Год назад в жизни малочисленного народа кетов совершилось славное событие – на ученом совете при Томском государственном педагогическом университете директор начальной школы поселка Бакланиха Туруханского района Красноярского края Зоя Васильевна Максунова успешно защитила кандидатскую диссертацию по филологическим наукам.
Она стала первым дипломированным ученым своего народа. Сегодня в городе Туруханске она создает лабораторию, чтобы готовить преподавателей кетского языка.
Накануне большого праздника – Дня медведя взрослые обещали детям, что хозяин тайги привезет им угощение: пузырь из беличьих кишочков, набитый очищенными кедровыми орехами, обжаренный на огне. Может, полакомит маслицем из оленьего ножного жира, который намажут на хлеб, либо деликатеснейшей печенью марала или сохатого. И семеро малышей Максуновых ожидали чуда от кыта – медведя. Маленькая Зоя знала, что селение, где они живут, зовется Пакулиха, по имени речушки, впадающей в Енисей. Не видела девчушка этой богатырской воды, но знала: много дней и ночей надо туда ехать на их ветке, долбленной из крупной осины лодке. На родном кетском языке отец Василий Филиппович и мать Розалия Семеновна поведали, что родилась Зоя в круглый, словно луна, год – пятидесятый. И принесла ее в чум священная птица кетов – лебедь и станет покровительствовать девочке всю жизнь. У каждого из маленьких Максуновых был свой олень, а на ухе стояла метка – «тавро».
– Бывало, и сама кусочек хлеба не съем, а любимому Киалу отнесу, – рассказывает женщина. Так и росли рядом дети и олени.
Бабушка Мария Васильевна научила Зою охотничьим премудростям: ставить в тайге капканы, ловить белок, а сама-то и на сохатого ходила. У девочек же с пяти лет «рука в игле» находилась, шили пока маленькие, но полезные вещи. Учились травы узнавать, делать из них портянки братьям и отцу на охоту. Рвали траву на сухом болоте, нарезали пучками, высушивали и начесывали специальным гребнем, когда та мягчала, укладывали в мешки. И приготовленной портянкой обматывали мужчины ноги, перед тем как надевать пимы из камуса…
Подрастали дети, и от бабушки – родной сестры известного и почитаемого в тех краях шамана Василия Лесовкина узнавали о таинствах и различных диковинах. Судьба шамана трагична, но не единожды являла она чудеса. Сколько раз забирали его в Туруханскую тюрьму, но тут же выпускали… Он, сказывали, владел необычной неземной силой, даже поднимался в воздух. Помнят, как лечил последний кетский шаман. Так у старой женщины сильно болела спина, она давно не выходила из чума. Василий зашел туда, попросил начищенное и нагретое на огне блюдце, повернул старушку ничком, укусил в спину, во рту его оказался червяк, он бросил его на блюдце, прочитал заклинание, затем кинул все в огонь… Бабушка поправилась и стала ходить. Случилось это в 25-м году ушедшего столетия. Тогда он, Василий, жил в Келлоге. В Туруханске произошел случай: охотник в тайге чистил ружье, оно нечаянно выстрелило, и пуля попала в шею. Человек упал, привезли его из леса, уже дыхания не слышалось. Доставили шамана, тот велел поставить чум, всем удалиться, три дня и три ночи пробыл с раненым, когда вышел, вслед за ним поднялся охотник, и даже раны на шее не было…
Долго бы помогал кетам их шаман, но дочь его вышла замуж за пьяницу, он в алкогольном бреду застрелил тестя. А когда умер, долго в его доме слышалось пение. Подъехали на санях, чтобы увезти гроб на кладбище, но конь не мог с места сдвинуться. Освободили его, впряглись люди в тележку и потащили на погост Василия.
Зоя всегда видела мать в работе, чаще среди груды рыбы, которую та своим женским ножиком ловко чистила, потом солила и варила. Знали кеты и полезные травы, к примеру, не так давно Зоя лечилась в Институте проблем Севера, а у ее соседки по палате была незаживающая рана. Тогда Максунова приготовила снадобье из травы маромчанки. И болячка у женщины затянулась.
Не помнит Зоя Васильевна, чтобы когда-нибудь детей били. Ребенок в их семьях считался равным, его уважали. Нет в разговорной речи приказных предложений, есть предложения – пожелания, предложения – хотения. Допустим, ребенок оторвал веточеку от дерева, его спрашивают: «Зачем это сделал?! У тебя пальчик есть, и если его ударить – будет больно… Зачем наступил ножкой на жука?! Он теперь очень страдает…». Кеты не жгли живое дерево. А если оно понадобится, например, на топорище, «ветку» (лодку), лыжи, то сначала у дерева просили прощения.
Зоин народ всегда с лесом и реками «за руки держались». Умели найти единение, даже младенцев умерших замуровывали в кедровых дуплах, чтобы те снова могли прийти на Землю крепкими и могучими. Всему этому училась Зоя у родных очагов, слушала Енисей и таежный шепот, которые рассказывали кетам сказки. Их люди запоминали и передавали легенды из поколения в поколение.
Василий Филиппович, Зоин отец, дружил с большим человеком, Ильей Савельевым – секретарем Туруханского райкома партии, уважал сильно его и частенько говорил: «Открытый он был, для людей». Савельев советовал его дочери учиться. Оттого она, не знающая до первого класса русского языка, позже закончила красноярское дошкольное училище и поступила в Иркутский институт иностранных языков.
Там Зоя Максунова с особой трогательностью заботится о своем родном загадочном и древнем языке – кетском. Финский ученый прошлого века Кай Доннер сказал, что «кетский язык певучий, с множеством вариаций». Кетологи всего мира утверждают мысль об удивительном вокализме языка. Зоя Васильевна уверена: «Детей можно научить кетскому языку. Сложный он, но ребята его чувствуют и все быстро улавливают». Четыре года назад немецкий ученый, бывший наш соотечественник Вернер, пригласил Максунову в германский город Бонн, где полгода под его руководством она продолжала работу над составлением кетско-русского словаря. И два года назад, правда небольшим тиражом в 200 экземпляров, вышел сей долгожданный труд. Задуманное получилось, ведь ученый-педагог Зоя Максунова – президент Ассоциации кетского народа – человек целеустремленный, носительница и просветительница не только родного языка, но и хранительница его вековых традиций. Она достойная представительница самого малочисленного в мире северного народа (их меньше семисот человек осталось) и верит, что их народ и его язык в небытие не уйдут.
– Пока люди доверяют друг другу, – размышляет «сестра тайги», – существует жизнь. А кеты народ доверчивый, честный и дружелюбный…
Туруханск,Красноярский край
Комментарии