Многие творчески работающие педагоги не только используют на своих занятиях шахматные сказки, но и сами создают их. Например, Джалиль ДАВЛЕТОВ и Александр ТИМОФЕЕВ (Москва), Всеволод КОСТРОВ (Санкт-Петербург), Виктор ГОНЧАРОВ (Набережные Челны), Александр ДОБРЫНИН (Дмитров) и другие.
Продолжение. Начало в №№4, 8, 13, 22, 26, 30, 34, 39, 47, 51 за 2006 год; №4, 8, 17, 21 за 2007 год.Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
И это закономерно. Раскроем томик Василия Сухомлинского: «Сказка – это, образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи… Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
У каждого из учителей-сказочников свой конек, свой неповторимый «почерк». Вот Александр Добрынин, учитель шахмат из гимназии «Дмитров», которая стала победителем конкурса «Лучшие школы России – 2005». Александр и сам не раз награждался. Например, получил звание «Лучший педагог дополнительного образования» на районном конкурсе «Педагог 2001». Новатор преподает шахматы в начальных классах по авторским программе и пособию «Шахматные сказки». Александр – профессиональный музыкант, и особенность его методики состоит в органичном сочетании шахмат, сказок и музыки. Символичны и названия его шахматных сказок: «Иоланта», «Князь Игорь», «Орлеанская дева»… Каждая сказка начинается с диаграммы, на которой запечатлена задача, этюд или позиция из партии гроссмейстеров. Как по мановению волшебной палочки фигуры «превращаются» в тех или иных героев, звучат чарующие звуки музыкального произведения, и ученики погружаются в сказку. Шахматы – один из любимейших предметов у школьников из гимназии «Дмитров».
У меня другой подход: не отдельные сказки, а остросюжетная сказочная повесть, и этот прием тоже имеет право на существование.
На очередном сказочном уроке я познакомлю вас с пешками. Наглядный материал на учительском столе:
1) персонажи сказки, вырезанные из бумаги и наклеенные на картон (Юра, Клеточка, Загадай, Веселый Горизонталик, Задира);
2) белые и черные поля, вырезанные из картонной доски;
3) горизонтали, диагонали, центр;
4) белая и черная пешки (желательно двух размеров), а также остальные фигуры.
На партах перед каждым учеником – шахматная доска, около нее стоят пешки, остальные фигуры – в коробке. У стены – демонстрационная доска, рядом лежат магнитные фигуры.
В начале урока – повторение пройденного материала. Ученики называют шахматную доску, белые, черные поля, показывают горизонтали, вертикали, диагонали, по очереди достают из коробки и поднимают над головой белые фигуры: ладью, слона, коня, пешку, ферзя, короля. Ребята вспоминают ход ладьи, слона, ферзя, коня, взятие. Затем показывают те дорожки доски, по которым передвигаются фигуры. Педагог вызывает к учительскому столу кого-нибудь из учеников и просит его пройти по классу по правилам хода ладьи, слона, ферзя и коня.
Затем я раскрываю книгу «Удивительные приключения в Шахматной стране», начинаю читать и одновременно инсценировать десятую главу.
Урок 17. Детский сад «Чудесная Пешка»
Юра, Клеточка и Загадай очень расстроились – ведь исчезла заветная тетрадь. И украл ее, конечно, Задира.
(Учитель берет в руки наклеенных на картон Загадая и Юру.)
– Ну, погоревали, и хватит, – сказал Загадай. – Я и так помню все задания.
– Все-все? – удивился Юра.
– О коне все, – покраснел Загадай.
– Сделаем так, – сказала Клеточка Загадаю. – Вспоминай задачи про шахматного коня. Потом мы с тобой пойдем искать тетрадь, а Юра – в детский сад «Чудесная Пешка», ему заниматься надо.
Юра решил задания Загадая и направился в детский сад, В старшей группе ребята смотрели, как по шахматной доске неуклюже бредет заводной бычок, и декламировали стихотворение Агнии Барто «Бычок»:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
А четыре девочки старательно строили из шахматных досок теремок.
К Юре, всхлипывая, подошел веснушчатый мальчик:
– Ме-ня Дим-ка по-бил.
– За что?
– Мы играли. Я был слоном, а он – ладьей. Он сказал: «Ладья сильнее слона» – и побил меня.
– Не плачь. Скажи: «Я – ферзь». Ферзь сильнее ладьи, – посоветовал Юра.
Веснушчатый мальчик заулыбался и побежал к Димке-ладье.
Тем временем девочки закончили строить теремок и крикнули:
– Кто-кто в теремочке живет?
– Я, Пешка, круглая головушка, – донеслось из теремка, и ребята увидели большую белую Пешку и много маленьких Пешек. – Здравствуйте, мои славные! Рассаживайтесь по стульчикам и слушайте. В начальном положении пешек больше всего – по восемь у каждого противника. Пешка – фигура маленькая да удаленькая. Как и храбрая пехота, мы, пешки, никогда не отступаем: ходим только вперед, на одно поле по вертикали.
Но из начального положения каждая пешка может или прыгнуть по вертикали через клетку, или пойти на одно поле.
В начальном положении пешки прикрывают своим строем остальные фигуры. Пешки, стоящие на одной вертикали с ладьями – ладейные пешки. Коней прикрывают коневые пешки, слонов – слоновые, ферзей – ферзевые, королей – королевские. Ходить нам разрешается до тех пор, пока на пути не встретится преграда – другая фигура. Обойти или перепрыгнуть преграду пешка не может и должна ждать, пока дорога не освободится. Бьет пешка только наискосок, на одно поле по диагонали вперед, и занимает поле взятой фигуры. Смотрите, здесь при ходе белых белая пешка бьет черную.
А при ходе черных черная пешка могла бы побить белую… Как вы помните, взятие в шахматах не обязательно. Если выгодно – бейте, если не выгодно – не бейте… Есть в шахматах и трудное правило: взятие на проходе. Если пешка из начального положения пойдет через клетку и встанет по соседству с пешкой противника (на одной горизонтали), то пешка противника может побить нашу пешку. Побьет она ее по диагонали вперед.
Получается, что неприятельская пешка бьет нашу пешку так, как будто бы наша пешка пошла лишь на одну клетку вперед. Поле, на котором пешка берется на проходе, называется битым. Бить на проходе разрешается сразу, на следующем ходу – уже нельзя. И еще учтите: на проходе бьет только пешка пешку, другие фигуры на проходе не берут. К сожалению, шахматисты нас не очень уважают: короля, ферзя, ладью, слона и коня они называют фигурами, а нас чаще всего – просто пешками. Наверное, потому, что мы маленькие, вздохнула белая Пешка.
– Вы такие же фигуры, даже красивее, – пожалел Пешку Юра.
– И не всегда мы остаемся маленькими, – приободрилась Пешка. – Если белой пешке удается добраться до последней горизонтали или черной пешке до первой, они превращаются там в любую фигуру своего цвета, кроме короля. Чаще всего мы превращаемся в самую сильную фигуру – ферзя.
– Смотри-ка, пешка, как Золушка, – изумился Юра. – А как же она превращается?
– Взгляни на шахматную доску, – улыбнулась большая белая Пешка.
Маленькая белая Пешка шагнула на последнюю горизонталь и спрыгнула с шахматной доски. На ее место из Юриного кармана поспешил маленький белый Ферзь.
– Теперь – задания, – сказала большая белая Пешка. – Сколько ходов нужно сделать пешке, чтобы из начального положения как можно быстрее пройти в ферзи на доске, свободной от других фигур?
(Учитель просит учеников решить задачу. Ребята дают ответ, и урок продолжается).
– Шесть, – ответил веснушчатый мальчик.
– Нет, пять, – поправил Юра.
– Правильно, ведь пешка из начальной позиции прыгнет через клетку. А может ли пешка обойти все поля доски?
(Учитель предлагает ученикам самим выполнить задание).
– Нет, – хором сказали девочки, которые строили теремок.
– Может-может, – разгадал секрет задачи Юра. – Пешка превратится в ферзя, например, и обойдет всю шахматную доску.
– Хорошо. Посмотрите на такую позицию и скажите, какие ходы может здесь сделать белая пешка.
(Педагог предлагает ученикам самим выполнить задание).
– Белая пешка может побить черного ферзя или белопольного слона или пойти вперед по вертикали, – сказали девочки.
– И превратиться на любом из этих полей в белого ферзя, слона, коня или ладью, – добавил Юра.
– Или в короля, – уточнил веснушчатый мальчик.
– В короля нельзя, – поправила большая белая Пешка и улыбнулась. – Ну, вот, ребятки, на сегодня и все.
Тотчас одна из белых Пешек прыгнула в Юрин карман…
Снова наступил вечер. Юра вернулся в гостиницу. Там его уже дожидались огорченные Клеточка и Загадай – они объездили весь город, но тетради не нашли. И Задиру тоже.
– Утро вечера мудренее, – вдруг прозвучал знакомый голосок, и Юре на плечо вскарабкался Веселый Горизонталик. – Вы, ребята, идите спать, а я тетрадь поищу.
Когда совсем стемнело, Веселый Горизонталик забрался на самую высокую башню Каиссии. Город спал. Только в одном доме неподалеку от королевского дворца горел свет. Это Задира решал задачи о пешках.
Как думаете, осилил он хотя бы одну задачу?
Правильно. Не осилил.
(Учитель спрашивает у ребят: «А вы сможете их решить?»).
Загадки из тетрадки
1. Вспомни, строчки из какого стихотворения приведены в этой главе?
2. Каким словом оканчиваются такие стихотворные строчки?
«Ни к чему такая спешка», –
Поучала Юру …
3. Какими словами оканчиваются стихотворные строчки из сказки Е.Ильина «Приключения Пешки»?
И можешь ты узнать сейчас,
Листай листы, не мешкай!
Что приключилось как-то раз
С отважной белой ….
4. По клеткам какого цвета ходят пешки: белого или черного?
5. Может ли пешка пойти с белого поля на белое? С белого на черное? С черного на белое? С черного на черное?
6. Когда пешке разрешается пойти через клетку?
7. Может ли пешка перепрыгивать через фигуры?
8. По какой линии ходит пешка?
9. По какой шахматной дорожке бьет пешка?
10. На сколько сторон может бить пешка?
Игорь СУХИН, старший научный сотрудник Института теории и истории педагогики РАО
Продолжение следует
Комментарии