Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
От первого лица

Сергей КРАВЦОВ, министр просвещения Российской Федерации:

УГ - Москва, №35 от 01 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Я хочу еще раз поздравить каждого учителя страны с Днем знаний!

– Сергей Сергеевич, вы возглавили Министерство просвещения страны в январе текущего года, а уже в марте пандемия коронавируса переместила образовательный процесс в онлайн. Ваша команда и вы лично все это время находитесь без преувеличения в экстремальных условиях. Оглядываясь назад, все ли, на ваш взгляд, удалось сделать так, как того требовали обстоятельства? История, как известно, не терпит сослагательного наклонения, но есть ли какие-то управленческие решения, которые вы хотели бы изменить?
– Россия – одна из немногих стран в мире, сумевших сохранить образовательный процесс даже на пике пандемии и при этом не допустить вспышек заболеваний среди школьников. Оглядываясь назад, могу с уверенностью сказать, что это были правильные, взвешенные решения. Мы вовремя перевели всех на обучение на дому с использованием дистанционных технологий и абсолютно верно не стали отказываться от ключевых возможностей для учащихся продолжить свою образовательную траекторию – сумели провести ЕГЭ для всех, кто планировал идти в вузы. Обеспечили качественный прием в колледжи, организовали, пусть и с определенными внутрирегиональными ограничениями для защиты здоровья, летний детский отдых. Система образования сейчас полностью готова и начинает традиционную очную работу. И здесь я разделяю радость с педагогами и родителями, глядя на то, как дети вновь садятся за школьные парты.

– Сергей Сергеевич, согласно данным статистики вот уже несколько лет подряд в России растет популярность семейной формы обучения. Ежегодный прирост тех, кто не садится за парты, оценивается в среднем в 2000 человек. Как вы думаете, возможно ли кратное увеличение таких семей после случившегося массового вынужденного перехода на дистанционное обучение?
– Да, такое право есть у родителей, и закон закрепляет эту возможность. Но если детальнее смотреть статистику последних нескольких лет, учитывая при этом демографический рост, то нет каких-либо факторов, указывающих на заметное повышение популярности исключительно семейных форм образования. Из года в год примерно около 10 тысяч семей выбирают для своих детей обучение дома, цифра остается на прежнем уровне. Мы же со своей стороны предпринимаем все, для того чтобы ребенок получал доступ к качественному образованию при любой форме обучения. Новые проекты в рамках цифровой среды помогут в этом – это новые ресурсы с качественным и проверенным нами образовательным контентом, это связь ребенка с учителем и классом в случае болезни и многое другое.

– Вы упомянули про цифровую среду. Известно, что с 1 сентября в 14 регионах стартует эксперимент по внедрению цифровой образовательной среды, один из важных пунктов которого – создание суперсервиса «Моя школа» с верифицированным контентом. Сейчас на рынке много конкурирующих образовательных платформ и площадок. А кто станет поставщиками контента для этого сервиса и как будет происходить оценка этих предложений?
– Контент, учебные материалы, пособия, задания – здесь сохранится разнообразие, но все же модерация необходима, если мы хотим, чтобы школьники пользовались не устаревшей, а актуальной и проверенной с научной и педагогической точек зрения информацией. К оценке подключатся ведущие экспертные научные коллективы, у нас есть научные институты, специализирующиеся на вопросах качества образования. При этом мы будем поддерживать доступ и к образовательным решениям, уже имеющимся и развивающимся в Рунете, от ведущих IT-компаний, будем реализовывать открытые механизмы государственно-частного партнерства.

– В стенах Министерства просвещения создан департамент цифровой трансформации и больших данных.
Среди его основных задач «обеспечение технологической независимости информационных систем и информационно-технологической инфраструктуры от оборудования и программного обеспечения, разработанного и произведенного в иностранных государствах». Реально ли, на ваш взгляд, добиться этого или же этот пункт не более чем дань политической моде?

– Мы начинаем с оснащения высокоскоростным Интернетом всех школ без исключения. Практически все школы страны подключены к сети Интернет. Доля школ, обеспеченных скоростным Интернетом (от 1 Мбит/с и выше), – около 92,13% в городских поселениях и 83,98% в сельской местности. Но видеоконтент сегодня более требователен, и мы вместе с коллегами из Минкомсвязи работаем именно над высокоскоростным Интернетом.

Апробация нашего, как его уже окрестили, отечественного образовательного «зума», или, как еще его называют в педагогической среде, ОСА (online communications assistant), уже приносит свои результаты, и мы видим на практике, как работают новые инструменты.

– Весной текущего года распоряжением Правительства России 33 федеральных вуза педагогического и социально-педагогического профилей переданы в ведение Министерства просвещения России. Скажите, пожалуйста, что в этой связи может измениться в их работе?

– Один из наших ключевых приоритетов сейчас – выстроить единую систему подготовки учителей, в рамках которой активное участие будут принимать студенты наших педагогических вузов.

Мы стремимся к тому, чтобы теперь программы для молодых педагогов стали больше развернуты в сторону практики, а сами студенты смогли заниматься повышением квалификации, чаще участвовать в региональных программах развития.

Именно для этого мы договорились с региональными министрами, что уже в 2020 году регионы совместно с педагогическими вузами определят базовые школы с современной материально-технической базой. На площадках таких школ начинающие учителя смогут практиковаться в воспитательной работе, преподавании своей дисциплины, чтобы уже к моменту окончания своего вуза быть подготовленными к полноценной работе с детьми. Таким образом, мы сможем выявлять на ранних этапах студентов, у которых есть талант и необходимые навыки к обучению детей. Мы в свою очередь окажем максимальную поддержку педвузам в рамках нацпроекта «Образование».

– Нет ли риска снижения качества обучения учащихся базовых школ? Ведь одно дело, когда с классом работает опытный специалист и совсем другое – студент, порой почти ровесник.

– Мы не допустим снижения качества обучения в этих школах и будем четко систематизировать всю работу по привлечению молодых педагогов к преподаванию на площадке базовых школ. Кроме того, при многих педвузах уже функционируют такие школы, а студенты проходят практику и получают опыт, рекомендации и советы от более опытных педагогов, наставников.

Отмечу, что мы часто обсуждаем вызовы цифровизации, нацелены на создание цифровой образовательной среды, активное использование полезных цифровых ресурсов в обучении. Молодые педагоги, как показывает практика, обладают всеми цифровыми навыками, спокойно работают и не испытывают сложностей в обучении школьников с применением электронных ресурсов и образовательных платформ.

Кроме того, я придерживаюсь мнения, что харизма, умение найти индивидуальный подход к ученику, увлечь ребенка предметом – черты талантливого педагога, но это совсем не значит, что такими качествами не может обладать молодой студент.

В данном случае близость по возрасту со школьниками может стать преимуществом студентов педагогических вузов, ведь это означает общность интересов и увлечений с учениками.

– Еще одна актуальная тема – президентские поправки к Закону «Об образовании в РФ», уточняющие понятие «воспитание». Воспитательная работа в школах должна вестись уже с 1 сентября на основе рабочей программы и календарного плана, а их разработкой должны заняться сами образовательные учреждения. Разработаны ли критерии оценки этой работы?

– Инициатива Президента России возвращает в школы и закрепляет на законодательном уровне воспитательную составляющую. Ведь наше будущее, будущее нашей страны зависят во многом от того, на каких ценностях мы воспитаем подрастающее поколение.

Дети в классе изучают русский язык, математику, физику и другие предметы, но на этом обучение не заканчивается. Школа выполняет еще одну важную задачу – это воспитание, формирование личности ребенка. Именно в школе ребенок учится общаться и взаимодействовать с окружающими, анализировать поступки людей, определять, что хорошо, а что плохо, как вести себя в той или иной ситуации.

Патриотизм, уважение к старшему поколению, семья, дружба, здоровый образ жизни, стремление к знаниям – это те базовые ценности, на которых будет строиться воспитательная работа в школах. Особое внимание также уделяется вовлечению ребят в волонтерскую деятельность и профориентацию.

Программа по воспитанию в школе призвана систематизировать воспитательную работу школ, сформировать единое направление. Такая работа уже ведется образовательными организациями. Поэтому хочу заверить наших дорогих учителей: воспитательная составляющая не станет дополнительной бюрократической нагрузкой. Со своей стороны Министерство просвещения будет оказывать всю необходимую методическую поддержку.

– Вы анонсировали поправки в Трудовой кодекс и создание системы отраслевой оплаты труда педагогов, которая позволила бы обеспечить условия для постоянного поддержания и роста зарплат учителей. Планируется ли в этой связи что-то сделать с соотношением зарплаты и стимулирующей части? Ведь не секрет, что на местах при распределении стимулирующих выплат играют роль не столько профессиональные достижения, сколько личностный фактор. Иначе говоря, будет ли разработан коэффициент участия, чтобы было понятно, за что конкретно выплачивается стимулирующая часть?

– Первым шагом на пути формирования единых подходов к оплате труда в системе образования должны стать изменения Трудового кодекса Российской Федерации. Это позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли. Актуальность вопроса подтверждается и поручением Правительства Российской Федерации, в соответствии с которым Минпросвещения России предстоит подготовить предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников.

С учетом изменений, вносимых в трудовое законодательство, министерство приступило к формированию новой отраслевой системы оплаты труда, которая призвана обеспечить единые принципы и сделать понятной и прозрачной систему выплат педагогам на всей территории страны. Будут учитываться фактический объем учебной нагрузки, а также учет в оплате иной работы, которую выполняют учителя. При этом мы делаем все, чтобы у педагогов было время на саморазвитие, развитие своих учебных программ, освобождая их от излишней бюрократической работы с отчетностью.

Еще один из важнейших инструментов поддержки учителей, инициированный президентом страны, – федеральные выплаты классным руководителям.

Классный руководитель – это особая роль и особая миссия, требующая опыта и навыков работы с коллективом, психологической поддержки детей, наставничества. Конечно, эта работа должна особо поддерживаться. С нового учебного года все классные руководители в стране должны получать федеральную надбавку в размере не менее 5 тысяч рублей. Мы детальнейшим образом проследим за выплатами в регионах, за сохранением всех выплат, которые педагоги получали за классное руководство ранее. Сам процесс выплат должен быть спланирован каждым регионом в максимально прозрачном и понятном виде для педагогического сообщества

– В конце июля учитель года России-2019 Лариса Арачашвили выступила на страницах «Учительской газеты» с очень личным материалом «Жажда свободы. Не быть цифрой в отчетах». Этот текст получил немало откликов со всей страны. Лариса Гивиевна, в частности, пишет: «Нам всем, всем элементам системы, не хватает воздуха, свободы, слишком много тех, кто контролирует, как я работаю, слишком много тех, кто учит меня работать, не проработав ни дня в школе или работая в селекционных школах. Мы просто цифры в отчетах, педагогические работники и обучающиеся». Согласны ли вы с такой оценкой происходящего в системе образования и что планируется сделать для уменьшения количества отчетов, ложащихся на плечи учителей и образовательных организаций?

– Лариса Гивиевна – талантливый педагог, и к мнению педагогического сообщества мы намерены прислушиваться самым тщательным образом. Много лестных слов звучало и раньше в адрес педагогического сообщества. Я бы хотел перейти к делу и со страниц вашего одного из самых авторитетных изданий в педагогической среде сообщить еще раз, что запускается открытый набор во Всероссийский экспертный педагогический совет при Министерстве просвещения, который поможет нам определять последующие шаги развития образовательной среды. И призвать учителей смелее в нем участвовать. Это открытый всенародный набор, подать заявку можно будет на портале Российское образование, а также на платформе одной из ведущих и популярных социальных сетей в стране для учительского сообщества «Одноклассники». Сбор заявок запустится на днях с широким освещением и деталями на нашем официальном сайте. Мы хотели бы, чтобы в совете было представительство всех регионов, и рассчитываем, что совет поможет нам при общественном и экспертном обсуждении всех ключевых документов, включая и вопросы формирования единой системы оплаты труда, и вопросы развития педагогических программ, и вопросы взаимодействия с педагогическими университетами.

Формирование совета будет вестись максимально открыто, с открытым голосованием, планируем, что итоги будут подведены и представлен состав совета уже к Дню учителя.

Дорогие учителя, мы входим в новый учебный год с новыми открытыми механизмами нашей с вами связи. Я хочу еще раз поз­дравить каждого учителя страны с Днем знаний и пожелать общего для всех движения вперед, опираясь на наши традиции и используя самые сильные стороны наших новаций.

Арслан ХАСАВОВ


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt