«Ощущение от попадания снарядов по самолету, как будто по телу. Описать не берусь, понять может тот, с кем это случалось». Это пропитанное горьким опытом суждение Якова Борейко из книги «700 дней войны» стало для полковника Клименко своеобразным мерилом в оценке другого: сумеет ли этот человек воспринять летательный аппарат продолжением себя или оградит свое сердце от слишком мощной привязанности, ограничившись лишь постижением мастерства пилотажа. Чутье на способность индивидуума слиться с машиной в единый организм Владимиру Александровичу необходимо. Он директор школы-интерната с первоначальной летной подготовкой имени трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина.
В девяти субъектах Российской Федерации (Алтайский, Краснодарский края, Астраханская, Московская, Ростовская, Оренбургская, Тамбовская, Челябинская области, Республике Башкортостан – Барнаул, Ейск, Ахтубинск, поселок Монино, станция Марцево, Оренбург, Тамбов, Челябинск, Уфа) для улучшения работы по военно-профессиональной ориентации юношей и подготовке их к поступлению в военные авиационные училища действуют общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой. Владимир Клименко сетует порой: в его родном Архангельске такого образовательного учреждения не было. После обычной школы в Североморском училище приходилось познавать таинства пилотирования с чистого листа. А вот его ребята, изучая конструкции самолета, вертолета и двигателя, аэродинамику и основы радиотелеграфии на занятиях, готовы и к летной практике, и к продолжению овладения инженерно-технической премудростью в любом вузе страны.
Правда, этих будущих летчиков, поступивших сюда после 9-го класса, именуют здесь курсантами. Воспитанники школы, как и ребята из военных училищ, находятся на казарменном положении, проходят основы военной подготовки, на занятия и в столовую передвигаются исключительно строем. Изо дня в день утренний осмотр сменяет вечерняя поверка, наряды перемежаются праздниками, готовность после команды «Подъем!» за 40 секунд компенсируется безграничным счастьем парения в небе. Здесь закаляют характер. Формируют силу воли. Привыкают преодолевать трудности. Учатся подчиняться, но не сдаваться.
Владимир Александрович шутит:
– У нас система трех нельзя: нельзя плохо учиться, нельзя плохо себя вести и нельзя не уважать старших. Обычно, когда я говорю об этом новичку, то предлагаю, мол, выбирай, как ты запомнишь это правило: напишешь его на лбу, зарубишь на носу или намотаешь на ус. Выбирают, конечно же, последнее. Такой способ им кажется менее болезненным!
Геометрия и русский, навигационная подготовка и метеорология, обучающая пилотов оценивать каверзы облаков и прогнозировать погодные условия на вылет, рукопашный бой и радиомоделирование. Здесь поют и рисуют, знакомятся с историей авиации и изучают вопросы по эксплуатации систем самолета. А еще вырабатывают в себе чувства дисциплины и уважения к профессии офицера – защитника России.
В воспитании и обучении ребят участвуют командование и ученые Академии имени Гагарина. Преподаватель академии Александр Ребрик рассказывает ребятам о средствах и способах связи. Обычно впитывающие каждое слово Александра Адольфовича мальчишки привозят с всевозможных интеллектуальных состязаний наивысшее количество баллов, полученное за знание азбуки Морзе.
Ребята учатся в монинской школе два года. Клименко мечтает о трех – чтобы все было так же, как в суворовском или нахимовском училищах. Ведь для разностороннего развития личности всегда хочется выкроить времени побольше. А еще он мечтает о том, чтобы коридоры этого строгого заведения огласили девичьи голоса. Владимир Александрович считает, с лоском уметь носить погоны должны не только мужчины.
Лето, по мнению заместителя директора по воспитательной работе Натальи Яскевич, самая долгожданная пора для воспитанников школы-интерната. После первого года обучения курсанты, добившиеся положительных результатов в учебе, не имеющие дисциплинарных нарушений и прошедшие врачебно-летную комиссию, допускаются к летной практике. Подростки пилотируют учебно-спортивные самолеты «Евростар» и вертолеты МИ-2 в Московском областном авиационно-техническом спортивном клубе на серпуховском аэродроме «Дракино». Они получают навыки в технике пилотирования в качестве командира экипажа и штурмана под руководством опытных летчиков-инструкторов. Каждый воспитанник выполняет около 50 полетов со средним налетом 18 часов. Освоив летную программу, многие из них выполняют самостоятельные полеты. Кроме того, ребята выполняют прыжки с парашютом и получают III спортивный разряд по парашютному спорту.
Те, кто выбрал инженерно-техническую подготовку, проходят практику на Монинской учебно-авиационной базе Военно-воздушной инженерной академии имени профессора Жуковского, музее ВВС РФ и на авиатехнике Центра подготовки космонавтов. В ходе инженерно-технической практики они изучают и отрабатывают вопросы эксплуатации и подготовки к полету систем самолета, вертолета и двигателя, а также наземного обеспечения полетов.
С ноября 2000 года, времени, когда постановление губернатора Бориса Громова провозгласило открыть школу первоначальной летной подготовки, из выпускников можно было бы два полка летчиков сформировать. И действительно, кое-кто из них сразу же освоил небесные просторы. Но большинство все-таки предпочитает совершенствовать свои познания в училищах и университетах. Школьные достижения позволяют им дерзать и брать иные рубежи.
В 2007 году монинская школа была удостоена национальной премии общественного признания за проводимую ей работу по патриотическому воспитанию. В храме Христа Спасителя знак отличия монинцам вручил генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза Петр Климук.
В этом году на XVI всероссийском авиационно-космическом конкурсе «Космонавт-2008» в Армавире подмосковные ребята чуть-чуть уступили уфимцам и потому получили 2-е место.
Клименко знает цену победе. Когда-то ему удалось привезти всю свою эскадрилью живой из Афганистана. Но он глядел в лицо смерти и видел тех, кто ощутил боль утраты. Владимир Александрович возглавляет местное отделение «Боевого братства». Курсанты вместе с кадровыми офицерами ухаживают за братскими могилами на Богородском кладбище, ратуют за увековечение памяти их товарищей. Так, в военном городке появилась мемориальная доска погибшему 31 марта 2001 года в Чечне Денису Подкуленко. Но ребята стараются дорожить и теми, кто остался в живых. Они оказывают посильную помощь ветеранам.
Небольшой поселок Монино – город героев-колоссов. Они часто приходят в школу, чтобы рассказать этим пятнадцатилетним капитанам воздушных кораблей о долге и чести, о самопожертвовании и великодушии, о том, что любить Родину – это не красивые абстрактные слова, а желание уберечь близких людей от беды и умение быть достойным этой любви. Родина – это семья, это матери и жены, дочери и сыновья. Все те, кто наполняет смыслом наше существование.
Комментарии