Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сергей ГОРБАНЬ, глава администрации города Ростова-на-Дону: Здоровые дети – наше будущее

Учительская газета, №25 от 23 июня 2015. Читать номер
Автор:

Ростов-на-Дону зачастую называют столицей юга России. Этот город удивляет своей красотой, своими вековыми традициями и культурой. Образование и воспитание здесь в числе главных приоритетов городских властей. О том, какие задачи стоят сегодня перед системой образования города, какие проблемы приходится решать и чем можно гордиться, мы говорим с главой администрации города Сергеем Ивановичем ГОРБАНЕМ.

О​трасли «Образование» администрация города всегда уделяла и будет уделять большое внимание. Это забота о подрастающем поколении, о тех, кто придет на смену нам в будущем. Сегодня в городе решается один из главных вопросов – 100%-ной обеспеченности детей местами в детских садах. К концу 2015 года мы намерены ликвидировать очередь в детские дошкольные образовательные учреждения.После введения федерального государственного образовательного стандарта (сегодня по нему уже обучаются ученики всех начальных классов и 5-6-7-классники в 28 учреждениях) мы поставили перед собой еще одну задачу – привести в соответствие материально-техническое обеспечение образовательных учреждений. В этом направлении уже многое сделано. Мы постоянно работаем над вопросом проведения капитального ремонта детских садов и школ, оснащения учреждений в соответствии со всеми современными требованиями обучения и воспитания детей.  Поэтапно решаем задачу 100%-ного обеспечения учебниками. Сегодня все образовательные учреждения Ростова-на-Дону обеспечены компьютерным, спортивным оборудованием и инвентарем. Практически в 50% учреждений созданы условия для исследовательской деятельности, работают межшкольные нанолаборатории, лаборатории по робототехнике. Остаются проблемы со школьной мебелью, оборудованием для кабинетов технологии и т. д. Мы устраним их к концу 2016 года.Одна из главных задач образования на сегодняшний день – повысить его качество и сделать конкурентоспособным. Справиться с ней мы намерены уже в предстоящем учебном году. Сегодня особое внимание уделяется подготовке к итоговой аттестации выпускников. Нужно стремиться, чтобы ни один выпускник не остался без аттестата. Кроме того, мы продолжаем развивать в городе систему работы с одаренными и талантливыми детьми, систему дополнительного образования и внеурочной деятельности. Сегодня наши усилия направлены на решение еще одной важной задачи. К 2020 году все образовательные учреждения должны перейти в односменный режим работы. На данный момент более 20 тысяч школьников занимаются во вторую смену. Если не решать эту проблему, их число будет только увеличиваться. Мы уже запланировали строительство 3 новых школ в микрорайонах Левенцовский, Темерник, Суворовский. Планируем привлечь инвесторов для строительства школы со спортивным уклоном в Железнодорожном районе города на территории бывшей воинской части.На постоянном контроле администрации города – доведение заработной платы педагогов до средней зарплаты в экономике. В декабре 2015 года заработная плата учителей в Ростове составит 25 тысяч 776 рублей, педагогов в детских садах – 21 тысячу 877 рублей, педагогических работников в учреждениях дополнительного образования – 22 тысячи 683 рубля.- Учитель – ключевая фигура в образовании. Какие меры социальной поддержки реализуются для разных категорий учителей, в первую очередь молодых? Как вы считаете, можно говорить, что профессия учителя сегодня становится престижной? Идут ли в школу молодые?- Старение педагогических кадров – проблема общероссийская.  Для ее решения администрация города и управление образования уделяют особое внимание работе с молодыми педагогами. Ежегодно в образовательные учреждения нашего города приходят работать около 80 молодых специалистов. В настоящее время их уже 1237, 544 человека из них – учителя. Это молодые педагоги со стажем работы до 3 лет. Одна из наших главных задач не только оказывать им своевременную помощь и поддержку, но и научить самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему профессиональному становлению. Для этого на базе муниципальных образовательных учреждений существуют школы наставничества, когда за молодыми специалистами закрепляют опытных педагогов. Молодые учителя также знакомятся с достижениями опытных коллег –  лучших  учителей  города, принимающих участие в муниципальном этапе конкурса в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2014-2015 учебном году молодые специалисты посетили более 100 открытых мероприятий, семинарских занятий, круглых столов, приняли участие в 34 городских мероприятиях. Оперативно получить консультацию по проблемам профессиональной деятельности молодые учителя могут в Информационно-аналитическом центре образования города. На базе Дворца творчества детей и молодежи работает клуб молодого педагога «Педагогическая гостиная».