Сегодня детей встречает мир новых игр, игрушек, новой детской литературы и «густое» информационное пространство. Произошли перемены и в социальном окружении ребенка, которое сегодня состоит в основном из взрослых: малодетные семьи и отсутствие дворовых детских сообществ влечет сбой в передаче от одних детей к другим составляющих детской субкультуры.
Мы постепенно возвращается к своим истокам, по-новому начинаем относиться к старинным традициям, праздникам, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Решение вышеперечисленных проблем мы нашли, реализуя образовательную программу по приобщению детей к народной культуре, устному и музыкальному фольклору, которая имеет красивое название «Околица». Данная парциальная программа разработана нашим творческим коллективом, направлена на формирование у детей миропонимания, развитие творческих способностей, интенсивное освоение фольклорных традиций, углубление сведений о народном календаре. И особенно важно то, что она направлена на развитие эмоциональной сферы ребенка, его социально-коммуникативных навыков, ведь именно это является основой эффективной социализации детей.
Концепция программы основана на методических принципах, согласно которым приоритетной областью содержания являются русская художественная культура, обычаи, народные обряды и традиции.
Актуальность программы заключается в том, что она помогает пробудить эмоционально-духовную сущность ребенка, его способность чувствовать, думать, творить, развивает в нем природные задатки, способности, таланты, позволяющие самореализовываться в различных видах и формах творческой деятельности. Реализация программы помогает донести до маленького человека высокие нравственные идеалы, воспитывает трудолюбие, милосердие, честность, уважение к старшим, заботу о младших – заповеди народной педагогики, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом. Отличительной особенностью программы является то, что в доступной и увлекательной форме дошкольники получают серьезные и достаточные знания по традициям и культуре русского народа и активно реализуют приобретенное в различных видах детской деятельности, что является успешной социализацией.
Программа «Околица» отражает основную закономерность формирования картины мира ребенка, которое начинается с постижения своего ближайшего окружения: отчего дома, детского сада, улицы, города, родного края, России и учитывает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы будущего развития человека, происходит «врастание ребенка в культуру» (Л.С.Выготский).
Основная задача педагогов при реализации программы заключается в создании условий (проблемных вопросов, ситуаций, коллективного дела) для активного освоения культуры родного народа, особенностей жизнедеятельности.
Приобщение детей к традиционной культуре в нашей организации начинается с раннего возраста. На первом этапе мы открываем ребенку мир отечественной культуры, малыш обретает первичный социальный опыт (слушает, играет, смотрит, что и как делают другие). В это время важно не торопить ребенка и одновременно предоставлять возможность для активизации его познавательных интересов в разных видах деятельности (знакомство с глиной, тканью, лозой, устным народным творчеством, народной игрушкой).
В младшей и средней группах дети начинают овладевать способами и средствами построения разных видов деятельности, а в старшем дошкольном возрасте они более самостоятельны, независимы в своем выборе и становятся непосредственными носителями культуры в детской среде. Для этого нами созданы условия для совместной деятельности, игры, общения не только со сверстниками, но и с детьми разных возрастных групп, что очень важно для социализации ребенка.
Предметно-развивающая среда
Фольклорная среда гармонично вписывается в пространственную среду детского сада, наполнена элементами народной культуры, быта. Детям доступны изделия из лозы, дерева, глины, вышитые скатерти, полотенца, люльки, лоскутные одеяла, деревянные столы, лавки, которые активно используются детьми в различных видах деятельности.
Традиционные игрушки (тряпичные куклы в традиционных костюмах, соломенные, куклы-закрутки, глиняная игрушка вертеп, театр Петрушки, атрибуты к разыгрыванию народной драмы) являются неотъемлемой частью фольклорной среды. Все это соответствует возрастным психофизиологическим особенностям детей, вековым законам воспитания.
Развивающая фольклорная среда дошкольного учреждения предполагает наличие этнографического мини-музея. К оформлению музея мы предъявляем особые требования. Его экспонаты находятся в рабочем состоянии, используются в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной).
Без зрительных образов ребенок не в силах адекватно воспринимать сведения о материальной культуре народа, а также о характере взаимоотношений между людьми в том или ином историческом периоде и тем более воссоздавать историко-этнографические реалии в художественных произведениях, в игровой деятельности. Организация игровой деятельности в стенах мини-музея позволяет детям создать богатые по содержанию сюжеты игр, соответствующих возрасту и детской субкультуре. Это позволяет развивать у дошкольников жизненные навыки, реализовать все детские игровые желания, наиграться, что важно для социального развития детей, формировать социальное поведение детей посредством игрового общения.
Музыкальный и поэтический фольклор
Фольклор – естественная возможность погружения в истоки народной культуры. Это не только сокровищница прекрасных произведений, но и своеобразная школа социального развития ребенка, школа воспитания.
Фольклор – традиция изустная, которая практически утеряна. Погружение ребенка в атмосферу живого, доброго, идущего от сердца слова позволяет личности раскрепоститься, раскрыться, стимулирует творческую активность малыша.
Ремесла
Характерной особенностью старшего дошкольного возраста является увлечение женскими и мужскими делами. Мы учитываем и подчеркиваем социальную функцию человека в обществе: будущего мужчины, а сейчас мальчика, будущей женщины, а сейчас девочки.
Образовательный процесс дошкольного учреждения максимально насыщен конкретными делами, ситуациями, где бы ребенок мог проявить себя, поупражняться в проживании социально заданной роли.
Ситуация жизни современного общества пестрит примерами, когда жизненный путь от дочки до мамы, к сожалению, не у всех женщин гладок. Далеко не каждая женщина готова к самому главному делу своей жизни – стать мамой – и физически, и духовно. Обрести качества заботливой мамы, искусной хозяйки девочка может уже в дошкольном детстве: первоначально укладывание кукол спать под колыбельную, а затем и убаюкивание детей младшего возраста; приготовление простых блюд (салаты, выпечка); освоение женских ремесел.
Дошкольный возраст – важный период в пробуждении мужского начала у мальчиков. Педагог использует элементы традиционной культуры, продумывает специально созданные ситуации, где бы мальчики могли чувствовать свою значимость в обществе, открывали для себя нормы поведения, способы взаимодействия.
Праздники и традиции
Основой планирования воспитательно-образовательной деятельности в нашем дошкольном учреждении являются народные праздники, которые проводятся в соответствии с земледельческим календарем. Праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные традиции. Мудрость народа, заложенная в русском народном земледельческом календаре, обеспечивает доверительный диалог представителей нынешнего молодого поколения с их далекими и близкими предками, является той духовной осью, которая соединит время минувшее и будущее, обеспечивает органичное вхождение малыша в мир природы, культуры, общества.
На основе русского народного земледельческого календаря составляется детский народный календарь, в котором обозначаются календарные праздники и праздничные дни, тематические недели.
Народный праздник обеспечивает безболезненное вхождение ребенка в мир социальных отношений, его самореализацию в соответствии с социальными ценностями, общение, построенное на принципах равенства участников диалога культур.
Русская традиционная культура позволяет ребенку успешно пройти процесс эффективной социализации. Мы уверены, что здравый смысл и совместные усилия взрослых сделают жизнь детей духовно и нравственно богатой, отчего выиграют все.
Валентина ХАЛИКОВА, старший воспитатель школы №842, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения
Комментарии