Необычно жаркое лето выдалось в центральных районах России: дым от пожаров на торфяных болотах заволакивает не только окрестности городов, но и саму Красную площадь, так что от Исторического музея почти не виден Собор Василия Блаженного. Город душит своих обитателей не только жаром стен и прогретых мостовых, но и воздухом. Открыл форточку – пустил в комнату “свежего дыма”. В сельской местности богатая перегноем земля стала подобием пакли. Леса стоят на метровом слое сухой трухи, которую не дают унести ветру лишь травяное ковровое покрытие да тщедушный подлесок. Не будь в лесу дерна, вся эта мертвая высушенная пыль разлетелась бы, растворилась в воздухе, который уже наполовину состоит из дыма.
Юг России затопило. Потоками воды и грязи унесло в море людей, машины, дома. Вернувшиеся с юга отдыхающие выглядят усталыми. А каково же местным жителям?! Смытая невиданными дождями грязь южных городов превратила пляжи в грязевые ванны. Приезжие из дальних мест, видимо, думают, что Черное море и должно быть мутно-бурым. Местные жители с недоумением посматривают в сторону купающихся в прибрежной мути гостей.
Широка страна моя родная… Чего только у нас ни происходит одновременно в разных ее концах! В нынешнем году страна моя решила удивить мир экстремальными погодными условиями. И эта буйная стихия тысячу лет назад перешла из дикой природы в сам национальный характер русского человека. У наших людей она появляется во всем. Эти широта, бунтарство, обреченность, когда приходится разбирать порушенное буйством здание жизни, чувствуется и в работе “Ста друзей”. Сегодня, когда читаешь методические разработки одноименного конкурса, пытаешься представить людей, написавших конкурсные рукописи, невольно ощущаешь эту неимоверную ширь, разнообразие людской стихии. Вот на южной оконечности Сахалина, глядя на виднеющийся в дымке моря японский берег, ученик задает своему наставнику те же вопросы, какие только русский человек и может поставить: “Что мы делаем на этой земле? В чем смысл нашего существования на шестой части суши? Каково наше предназначение?” Даже если эти вопросы еще не были явственно сформулированы и произнесены, все равно они читаются в глубине глаз. И учителю всей своей жизнью, не только уроками – личным примером, нужно дать ответ.
“Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа”. – Вопрошал классик. А ответ-то нужен, чтобы не повторять дважды то, что уже пройдено в нашей истории. Что же делать? Поищем его в методических разработках, присланных на конкурс. Комиссия продолжает работу… в дыму, окутывающем Москву.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии