текущего учебного года. В Самарской области учебники для 25% школьников – сирот, детей из неполных и малообеспеченных семей – финансируются из регионального бюджета. Остальные покупают сами.

Место покупки-продажи учебников должно располагаться в самой школе. Должна быть организована система приема книг обратно. Пусть родитель выбирает: через год продать учебник (конечно, по меньшей цене с учетом амортизации) или оставить дома.

Прогноз

В ближайшие несколько лет сохранится комбинированная система оплаты учебников. Федеральный бюджет должен отвечать за создание нового поколения учебной литературы, за опытные тиражи, которым предстоит апробация, за книги для детей малочисленных народов и детей со специальными потребностями. Массовые учебники – это вопрос субьектов Федерации, а “экзотика” – это вопрос либо района, либо школы, либо родителей.

Что будет происходить через несколько лет? Если мы будем продолжать ориентацию на многообразие, когда по одной дисциплине будут существовать десятки, а то и сотни учебников, то проблема их издания должна решаться на муниципальном уровне, на уровне родительского комитета. Если же мы выйдем на два-три основных учебника, тогда целесообразно ставить вопрос о том, чтобы они печатались за счет федерального и региональных бюджетов.

За все время работы в министерстве я не сталкивался со случаем, когда бы школа не начала учебный год из-за отсутствия учебников. Я езжу по стране и захожу в школьные библиотеки – катастрофы нет. Есть учебники физически и морально устаревшие. Эту проблему надо решать поэтапно. Но если мне говорят, что азбука – одна на четырех человек, я прошу назвать конкретный город и номер школы.

И если где-то нечто подобное действительно происходит, то причина этого – головотяпство отдельных персон. Из прецедента же часто делают тенденцию. Между тем все дело не в богатстве, а в организации. Когда конкретная школа развалилась, нельзя кричать: “Куда смотрит Министерство образования?!” Это вопрос органов местного самоуправления, местной администрации. Пора перестать смотреть на Москву, как на место, где решаются все проблемы. Пора перестать надеяться на царя-батюшку. Как сказал однажды губернатор Саратовской области Дмитрий Аяцков : “С федеральными деньгами и дурак проживет”.

Записала Наталья БУНЯКИНА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте