search
main
0

Сергей Марданов: Учитель должен не только учить, но и учиться

Пандемия коронавируса показала необходимость внедрения и развития современных дистанционных технологий, в первую очередь, в образовании.

Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.ru Group

Крупнейшую в России образовательную онлайн-экосистему, способную охватить все этапы обучения, строит Маil.ru Group. В систему входят онлайн-университеты GeekBrains и Skillbox, а также созданная совместно с «Ростелеком» образовательная платформа «Сферум», задача которой сделать обучение удобным и гибким, а общение, родителей, учителей и школьников – доступным.

Кроме того, частью образовательной экосистемы стали платформа для школьников Учи.ру, онлайн-школы «Тетрика», «Алгоритмика» и SkillFactory. И, конечно, собственные образовательные проекты Mail.ru Group, реализуемые с ведущими вузами России. О перспективных направлениях в системе образования на фоне прогрессивно развивающихся цифровых технологий сетевому изданию «Учительская газета» рассказывает Сергей Марданов, директор по связям с университетами в Mail.ru Group.

Чтобы двигаться вперед – нужно бежать в два раза быстрее

– Сергей, расскажите, какой Вы видите школу будущего, ведь все меняется молниеносно. К чему готовиться учителям, родителям школьников и самим детям?

–Действительно, все, в том числе, методы преподавания, меняется ежесекундно. И здесь школе отводится роль впереди идущего, а лучше – бегущего. Нужно готовить детей не по калькам прошлого, а быть в ладу с сиюминутной действительностью, фиксировать происходящие перемены, пытаться заглянуть в будущее.

Существуют базовые знания – все должны уметь писать, читать, считать – без них жить невозможно. Однако сегодня возникла парадоксальная ситуация: дети, еще не овладев этими основополагающими навыками, уже в 3-4 года прекрасно общаются с гаджетами, порой, даже лучше взрослых.

Нынешние школьники выросли в эпоху интернета и цифровых технологий. В интернете доступна любая информация. Чтобы ее получить, достаточно выйти в соцсеть, найти нужный тематический ресурс.

Учитель должен направлять своих воспитанников, давать им курс на развитие. Конечно же, ему стоит самому стараться пополнять свой багаж подобных источников и инструментов. Другое дело, как сделать так, чтобы правильно пользоваться этими безграничными возможностями и данными.

Как обрабатывать, искать и синтезировать полученные знания – это отдельный навык, которому нужно учить. Раньше учитель был единственным источником информации – проводником в новый мир знаний. Особенно это касалось отдаленных городов и сел. Сейчас этим источником знаний является не только учитель.

– Цифровая школа с каждым днем все больше вытесняет аналоговую. Каким образом учителю, на Ваш взгляд, стоит преподносить информацию школьникам?

– Аналоговая школа будет жить, нельзя забывать о бумажных учебниках, доске с мелом или маркером и стандартных форматах преподавания. Но уже давно есть и другая сторона – цифровая, ее тоже нельзя не учитывать. Особенно сейчас стало понятно, что образовательный процесс невозможен без обращения к специальным цифровым платформам и сервисам.

Через игру, квесты, картинки, интерактивные вещи и алгоритмы можно привить любовь к предмету. Коммуникация между учителем и учеником без использования цифровых технологий остается в прошлом. Моя мама – учитель физики с 50-летним стажем, и как бы она ни любила все офлайновые интерактивы в классе, весь прошлый год ей пришлось внедрять что-то новое в устоявшийся процесс преподавания, и, кажется, ей это понравилось.

Льюис Кэрролл, которого мы хорошо знаем как писателя, автора сказки «Алиса в Стране чудес», изначально был учителем математики, он выпустил несколько книг – «Математические курьезы», «Полуночные задачи» для детей. Именно в игровой интерактивной форме писатель помогал школьникам развивать логику, умение понимать математическую задачу и решать арифметические упражнения.

Сейчас уже есть совершенно новая категория учителей, которые стремятся к совмещению онлайна и офлайна, максимально используя набор цифровых инструментов внутри школы и за ее пределами. Они общаются с ребятами посредством гаджетов, специальных сервисов, соцсетей и мессенджеров.

Инструментарий образовательных технологий меняется буквально на глазах, поэтому повышать свою квалификацию в области ИТ раз в три года недостаточно, это нужно делать чуть ли не ежедневно, современные технологии очень быстро обновляются. В этом плане очень актуален конкурс «Учитель года России». С одной стороны, он поддерживает педагогов и выявляет лучших, с другой – формирует требования, которые диктует время: как должен выглядеть современный учитель, какими должны быть его компетенции.

– В этом году, в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России», премия «Цифровой учитель года» от Mail.ru Group вручена Диане Минец. В интервью сетевому изданию «Учительская газета»  Диана рассказала  о сервисах Mail.ru Group, доступ к которым она получила от компании. По каким критериям отбирали победителя?

– Четыре года назад, в рамках Всероссийского конкурса «Учитель года России»,  мы запустили специальную номинацию «Мастерство использования ИКТ – информационно-коммуникационных технологий в школе» – «Цифровой учитель года».

Наши специалисты долго разрабатывали и обсуждали с экспертами систему оценки и то, какие критерии и навыки брать за основу. Конечно, принималось во внимание то, насколько сам педагог учится в онлайне, как часто повышает квалификацию, применяет в обучении цифровой инструментарий, использует ли чат-боты для проверки заданий, умеет ли сам программировать. Самое интересное, что учитель информатики стал «цифровым учителем» только один раз.

Сергей Марданов и Диана Минец на Всероссийском форуме «Формула образования»

Диана Минец использует технологии в преподавании русского языка и литературы, владеет программированием, прекрасно совмещая свои знания и навыки с гуманитарными предметами. Диана виртуозно преподает хрестоматийные произведения, упаковывая их в цифровые кейсы и квесты, в которых все раскладывает по нужным ячейкам, да и дети от нее в восторге. Выбор для нас был очевиден.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее популярных инструментах, которые ваша компания внедрила в образовательный процесс за последнее время. Что планируется в ближайшей перспективе?

– У нас есть ряд сервисов, которые используют в школах и вузах. Когда все стали искать способ перехода работы в онлайн-формат, мы выступили с предложением применять технологии  и инструменты, которые уже используются  ВКонтакте и Одноклассниках. В этих соцсетях можно создавать закрытые сообщества, обмениваться учебными материалами и пособиями, обсуждать задания и задавать вопросы педагогам. Преподаватели могут вести вебинары или записывать обучающие видео, а школьники и студенты – проверять знания с помощью тестов в мини-приложениях.

Около 86% школьников старше 14 лет имеют аккаунты ВКонтакте. Но мы столкнулись с тем, что не каждый ученик согласен делиться своей страничкой с учителем или классом: все-таки, это его личное пространство.

Есть еще один момент. Не все родители хотят, чтобы их дети находились в социальных сетях. Естественно, мы никого не принуждали к регистрации. После обсуждения этого вопроса с Министерством просвещения, Ростелекомом и с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, был найден компромиссный вариант. Мы решили создать отдельный сервис, но с уже проверенными технологическими решениями, которые есть у наших соцсетей ВКонтакте и Одноклассники. Они решают все необходимые коммуникационные задачи, и при этом не требуют создания отдельного аккаунта внутри социальной сети. Это должно быть полностью закрытое, безопасное, снабженное только верифицированным контентом пространство.

Именно так и появилась идея разработать «Сферум». Мы успешно презентовали проект к концу марта, и сейчас там зарегистрировалось около 300 тысяч пользователей из более чем 10 000 школ, на стадии подключения еще около 7 000 школ. К 1 сентября платформой, как полноценным пространством для образования, смогут пользоваться большинство учащихся и учителей этих школ, решая необходимые задачи, обмениваясь документами, делая видеозвонки, используя облачное хранилище и мессенджер.

В перспективе – подключение к платформе региональных электронных дневников и журналов, ссузов, вузов, кружков, организаций дополнительного образования. Мы не исключаем возможности интеграции «Сферума» с другими площадками, которые позволяли бы делать «бесшовный» переход между разными платформами.

– Решение о запуске «Сферум» было очень своевременным. Буквально через несколько дней в СМИ появилась информация о том, что «Zoom» запретит властям РФ и госучреждениям пользоваться своей видеосвязью на бесплатной основе. Сергей, Вы не считаете этот шаг иностранной компании неким вызовом?

– На «Zoom» никакого влияния мы не оказываем. Более того, приветствуем появление дополнительного стимула перехода на отечественный продукт, при этом мы не считаем себя конкурентом какого-то другого иностранного или отечественного сервиса.

Нам с коллегами и партнерами удалось запустить альтернативный многим продуктам, но в то же время, абсолютно самостоятельный сервис. Главной «фишкой» нашего проекта является то, что «Сферум» – это отечественная бесплатная образовательная платформа, которая одобрена и рекомендована для использования в образовательных учреждениях.

Создание «Сферума» – вопрос еще и информационной безопасности для будущего поколения, которое будет расти в коммуникационной среде, не зависящей от иностранных сервисов. Одно можно точно сказать, что «Сферум» – не альтернатива «Zoom».

– Скажите, «Сферум» может стать бесплатной платформой не только для образовательных организаций РФ?

– Мы сделали именно российский образовательный сервис – место для решения именно образовательных задач. Мы находимся в постоянном контакте с учителями, обсуждаем новые возможности платформы «Сферум», получаем очень интересные предложения и идеи, в том числе, от Дианы Минец, а также других «Учителей года». Бывают ситуации у детей, когда они выпадают из образовательного цикла из-за болезни, в связи с участием в спортивных соревнованиях или конкурсах.

Платформа позволит оставаться этим ребятам внутри учебного процесса. Да, конечно, есть большой запрос от совершенно разных организаций. В данный момент мы сфокусированы на образовании: 99% – это региональные школы, лицеи, интернаты. Тестируем и начинаем подключать вузы, СПО, общественные организации, которые занимаются повышением квалификации педагогов или работают со школьниками.

При этом всем мы получаем уже сейчас запросы от образовательных организаций из других стран и не исключаем возможности выходов за границы Российской Федерации в ближайшие годы.

– Что Вы можете посоветовать руководителям школ, колледжей, университетов? Что им нужно делать, чтобы оставаться в тренде и принимать нужные решения для своевременного внедрения новых цифровых инструментов и программ? И вообще, нужно ли внедрять новые технологии или можно продолжать жить с классическими образовательными программами?

– Внимание школьников и студентов можно завоевать, только используя современные программы, новые методы и технологии. Сложившаяся база подготовки в школах, средних и высших заведениях очень важна. Но не стоит ограничиваться стандартами. Необходимо готовить детей к будущей работе в компании и на предприятии, соответственно, и в обучении использовать все те же инструменты, которыми пользуются работники и менеджеры компаний.

Жить по старым канонам больше невозможно. Руководителям образовательных учреждений и учителям нужно также постоянно учиться и самосовершенствоваться. Очень важную роль здесь играет желание педагогов. Mail.ru Group организовывает свои курсы на базе ведущих университетов, таких как МГУ им М.В. Ломоносова, МФТИ, МИФИ, Бауманка и других. В них преподают высококлассные преподаватели и обучаются наиболее перспективные студенты. Однако только лучшие из них могут попасть в компанию Mail.ru Group на стажировку.

Причина в том, что рынок меняется стремительно, а вузовские программы не всегда за ним успевают. К примеру, чтобы поменять программу в учебном заведении, должно, в среднем, пройти около четырех лет. Особенно остро это ощущается в IT-сфере. Современные компании не могут так долго ждать, поскольку за это время происходят кардинальные изменения в технологиях и подходах. Именно поэтому мы давно и активно взаимодействуем с вузами, объединяя усилия в подготовке современных квалифицированных кадров.

– Сергей, как Вы относитесь к использованию гаджетов на уроках?

– В январе появились новые санитарные правила для школ, согласно которым ограничивается использование мобильных телефонов на уроках. Но ведь именно через различные сервисы и специальные программы можно получить знания: использовать интерактивные опросы, квесты, квизы. Дети любят решать эти задачи именно через телефоны. На мой взгляд, это ограничивает педагогов и учеников.

Нужно учитывать региональные особенности. В школах, порой, не хватает оборудования, и можно использовать виртуальный формат. Например, на химии показать смешивание реактивов, а на ОБЖ – как вести себя при пожаре или как пользоваться огнетушителем.

Все это можно сделать виртуально в такой форме, чтобы дети запомнили и захотели дополнительно посмотреть какой-то познавательный фильм, почитать литературу, освоить профессию, изучить программу.

Если учитель все сделает правильно, то и гаджет на уроке будет использоваться иначе.

– Рассматриваете ли вы подготовку кадров для компании Mail.ru Group со школьной скамьи? Как стать сотрудником вашей компании?

– Здесь нужно понимать, что кроме большого желания и хорошего опыта школьникам нужно быть в курсе наших технологий. Можно отправить резюме  через специальный раздел team.mail.ru. Но существует и другой путь. У нас есть замечательные образовательные платформы, которые помогут быть в курсе всех разработок. Совместно с МФТИ, МГТУ им Н.Э. Баумана и другими ведущими вузами мы проводим олимпиаду среди школьников по спортивному программированию «Технокубок», которая позволяет получить дополнительные балы к ЕГЭ, необходимые для поступления. Можно участвовать в других образовательных программах в вузах, которые мы проводим абсолютно для всех студентов – Технопарк, Техносфера, Амбассадоры Mail.ru Group и многих других. После этого каждый успешный выпускник проекта может попасть на стажировку в одно из бизнес-направлений Mail.ru Group. Еще вариант попасть к нам – это участие в различных конкурсах, хакатонах и чемпионатах, которые проводим мы сами на портале cups.mail.ru или участвуем в других, например, «Большая Перемена» или «Цифровой прорыв». Именно так, полностью погрузившись в работу компании, каждый целеустремленный школьник сможет стать частью Mail.ru Group.

Беседовал: Никита Чудин 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте