Перед встречей Сергея Собянина с профсоюзным активом Москвы активисты Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ направили мэру свои вопросы и получили на них ответы.
-Какие социальные программы будут реализованы Правительством Москвы в 2011 году? – Комплексная целевая программа «Социальная интеграция инвалидов города Москвы» на 2011 год; комплексная программа мер социальной защиты жителей города Москвы на 2009-2011 годы. В течение 2011 года продолжается реализация Городской целевой программы развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы, проходит согласование проект Государственной программы города Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)». – Будут ли выделены дополнительные средства (кроме фонда оплаты труда) для формирования в окружных управлениях образования накопительного фонда? Ранее из накопительного фонда оказывалась помощь педагогам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. – В 2011 году установлены следующие направления использования средств накопительного фонда Департамента образования Москвы: – оплата путевок ветеранам педагогического труда в городской Дом ветеранов; – выплата единовременного пособия в размере 20000 руб. молодым специалистам; – выплата единовременного пособия отдельным категориям руководящих и педагогических работников при их увольнении по собственному желанию в связи с уходом на пенсию в размере 20000 руб.; – материальная помощь на оплату за обучение сотрудников образовательных учреждений системы Департамента образования города Москвы; – оказание материальной помощи в связи с тяжелым материальным положением; – оплата лечения работников образования и их детей; – оказание материальной помощи на организацию ритуальных услуг; – организация праздничных и других культурных мероприятий; – награждение, премирование работников. – Планируется ли в дальнейшем обеспечивать бесплатным питанием обучающихся и студентов колледжей? Какие социальные льготы будут у студентов профтехобразования? – Контингент обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования на 1 января 2011 года составил 92021 человек, в том числе 56706 детей из малообеспеченных и неблагополучных семей, 3253 человека – это дети с ограниченными возможностями здоровья, 1615 – дети-инвалиды и 3098 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Весь контингент обучающихся колледжей обеспечивается ежедневным одноразовым горячим питанием (обедами), стоимость которых в настоящее время составляет 96 руб. 39 коп. Для организации питания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден шестиразовый типовой рацион питания. Стоимость указанного рациона составляет в будние дни 228 руб. 32 коп., в выходные и праздники – 342 руб. 47 коп. Нормы питания регламентируются постановлением Правительства Москвы от 15 мая 2007 года №376-ПП и постановлением Правительства Москвы от 12 октября 2010 года «О внесении изменений в постановление Правительства города Москвы от 31 июля 2007 года №652-ПП». В случае прохождения производственной практики на предприятиях, учреждениях и фирмах города, где невозможно организовать горячее питание в централизованном порядке, установлена компенсационная выплата взамен одноразового горячего питания учащимся и студентам государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования из расчета на одного человека в день согласно действующему нормативу. Три профессиональных колледжа системы Департамента образования – №№21, 23, 26 – имеют возможность осуществлять прием детей-сирот на обучение с проживанием. В 2011 году на обучение с проживанием принят 231 человек, в общей сложности в настоящее время в колледжах обучаются с проживанием около 600 учащихся и студентов. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе обучающиеся с проживанием, находятся на полном государственном обеспечении. Для этой категории обучающихся и студентов действующим законодательством предусмотрены: – обеспечение питанием, одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, медицинскими препаратами, книгами; траты на личные нужды (12000 руб. в месяц); – выплаты денежных средств при выпуске из образовательного учреждения при условии поступления в учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящие из двух частей: компенсации стоимости комплекта новой сезонной одежды и обуви – 8639 руб. и единовременного денежного пособия – 12000 руб. В 2011 году единовременная денежная выплата в связи с трудоустройством объединит единовременную денежную компенсацию на обеспечение сезонной одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием – 67416 руб. и единовременное денежное пособие в размере 12000 руб. Дети-сироты обеспечиваются бесплатным проездом на городском транспорте и бесплатным оздоровительным отдыхом в дни зимних и летних каникул. Для учащихся и студентов колледжей установлены академические стипендии в размере 400 руб. в месяц, которые выплачиваются с учетом результатов учебы. Кроме того, обучающиеся из семей с низким достатком имеют возможность оформить и получать в колледжах социальные стипендии, размер которых составляет 600 руб. в месяц. 250 лучшим учащимся и студентам колледжей, обучающимся по профессиям и специальностям, наиболее остро востребованным экономикой Москвы, выплачиваются именные стипендии Правительства Москвы. Размер именной стипендии Правительства Москвы – 1500 руб. в месяц. Проектом Государственной программы комплексных мер социальной защиты жителей города Москвы на 2012-2014 годы предусмотрено бесплатное питание обучающихся и студентов учреждений среднего профессионального образования в объеме 1,5 млрд руб. в ценах 2011 года с дальнейшей индексацией по годам. – Останутся ли кружки и группы продленного дня для детей? – Работа кружков, групп продленного дня на базе общеобразовательных учреждений будет продолжаться. Работа групп продленного дня рассматривается как отдельная государственная услуга, предоставляемая жителям Москвы государственными образовательными учреждениями. – Будут ли сохранены бесплатные экскурсионные автобусы для школьников? – В будущем, 2011-2012 учебном году возможность использования школьных автобусов сохранится. – В связи с введением новых форм бюджетного обеспечения учреждений образования Москвы возникают неравные стартовые возможности между статусными образовательными учреждениями (гимназии, лицеи, центры образования), которые в предыдущие годы смогли поднять свою материально-техническую базу, создать сильный педагогический коллектив, и обычными общеобразовательными учреждениями. Будут ли какие-либо преференции для подобных средних общеобразовательных учреждений? – Действительно, анализ сложившегося финансирования образовательных учреждений подтвердил отсутствие прозрачного и объективного порядка распределения средств даже в рамках утвержденных норм. С 1 апреля 2011 года для решения вопроса повышения качества образования и выравнивания условий осуществления образовательного процесса в школах города Москвы начата реализация пилотного проекта по развитию общего образования. Пилотный проект направлен на развитие профессионального сообщества, индивидуализацию образовательного процесса, вовлечение общественности в управление образования, расширение финансовой самостоятельности. Повышение эффективности и качества образования возможно обеспечить за счет перехода от управления затратами к управлению результатами, отказа от сметного финансирования учреждений и финансирования образовательных услуг на основании задания учредителя на основе норматива подушевого финансирования. Прозрачность финансирования будет гарантироваться не только новыми механизмами бюджетного обеспечения, но и активным расширением общественного участия и публичного диалога. Для общеобразовательных школ (а в проект включились 125 обычных школ из каждого района Москвы) за основу принят норматив финансовых затрат на одного обучающегося (воспитанника) 10-11-х классов в размере 120000 руб. (на уровне существующего гимназического, лицейского норматива). Нормативы финансовых затрат на одного обучающегося (воспитанника) с 1-го по 9-й класс рассчитываются в зависимости от предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки. Общий объем выделяемых средств в 2011 году – 758 млн руб. В ходе пилотного проекта дополнительные (сверх сметы) ассигнования выделяются в начале каждого квартала в зависимости от достижения индикаторов качества и эффективности. – С введением нормативно-подушевого финансирования сохранится ли обеспечение школ бесплатными учебниками (для обучающихся), художественной литературой, питанием, Интернетом? Если да, то как это будет происходить? – Схема обеспечения учебниками в городе Москве сохраняется. Ранее средства на обеспечение учебной литературой не входили в состав норматива, а выделялись централизованно на обеспечение совместных закупок на основании заявок образовательных учреждений. – Почему учителя оказались заложниками демографической ситуации, разве справедлива оплата труда учителей в зависимости от количества учеников, то есть от показателя, за который учитель не несет ответственности? – Сегодня перед образовательными учреждениями стоит важная задача – обеспечить индивидуализацию образовательного процесса, прогресс каждого ученика. Меняется роль учителя, меняются подходы к организации учебного процесса. При такой постановке задачи вопрос о численности учеников в классе рассматривается с совершенно иной стороны. Ранее система оплаты труда, основанная на тарифной ставке, базировалась на разрядах ЕТС и выплачивалась за так называемую норму часов педагогической работы за ставку заработной платы. Таким образом, вместо нормирования труда действует лишь расчетная ставка, а основной принцип оплаты – оплата за количество данных уроков. Вместе с тем в трудовые обязанности учителя входит не только проведение уроков, но и выполнение внеурочной работы, которая призвана обеспечить качество его работы, в том числе уроков. Такая работа рассматривалась как дополнительная, а значит, необязательная для учителя. Новая (отраслевая) система оплаты труда учителей строится на следующих ключевых принципах: – учет и оплата всех видов деятельности учителя, а не только урочной; – стимулирование результативности, оплата за качество работы, а не только за время; – построение зависимости базового оклада учителя от численности обучающихся. – Углубленное изучение отдельных предметов в рамках дополнительного образования предполагается за счет средств родителей обучающихся. Не приведет ли это к созданию неравных возможностей для одаренных детей из социально незащищенных семей? – Углубленное изучение отдельных предметов, предусмотренное в рамках соответствующих программ, осуществляется в пределах государственных образовательных стандартов за счет бюджетных средств. Для обеспечения реализации прав граждан на получение образования, в том числе профильного образования по отдельным предметам, в Москве существует развитая сеть образовательных учреждений, реализующих соответствующие программы: действуют 34 лицея, 69 гимназий, 170 школ с углубленным изучением отдельных предметов. Кроме того, действует сеть учреждений дополнительного образования, чьи программы направлены на обеспечение раскрытия индивидуальных талантов юных москвичей. Действительно, по желанию родителей образовательные учреждения могут оказывать платные образовательные услуги, которые распространяются на разные области, а не только на углубленное изучение отдельных предметов. Для поддержки одаренных детей ежегодно из средств бюджета Москвы осуществляются выплаты премий (в 2010 году 175 человек получили поощрение на общую сумму более 3 млн руб.). Премии вручены победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в различных сферах деятельности, победителям Московского городского конкурса проектных и исследовательских работ школьников, призерам региональных предметных олимпиад 2010 года. Правительство Москвы намерено и в будущем поддерживать талантливых молодых людей. – Каким образом будет формироваться фонд оплаты труда, если бюджетных ассигнований будет недостаточно для оплаты коммунальных услуг? – Фонд оплаты труда в образовательных учреждениях формируется (в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании») на основе нормативов бюджетного финансирования. К сожалению, в городе отсутствовала прозрачная система финансирования образовательных учреждений. Анализ фактического финансирования подтвердил отсутствие объективного порядка распределения средств даже в рамках утвержденных норм. Так, школы ряда округов оказались недофинансированы по установленным нормативам, даже без учета поправочных коэффициентов, а другие получили почти в 1,5 раза больше средств. Глубокая дифференциация сохраняется при распределении финансовых средств не только между округами, но и между школами внутри округов, что свидетельствует о масштабном перераспределении и недоведении средств по нормативу до каждой конкретной школы. Так, 31% московских школ получили объем средств меньше предусмотренного по нормативу. Для создания прозрачной схемы финансирования с апреля 2011 года в Москве реализуется пилотный проект по развитию образования, который предусматривает в том числе установление нормативов и доведение полного объема средств до уровня образовательного учреждения. Таким образом, фонд оплаты труда в школах будет напрямую зависеть от числа учащихся. Нет прямой связи между расчетом средств, необходимых для оплаты коммунальных услуг, и фондом оплаты труда. Вместе с тем учреждениям дано право использовать экономию от коммунальных платежей, сложившуюся в результате эффективного управления, на пополнение стимулирующего фонда оплаты труда работников. – Исходя из чего рассчитывается заработная плата учителей? Будет ли зависеть базовый оклад от прожиточного минимума? – В качестве модельной методики оплаты труда педагогов планируется использовать методику, предложенную Министерством образования и науки РФ и апробированную в 31 субъекте Российской Федерации в рамках комплексного проекта модернизации образования. Вместе с тем самим образовательным учреждениям предоставляется свобода в установлении особенностей модели системы оплаты труда. Большая ответственность ложится на руководителей общеобразовательных учреждений. Каждому из них необходимо вместе с коллективом разработать собственные подходы к НСОТ (соотношение доли стимулирующего и базового фондов оплаты труда, включение всех видов деятельности педагогов в специальную часть, разработка критериев и порядка распределения стимулирующего фонда). Такой подход позволит: – включить в проблематику введения НСОТ широкую общественность; – минимизировать конфликтные ситуации при введении новых подходов к системе оплаты труда; – простимулировать руководителей к повышению квалификации (в том числе в форме самообразования) в сфере трудового права; – растиражировать распространение лучшего опыта, использование сетевого взаимодействия учреждений. Только система, которая станет результатом совместного труда на базе переговорных площадок внутри учреждения, может быть положительно воспринята коллективом. Новая (отраслевая) система оплаты труда учителей строится на следующих ключевых принципах: – учет и оплата всех видов деятельности учителя, а не только урочной; – стимулирование результативности, оплата за качество работы, а не только за время; – построение зависимости базового оклада учителя от численности обучающихся. Базовый оклад учителя зависит как от числа учеников, аудиторной нагрузки, так и от неаудиторной деятельности. Размер базового оклада не может быть меньше установленного Правительством Москвы минимального уровня заработной платы. – Будут ли предусмотрены меры по закреплению и стимулированию молодых специалистов? – Из накопительного фонда будет выплачиваться единовременное денежное пособие в размере 20000 руб. Остальные вопросы стимулирования труда молодого специалиста будут решаться в зависимости от результата его педагогической деятельности и в соответствии с решением управляющего совета образовательного учреждения. – В случае реформирования и слияния образовательных учреждений есть вероятность сокращения штатов, и, как следствие, многие педагогические работники могут остаться без работы. Как будет организована их переподготовка (переквалификация)? – В системе Департамента образования существует дефицит педагогических кадров в системе дошкольного образования. Переподготовка и повышение квалификации педагогических работников осуществляются в плановом порядке. – Планируются ли единовременные компенсационные выплаты при увольнении работников, достигших пенсионного возраста? – В настоящее время решен вопрос о выплате единовременного денежного пособия в размере 20000 руб. руководителям, заместителям руководителей, учителям государственных общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, удостоенным почетных званий «Народный учитель СССР», «Народный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Заслуженный учитель школы Российской Федерации», «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Лауреат Премии Президента Российской Федерации в области образования», «Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования», «Лауреат Премии города Москвы в области образования», проработавшим на педагогической работе в одном или нескольких государственных общеобразовательных учреждениях не менее 25 лет в суммарном исчислении. – Готово ли Правительство Москвы к тому, что резкие реформы в системе образования, особенно при недостатке объективной информации, могут привести к протестным действиям? Что ожидает образовательные учреждения, которые были внесены в городскую целевую программу развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы на слом и новое строительство, но в адресную инвестиционную программу города Москвы на 2011 год и основные параметры инвестиционной программы на 2012-2013 годы не вошли? – В настоящее время Департамент образования подготовил и направил на рассмотрение в структурные подразделения Правительства Москвы проект государственной программы Москвы на среднесрочный период (2012-2016 годы) «Развитие образования города Москвы («Столичное образование»)», сформированный по предложениям окружных управлений образования с учетом потребности в строительстве на месте сноса, реконструкции и новом строительстве учреждений образования.
Комментарии