Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Шило на мыло. Зачем менять ОБЖ на НВП?

Учительская газета, №25 от 19 июня 2012. Читать номер
Автор:

Школьный военрук: «В армии дураки не нужны. Поэтому я здесь».Вспомнить этот анекдот меня заставил законопроект депутата фракции «Единая Россия» Алексея Журавлева (с подачи вице-премьера по обороне Дмитрия Рогозина): заменить в школе основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) на начальную военную подготовку (НВП). Доводы: «Одного года службы в армии сейчас не хватает, чтобы подготовить квалифицированного специалиста. Кроме того, ни один предмет в школе не развивает патриотизм».

Оговорюсь – хоть я и преподаватель ОБЖ, но отношусь к своему предмету с долей… хотел сказать скептицизма, но скажу, с долей творчества. Да, так лучше. В общем, я бы не бросился его защищать от флибустьеров-единороссов с доблестью простого пирата, но…Но «развивать патриотизм» путем внедрения школьного предмета?! Это по-нашему! В смысле «по-ихнему». Боюсь, такими темпами вскоре придется увеличивать максимально допустимую нагрузку в образовательных учреждениях в связи с появлением новых предметов, еще много нужных качеств не хватает юным россиянам!Кстати, а как быть с уже существующими учебными дисциплинами, которые без всякого почтения встретят в храме знаний «патриотизмоведение»? Например, с литературой, где Лев Толстой с порога объявит новичку, что он «…грубый, вредный, стыдный, дурной, а главное – безнравственный… порождающий войны и служащий главной опорой государственному угнетению». Или еще с одним «новобранцем» – основами религиозных культур, считающим «патриотизм ересью, так как он ставит родину на место Бога» (христианский публицист Дмитрий Таланцев). История с обществознанием найдут немало игл-афоризмов, чтобы уколоть протеже реформаторов ЕР. «Не бывает ни патриотического искусства, ни патриотической науки» (Иоганн Гете). «Патриотизм – последнее прибежище негодяя» (Сэмюэл Джонсон).Уже слышу кое у кого шовинистское змеиное шипение: «И он называет себя учителем? Гнать таких в шею!» Не спешите. Дайте-ка я расскажу дальше.Это было в Оренбурге несколько лет назад, где моя команда выступала на Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным видам спорта. На этом в основном спортивном мероприятии нашлось место и для конкурса патриотической песни. Наша команда свое выступление посвятила землякам-вологжанам, погибшим на подлодке «Курск». Когда запели Высоцкого «Спасите наши души», весь огромный зал, не сговариваясь, встал. В проходах поставили знамена (каждый регион привез свой флаг и не расставался с ним). В полной тишине мои ребята пели так, как никогда в жизни. Потом были выступления других команд из разных частей России про героев былых и нынешних времен. Воздух в зале был пропитан единением, торжеством, какой-то духовно-родственной связью. После награждения к нам подошел пожилой адмирал, пожал всем ребятам руки, не забыв никого, глаза его увлажнились, наши тоже.Патриотизм не формула, не правило, не теорема. Его нельзя выучить и получить пятерку. Это чувство. И возникает оно в особых условиях (редко – в школьном кабинете). При этом требует постоянной заботы.Говоря о заботе, я вспоминаю парад 9 мая на центральной площади Вологды. В строю – солдаты, курсанты. Дальше, на левом фланге, одетые в парадную военную форму юнармейские отряды, среди которых и мои школьники, те самые, которые были в Оренбурге. Наступает торжественный момент, вдоль строя проходит генерал-командующий, принимает рапорт, подходит к правому флангу, здоровается с армейскими частями, поздравляет с праздником и под раскатистое солдатское «ура-а!» возвращается к главной трибуне.А мы? Генерал, вы забыли про нас!И пока трубят медные трубы марш «Прощание славянки», я пытаюсь найти ответ: почему он с нами не поздоровался? Не счел нужным? Никто не подсказал, что на левом фланге юнармейцы (между прочим, прождавшие его три часа)? Решил, что не сумеют дети, как полагается, ответить на приветствие? Сумели бы! Пусть не так слаженно, зато изо всех сил! Но он прошел мимо них, как мимо пустого места (как это делает каждый год), и патриотизм в их головах съежился, усох, подвял, как черенок, который вкопали в землю, да забыли полить.Не нужен в школе предмет, воспитывающий патриотизм. Нужен патриотизм, воспитывающий предметно. Словом, делом, уважением. Везде, а не только на школьной скамье. Очень долго растет это дерево, пока не станет плодоносить. Лишь терпеливый садовник справится. Но даже он не поможет, если почва плохая…Вторая причина возвращения НВП в образовательные учреждения, по мнению инициаторов законопроекта, – подготовка к службе. Согласен. Когда я пришел в армию в начале восьмидесятых, благодаря школе я уже умел стрелять, разбирать автомат Калашникова, ходить строевым шагом. А мой сосед по койке туркмен Саид ничего этого не умел. Не было у них в ауле НВП. Правда, всего через пару недель он все это усвоил (заодно выучив и русский язык, основные слова с множественным смыслом).Все, что в силах сделать школа за год для боеготовности призывника, армия делает за несколько дней! При умелом и честном командире, разумеется. А подготовить квалифицированного специалиста школа не сможет при всем желании.При этом я вовсе не отрицаю нужность начальной военной подготовки. Но ведь она есть в ОБЖ – огромный раздел «Основы военной службы», изучаемый в 10-11-х классах. Выходит, для авторов закона часть оказалась главнее целого. Интересно! Например, в географии есть раздел «Экологические проблемы». Учитывая, что ныне вопросы сохранения природы обострились, следующие депутаты предложат вместо всей географии изучать новый узкопрофильный предмет «Экология»? Вместо литературы – творчество Бориса Акунина. Вместо физики – большой адронный коллайдер. А вместо биологии – бурого медведя.В начале разговора я обмолвился, что отношусь к своему предмету ОБЖ с долей иронии, которая не мешает мне его по-своему любить. И жалеть. Ведь это предмет-сирота. У него нет учителя – настоящего, педвузы не набирают студентов по этой специальности. Нет ЕГЭ. Как правило, отсутствует достойная материально-техническая база. Это очень дорогой предмет: оборудованный тир, тренажеры первой медицинской помощи, стандартное снаряжение спасателя, муляжи… Можно перечислять дальше, но зачем? Учитывая бедность образования, редкий руководитель будет тратить деньги на малопочтенную дисциплину, урывая их, допустим, у информатики. Тем более без всего этого легко обойтись, превратив уроки в инструкции по технике безопасности, благодаря которым школьники относят ОБЖ к «самому нудному и скучному уроку в школе».Заменив шило на мыло, то есть ОБЖ на НВП, мы получим такой же сиротский предмет. Плюс «пьяных майоров» (не я автор этой цитаты) в отставке, у них вдруг проснется педагогический дар, и они в патриотичном угаре ринутся в школы, чтобы успеть занять вакансию военрука за пару тысяч рублей в месяц.Да, где-то, наверное, в элитных, полуэлитных и просто обеспеченных школах задачи НВП можно решать так, как задумывают Рогозин с Журавлевым. А что делать с остальной Россией? Да и рассуждая «по-государственному», простите за пафос, оглядываясь назад, надо признать, как ни поругиваю я сиротинушку ОБЖ, все ж таки за двадцать один год жизни (с 1991 года) поднабрался он опыта, возмужал, перешагнул совершеннолетие, что-то стало и получаться (даже, говорят, специальность «учитель ОБЖ» в каком-то вузе появилась). И вдруг – бац! НВП. Новые программы, учебники, курсы, семинары, миллионы бюджетных денег! А может, в этом все и дело? «Кому война, а кому мать родна».Я бы мог еще подискутировать с авторами-законотворцами, но уверен, что они все знают не хуже меня. Просто общий милитаристский уклон в стране заставляет высоких чиновников делать реверансы в сторону трона. Армия – опора власти. Безусый лейтенант ныне получает вдвое больше седого учителя. Но поможет ли это? Хосни Мубарак уж как своих военных лелеял – превратил в отдельную касту с наивысшим социальным статусом, но сдали его генералы, когда пришло время и на землю фараонов опустилось проклятие.«Политик – это человек, который пожертвует вашей жизнью за свою родину» (Тексас Гинен).ОБЖ подходит для ритуальной жертвы. Конечно, ради его спасения никто не пойдет на Болотную площадь, но почему все «патриоты» в России не столько хотят что-нибудь собирать и созидать, сколько разбирать и разрушать?​Евгений ВИРЯЧЕВ, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, ВологдаМнениеВажно для мальчиков и девочекАида БЕЛОУСОВА, заместитель директора гимназии №116, Екатеринбург:- ОБЖ – нужный предмет, причем как для мальчиков, так и для девочек. Но только в том случае, если его ведет ответственный педагог. Обычно ОБЖ преподают учителя, имеющие в качестве основных другие предметы, а этот предмет для них дополнительная нагрузка и способ небольшой подработки. Отношение к ОБЖ среди коллег снисходительное, примерно как к факультативу, хотя дети получают по нему оценки так же, как по другим базовым предметам.Заменить ОБЖ на НВП? Это все-таки разные вещи, все равно что заменить историю на обществознание. Наверное, в школьной программе уместно и то и другое, но в меньшем объеме, чем сейчас. А патриотизм – он воспитывается не только при изучении военной теории и практики, но и на других предметах, прежде всего на литературе и истории.Обмен неравноценныйЛюдмила ДОБРОЛЮБОВА, учитель истории школы №4, Бор, Нижегородская область:- Странный какой-то обмен, и сама идея странная. Начать с того, что курс ОБЖ  охватывает многие аспекты нашей жизни. НВП – узкоспециализированный курс, направленный на подготовку юношей и девушек к строевой службе. Про юношей я понимаю. Готовить их нужно. За год службы они должны научиться очень многому, поэтому армейские чины заинтересованы, чтобы азы они постигали в школе. Но тогда целесообразнее ввести один час НВП дополнительно для мальчиков, а для девочек – основы сестринского дела (оказание первой помощи, симптоматика заболеваний и профилактика болезней) – это то, что им пригодится не только в военное, но и в мирное время, когда у них появятся свои дети. Нас в свое время этому учили в вузах, и ничего плохого в этом не было… Но этими двумя моментами наша безопасность не исчерпывается. Жизнь усложняется, и опасностей становится больше, они принимают разнообразные обличья. Это и социальные сети, и мобильные системы, и виртуальные деньги…Что касается воспитания патриотизма на уроках НВП, то это вообще сомнительно. Кто сказал, что,  пройдя курс военной подготовки, наши выпускники станут все как один патриотами? Зачем нам милитаризация страны, если у нас нет ни идеологии, ни четкой военной доктрины? Страна размазана, общество расслоено. А мы дадим в руки подросткам оружие, вернее, научим им пользоваться… По-моему, прежде нужно готовить голову и душу, и лишь потом развивать специальные умения и навыки.Вопрос второй: как связано умение шагать в строю и разбирать автомат Калашникова с воспитанием любви и уважения к своей стране? А может, для этого проще вернуть отобранные часы нам, историкам, словесникам? Мы на своих уроках апеллируем к чувствам, заставляем думать и анализировать, а не строго следовать уставу. На мой взгляд, нужно больше вкладывать в культуру, в те же школьные музеи, которые существуют исключительно благодаря энтузиазму отдельных педагогов.А почему не сделать 50 на 50? Татьяна БОНДАРЕВА, директор гимназии имени Андрея Платонова, Воронеж: – Нельзя однозначно сказать, что от одного предмета надо отказаться и заменить его другим. Должно быть и то и другое. Основы безопасности жизнедеятельности в связи с угрозой различных терактов и природных катаклизмов получают все большее значение. Каждый должен уметь защитить себя сам. А с другой стороны, из-за того что служба в армии сократилась до одного года, молодые парни,  будущие защитники Отечества, должны лучше знать основы воинской службы. Поэтому самым разумным кажется вариант 50 на 50 по количеству часов или второй вариант – сделать ОБЖ до девятого класса включительно, а НВП – в десятом и одиннадцатом. Сейчас ОБЖ преподается с пятого по одиннадцатый класс. Все-таки за один год службы в армии ребята должны освоить очень многое, а  с введением НВП в старших классах у них уже будет определенная подготовка. Кстати, Воронежская область названа в числе лучших по организации допризывной подготовки. В нашу гимназию весной приезжала комиссия от министерств обороны, образования и здравоохранения,  определяла лучшие школы по преподаванию НВП в виде допризывной подготовки. В этом конкурсе участвовало несколько регионов, кроме нашего, и мы заслужили очень положительные отзывы. Сейчас в школьной программе специально отводится определенное количество часов для преподавания НВП, его вполне можно увеличить, но не заменять один предмет другим.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту