Утверждение о том, что Россия – театральная страна, неоднозначно. Наша страна находится на 9-м месте по числу театров на количество населения. В мегаполисах, особенно в столице, их даже избыточно. Зато на малые города, где проживает 28 процентов городского населения, или 22 миллиона человек, приходится всего 12 театров! В этом контексте сельский Тарский театр в России уникален.
На этой маленькой сцене в глубинке Омской области играли настоящие звезды сцены, театр опекал народный артист, «хороший мужик» Михаил Ульянов. С его главрежем встречался президент страны. Неудивительно, что тарчане гордятся своим Северным драматическим театром – главной достопримечательностью старинного городка. И хотя никто здесь не устанавливал никакого дресс-кода, для похода в храм искусства сельские дамы специально шьют вечерние платья, а переобуваются даже мужчины. Здешние театралы не ленятся приезжать на премьеры из окрестных деревень – за 40-50 километров.Тарский зритель – один из самых дисциплинированных в мире, считает Константин Рехтин, главный режиссер Северного драматического. «УГ» уже писала о редком статусе Тары: формально этот городок на севере Омской области с населением 27 тысяч зрителей все-таки поселок. Но тарчане его так любят, что зовут исключительно городом. Четыре века назад Тара была серьезным транспортным узлом, и местные купцы не жалели средств, чтобы поднять культурный уровень земляков. Двести лет назад здесь были и любительский театр, и библиотека, и свой оркестр. Первый профессиональный театр создали в 1939 году, второй – в 1943-м. Руководил последним ученик великого Всеволода Мейерхольда Евгений Просветов. Он в свою очередь открыл дорогу в большое искусство жителю Тары, будущему народному артисту СССР Михаилу Ульянову.Собственно, Ульянов и «виноват» в том, что в райцентре Тара в 2002 году был создан театр, с 2007 года носящий его имя. Инициатива исходила от губернатора Омской области Леонида Полежаева, но мысль такая давно носилась в воздухе – близость к великому обязывала. И хотя Ульянов с опаской относился к этой идее, понимая все риски театра в маленьком – даже не провинциальном, а таежном – городке, он все же помог найти спонсоров для превращения недостроенного кинотеатра в храм культуры.Среди старинных купеческих домов Северный драматический похож на инопланетную тарелку. Бывший кинотеатр очень удачно расположен на месте слияния двух улиц – здесь проходит главная магистраль Тары. Многие города России могли бы позавидовать театру, построенному в маленьком северном городе. Удобный зал на 200 мест, большая коробка вращающейся сцены. Зритель приближен к сценическому пространству, ему комфортно в любой точке зрительного зала. Сцена хорошо оснащена современным театральным оборудованием – световым, звуковым. Установлены даже плазменные мониторы, с помощью которых осуществляется трансляция спектаклей и репетиций. Отведены площадки для камерных спектаклей. Идеальные условия созданы для всех служб – бутафоров, костюмеров, постановочных цехов. Гордится театр и полноповоротным кругом – такой механизм не в каждом столичном театре сыщешь. Константин Викторович принимал в строительстве самое непосредственное участие.Труппа приехала в Тару холодной осенью 2002 года – за четыре года до торжественного открытия нового здания. Им дали три квартиры в новом доме в качестве общежития. Газ еще не подвели, вода текла через день, в комнатах было пусто. Рехтин оказался един во множестве лиц – директор театра, худрук, главный режиссер, но главное, чего он никак не ожидал, – пришлось стать воспитателем своей труппы. Ребята ведь были совсем юные – 20-летние выпускники областного колледжа культуры и искусства. Мальчишки и девчонки, ожидавшие славы, большой сцены. А играть пришлось в Доме культуры, спать на полу… Далеко не все были готовы к такому подвижничеству. К счастью, бывший директор кинотеатра Татьяна Макаренко пришла на помощь, доставила в общежития кровати из пионерского лагеря. Впоследствии ставшая директором Северного театра, она помогла подобрать кадры и для постановочного цеха театра. В театральную команду вошли также известный в Омске театральный художник Сергей Федоричев, талантливый композитор Андрей Пересумкин, один из лучших педагогов по технике речи Светлана Заборовская.Нынче, когда Тара окончательно стала его родным домом, здесь у Рехтиных родился сын, которого ждали 13 лет, Константин Викторович вспомнил, что когда-то в детстве рассказывал другу о своей мечте – ставить спектакли в далеком северном (!) театре. Его с детства влекла игровая стихия, которая рождалась на сценических подмостках барнаульских театров. Воображение мальчишки из семьи инженеров пленяли бесстрашные герои и прекрасные принцессы, которые продолжали жить и после спектакля – в коммуналке Костя устраивал представления.Конечно, после школы он не ведал для себя другого пути, чем режиссерский факультет Алтайского государственного института культуры, где его наставником был Виталий Шабалин, ученик Анатолия Эфроса. Следующим этапом стала учеба на режиссерском курсе в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии. Потом был длинный путь, на котором режиссер попытался реализовать свою идею театра-дома – содружества людей, близких по духу. Как ни странно, ее удалось осуществить не в большом городе, а именно в Таре, на сцене сельского храма искусства.Необычный театр потребовал и необычного репертуара. За первый же год труппа сыграла четыре премьеры, три из которых впоследствии были награждены дипломами всероссийских фестивалей. Рехтин сам подбирал репертуар, сочинял пьесы. Один из первых спектаклей по ранним рассказам Чехова «Шуточки» участвовал в четырех фестивалях – в частности, во II Международном театральном фестивале «Молодые театры России», в IV Международном театральном фестивале «Мелиховская весна» в Мелихове, дважды завоевывал Гран-при. Нынче «Шуточки» сменились «Не шуточками». По замыслу Константина Рехтина это дилогия, в которой прослеживается взросление человека, формирование его мировоззрения и приобретение им жизненного опыта. Ведь с 2002 года, когда тарчане впервые увидели «Шуточки», артисты стали старше, да и зрители «выросли». У Северного драматического давно есть свои настоящие поклонники, которые ходят по нескольку раз на один спектакль, они знакомы с актерами, заходят к ним в гримерку, чтобы поделиться впечатлениями.Театр стал центром городской культуры – здесь собираются литературные салоны для школьников и студентов, камерные спектакли на малой сцене очень любят малыши – актеры делают их соучастниками действа. Труппа много путешествует по районам области. И не только – за годы своего существования театр побывал более чем на 20 российских и международных фестивалях, и с каждого привез награду.Северный драматический и сам принимал знаменитый омский театральный фестиваль «Золотая маска», давно ставший международным. Многие актеры с удовольствием едут в Тару – помочь, поддержать. Рехтин вспоминает, как пригласил Веру Алентову – всю такую «невозможную», как говорят его студенты. Пригласил без надежды, а она не испугалась того, что придется тащиться в такую глушь. И после дальней дороги блестяще сыграла не самый простой для восприятия спектакль по пьесе абсурдиста Сэмюэла Беккета «Счастливые дни». А во время первого международного фестиваля «Академия» вместе с актерами омской драмы приехал литовский драматург Мариус Ивашкявичюс. Прощаясь, сказал: «В Литве мне не поверят, если я расскажу, что ездил в город Тара, который стоит почти в тайге, и видел в нем потрясающей красоты театр, на сцене которого мне сыграли спектакль мирового уровня!»И только тот, чьим именем назван театр, – Михаил Александрович Ульянов, здесь не был. Но он часто и помногу писал Константину Рехтину в ответ на его рассказы о проблемах и радостях, просьбы дать совет. Сам с удовольствием принимал труппу в Москве и все надеялся, что хватит сил съездить в таежный городок, где впервые ступил на сцену. Не успел. Но одним своим именем сделал для театра многое.А в прошлом году Константина Викторовича пригласил на встречу… Президент России Дмитрий Медведев. Конечно, кроме Рехтина там были еще министр культуры РФ Александр Авдеев и ведущие режиссеры страны: Олег Табаков, Галина Волчек, Марк Захаров, Евгений Миронов. Но как ни странно, звездой на встрече без галстуков стал именно режиссер единственного в стране сельского театра.- Мы доказали, что человек, живущий в маленьком городе, гордится своим театром, чья социальная миссия, в отличие от столичных подмостков, возрастает в разы, – говорит Рехтин. – И коммерческим он быть не может, а государство должно требовать от театра не дохода, а оформления человеческой души.Кстати, президент тоже пообещал приехать в Северный драматический, приобщиться к чистому воздуху искусства.Тара, Омская область
Комментарии