Привлечению молодых педагогов и повышению престижа профессии способствует участие молодых специалистов во Всероссийском конкурсе «Учитель года» в номинации «Педагогический дебют». По истечении первых двух лет работы молодые педагоги проходят аттестацию на первую квалификационную категорию. Это также является одним из эффективных инструментов повышения профессиональной компетентности.Для специалистов в возрасте до 35 лет в Ростовской области действует проект «Ипотека для молодых учителей». Его участникам предоставляются бюджетные субсидии для оплаты первоначальных взносов по ипотечным кредитам на строительство (или приобретение) жилья.Сейчас рассматривается еще одна мера социальной поддержки. Управление образования Ростова-на-Дону предложило дополнительно выплачивать молодым педагогам в течение первых 3 лет работы до 30% оклада ежемесячно. Кроме того, сегодня предусмотрено оказание материальной помощи молодым работникам при бракосочетании, при рождении ребенка и т. п. При участии в инновационных образовательных проектах, конкурсах профессионального мастерства, активной творческой работе и стаже не менее 5 лет молодые педагоги могут быть зачислены в резерв на руководящую должность.Для повышения профессионального уровня работников управление образования сотрудничает с вузами города, такими как Южный федеральный университет, Институт повышения квалификации и переподготовки учителей, Южно-Российский институт управления – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. В 2015 году дополнительное образование получают 24 руководящих работника, 58 заместителей руководителей. 13 человек проходят переподготовку.- Столица Южного федерального округа – огромный многонациональный город. Как удается избегать конфликтов между людьми разных национальностей? На каких принципах строится воспитание детей и молодежи?- Воспитание в детях уважительного отношения к представителям других национальностей было и остается одним из приоритетных направлений деятельности системы образования в  южной  столице. Достижению этой цели способствует сохранение и развитие культурных традиций всех народов, населяющих наш город. На базе воскресных  школ  национальные  общины обучают детей языку и культуре  своего  народа. Для поддержания дружеских контактов между представителями разных национальностей проводятся дни  национальных  культур, в которых участвуют все городские  диаспоры,  а также выставки  национального  творчества,  смотры национальных самодеятельных  коллективов,  фестивали дружбы  народов и многое другое. В системе общего образования реализуется целый комплекс мероприятий, направленных на повышение квалификации педагогов и воспитание учащихся в этом направлении. Управление образования разработало и передало во все общеобразовательные учреждения города тематический сборник  по воспитанию у школьников уважительного отношения к представителям других национальностей. Сейчас  эти принципы  внедряют в педагогическую практику. Еще один шаг в укреплении межнациональной дружбы – расширение знаний учащихся об истории, культуре, традициях и обычаях народов, населяющих Ростов-на-Дону и Донской край.На протяжении последних 3 лет в городе проводится ежегодная игра знатоков истории России, Донского края и Ростова-на-Дону на базе Ростовского областного музея краеведения. Во время мероприятия школьники изучают экспозицию «Дон – наш общий дом», посвященную культуре армян, евреев, корейцев, калмыков, украинцев и других народов и народностей, проживающих в нашем городе и регионе. Укреплению межнационального единства способствуют многочисленные олимпиады, конкурсы эссе, сочинений, рисунков и фоторабот. Среди них можно выделить конкурсы для одаренных детей и молодежи, которые проводят городские вузы и национально-культурные автономии города и региона. Например, греческая диаспора.Сам формат образовательной системы, когда заслуги учащегося  оцениваются вне зависимости от конфессиональной и национальной принадлежности, способствует улучшению межнационального взаимодействия.- Удалось ли решить проблему очередности в дошкольных образовательных учреждениях? Как обстоят дела с кадрами для ДОУ, готовы ли они к реализации федерального государственного образовательного стандарта?- К 2016 году сеть дошкольных учреждений города расширится более чем на 9,5 тысячи мест. Таким образом, Ростов должен выполнить задачу, поставленную Президентом Российской Федерации, и решить проблему нехватки мест в детских садах. В 2013-2014 годах нам удалось создать 5386 мест в дошкольных учреждениях. За счет чего мы смогли это сделать? За счет капитального ремонта детских садов, возвращенных из аренды, за счет открытия групп полного дня в действующих детских садах, установки мобильных детских садов и развития частных. В 2015 году мы планируем создать еще 4155 мест.Что касается второй части вашего вопроса, то сегодня почти четверть детсадов города  уже реализует образовательную программу в соответствии с федеральным государственным стандартом. Педагогические коллективы этих организаций внедряют инновационные проекты по физическому развитию детей, патриотическому воспитанию дошколят и развитию современных информационных технологий. К настоящему времени 1400 из 3100 педагогических работников донской столицы прошли курсы повышения квалификации по проблеме введения федерального государственного образовательного стандарта. Кроме того, ростовские педагоги принимают активное участие в различных конкурсах, направленных на развитие их профессионального мастерства, повышение качества дошкольного образования и распространение наиболее успешных практик управления.- В Ростове-на-Дону всегда огромное внимание уделялось  и уделяется здоровьесбережению, я знаю, что существует целый ряд программ в этой области. Есть ли уже реальные результаты, свидетельствующие об улучшении здоровья детей?   – В муниципальной системе образования Ростова-на-Дону сложилась  целая система работы по формированию здорового образа жизни учащихся. Кроме профилактических мер, направленных на предупреждение инфекционных и других заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, реализуются инновационные проекты по внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс. В их числе: «Здоровое будущее – наш выбор», «Здоровые дети – здоровая нация», «Здоровые дети – наше будущее» и др. Ежегодно 25 общеобразовательных организаций города принимают активное участие в муниципальных и региональных конкурсах по здоровьесбережению. 45 образовательных учреждений Ростова-на-Дону участвуют в региональном пилотном проекте по здоровьесбережению. В ходе проекта осуществляется мониторинг здоровья детей с использованием  аппаратно-диагностического комплекса «АРМИС». В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях города обследованы более 5139 детей. Результаты мониторинга показывают, что благодаря комплексу проводимых мероприятий наблюдается снижение уровня заболеваемости учащихся. Объединение усилий всех участников процесса –  педагогов, родителей, медицинских работников, ученых и общественности – способствует формированию нового здоровьесберегающего мышления. Для более широкого распространения культуры здорового образа жизни используются современные технологии. – Сергей Иванович, на последнем Всероссийском совещании в Грозном много говорилось об электронных учебниках. Считаете ли вы, что они полностью могут заменить бумажные или пока нужно работать, используя и те и другие?     – У электронных учебников есть свои достоинства и недостатки. Самым большим их достоинством я считаю вес: детям не нужно таскать килограммы учебной литературы за плечами. В одном тоненьком девайсе умещается практически весь набор необходимых в школе книг. Электронный учебник позволяет не только прочитать материал, но и на практике закрепить его. В то же время это весьма дорогостоящее новшество, далеко не все родители смогут его приобрести. Есть и другой момент. В отличие от обычного учебника  электронный требует бережного отношения, ронять его нельзя, иначе он просто выйдет из строя. Электронные учебники различных издательств в настоящее время проходят экспертизу и находятся на апробации в образовательных учреждениях. Сначала электронные учебники должны пройти общественную и научную экспертизу и получить разрешение в соответствии с нормами СанПиНов. Кроме того, открытым остается вопрос по финансированию их приобретения. Также необходима медицинская экспертиза состояния здоровья школьников, которые обучаются по электронным учебникам. И, самое главное, не все педагоги готовы перейти на данный вид учебников. Их необходимо научить работать в новом формате.  Считаю, что обучать нужно по бумажным учебникам, а к электронным переходить постепенно.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту