Истинный учитель никогда не стоит на месте и учится всю свою жизнь. Но даже усвоив методики великих педагогов всех времен, учитель не должен отворачиваться от нового. Чтобы стать педагогами новой формации и нового времени, как говорится, век живи и век учись. И это действительно так.
Благодаря нашему МГО Профсоюза образования, а именно председателю Марине Алексеевне Ивановой и Татьяне Валерьевне Плотниковой, нам – педагогам, активу разных округов (ЗАО, ЮВАО, ЮЗАО) – удалось попасть на тренинг «Преобразование обучения для XXI века» с использованием обучающих структур сингапурского метода, целью которого является переход от пассивных учеников к заинтересованным обучающимся.Система образования в Сингапуре была создана практически с нуля и за 45 лет независимого существования государства достигла огромных успехов, выгодно выделивших ее на мировом уровне. Многие страны берут эту систему образования в качестве примера для развития собственной системы, поскольку в ней используются самые современные и интересные технологии. Система, которой обучали нас, задействует во время урока весь класс. Многие из нас используют групповые, парные методы работы. Но данная методика – это новый взгляд на такую форму работы, она позволяет взаимодействовать учащимся внутри группы по четыре человека, общаясь с партнером «по лицу» и «по плечу», оказывая более продуктивное действие на изучаемый материал. Учитель сам решает, какую структуру использовать в процессе группового взаимодействия: обучающиеся могут по очереди выполнять письменную работу по кругу на одном листе бумаги или поочередно устно обмениваться короткими ответами. Новые методы можно широко использовать для обучения детей как младшего школьного возраста, так и старших классов, так как они основаны на разнообразных формах (структурах) обучения, на сочетании академического, занимательного, игрового материала. Никто не должен оставаться в стороне от игры. Очень большое внимание в этой системе уделено формированию команды (класса), где каждый умеет слушать, слышать, поддерживать своего партнера, высказывать свое мнение, постоянно быть активным и чувствовать себя нужным прежде всего своей команде. На уроках я часто использую структуру «клок бадис» («партнеры по времени»). У каждого ученика есть распечатка с циферблатом, где рядом с цифрами 3, 6, 9, 12 окошки, куда вписаны части речи и есть место для записи имени пары. Само разбиение на пары происходит в хаотичном порядке. Например, я говорю ребятам: «Ученики второго ряда встают в пары с учениками первого ряда, но с теми, кто ближе к потолку (то есть выше ростом) или у кого больше пуговиц на одежде». На это мы тратим несколько секунд, но и это влияет благоприятно на развитие внимания и наблюдательности. Я использую эту структуру при повторении пройденного материала. Ребятам дается установка, что им необходимо встретиться со своим партнером по той или иной части речи. После того как ребята подходят к друг другу, они рассказывают о частях речи по очереди, дополняя и корректируя друг друга. Данную структуру удобно использовать на всех предметах (окружающий мир, математика). А для соблюдения тишины используется сигнал привлечения внимания: учитель поднимает руку и говорит «дай пять» или «вай фай», в своем классе я говорю «связь», на что обучающиеся поднимают руку с растопыренными пальцами. Если раньше мне приходилось дольше добиваться тишины, учитывая, что все дети разные, то сейчас это занимает несколько секунд, дети сконцентрированны, и каждый стремится продемонстрировать мне то, что он на связи с учителем и весь во внимании. Еще одним сигналом тишины является обращение учителя к обучающимся со словом «класс», на что ученики отвечают «да». Учитель: «Класс, класс». Обучающиеся: «Да, да». И наоборот. Какая малость, но зато как продуктивно! Все это помогает сблизить, сдружить класс, сделать одной единой командой!Использование данных методов обучения и электронные образовательные ресурсы дают возможность реализовать и развить свои способности ученику, формировать навыки коммуникативного общения и контролировать свои действия, делать выводы; приводит учащихся к взаимодействию ученика с учебным материалом и с другими учениками. С помощью взаимодействия ученика с учебным материалом мы способствуем возникновению ситуации, когда ученики работают на уроке больше, чем учитель! Именно ученики, обрабатывая информацию, размышляют над ней и создают связи с тем, что они уже знают. На таких уроках у детей формируются коммуникация, сотрудничество, критическое мышление и креативность.И это первый, но значимый шаг к дружбе и сближению. Раиса ТАГИЕВА, учитель начальных классов, член Совета молодых педагогов ЗАО, председатель межрайонного совета молодых педагогов
Комментарии