Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Спецрепортаж

«Сенеж». Пространство любви и семьи

Кричат ли на детей родители на Марсе?
Учительская газета, №12 от 23 марта 2021. Читать номер
Автор:

Уникальная образовательная программа «Семейная мастерская «Сенеж» открыла свои двери для участников 12 марта 2021 года. Она прошла на базе мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В течение трех дней дети и родители могли посетить различные мастер-классы, получить советы от ведущих экспертов и немного отдохнуть во время игр и спортивных мероприятий. А кроме того, окунуться в атмосферу всеобщего творчества, взаимопонимания и дружбы.

В этом году формат образовательной программы был не совсем обычным: 30 семей съехались со всей страны. Москва, Санкт-Петербург, Волгоградская, Ивановская, Костромская, Тюменская, Омская, Самарская и Кировская области – география была самой обширной. Кроме того, к собравшимся присоединились онлайн-участники. Они могли получить весь спектр эмоций благодаря трансляциям, которые начались с самого утра в первый день программы.

Участников приветствовала проректор по образовательной деятельности мастерской управления «Сенеж» Мария Афонина. Ее послание задало тон всей программе, цель которой – объединить семьи и помочь каждой из них укрепить связи, стать успешнее, увереннее, счастливее. Ведь семья – это место силы, точка опоры. Как показало исследование ВЦИОМ в текущем году, отношения в семье являются той сферой, в которой россияне испытывают наивысшую удовлетворенность, большую, чем при общении с друзьями. Среди взрослых россиян 90% считают наиболее достижимой мечту о создании счастливой семьи и воспитании хороших детей.

Казалось бы, такая простая и понятная каждому мечта. Но как исполнить ее, обойти все подводные камни, трудности взросления и разные неурядицы? Помочь найти ответы на эти вопросы должны были приглашенные эксперты. Они рассказали родителям о самых животрепещущих темах, причем не только связанных с воспитанием. В дружеском и легком формате поговорили о самом сложном. О направлении гуманной педагогики и семейных ценностях, о семейном иммунитете и питании, о влиянии отношений родителей на детей, о борьбе со страхами и зависимости от гаджетов. В течение трех дней панельные дискуссии и мастер-классы перемежались играми, конкурсами и творческими занятиями, направленными на сплочение, создание комфортной домашней атмосферы в семье.

Всех, кто приехал на «Семейную мастерскую», которая находится в одном из живописных мест Подмосковья – на берегу озера Сенеж, объединяет одна цель – сделать семью пространством сопереживания, островком творчества и спокойствия, где каждый сможет восполнить силы, получить поддержку, раскрыть свой потенциал, научиться слышать и понимать друг друга.

Главным гостем «Семейной мастерской» стал почетный президент Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, преподаватель Шалва Александрович Амонашвили. Педагог-новатор, создатель направления гуманной педагогики и автор книг о воспитании буквально заразил аудиторию своими энергией и уверенностью. Даже в 90 лет Шалва Александрович не прекращает просветительскую деятельность. И в рамках «Семейной мастерской» он выступал уже во второй раз, но в отличие от прошлого года общался с участниками по видео­связи, а не очно. Педагог поделился с участниками своими знаниями в области гуманной педагогики, направления, ориентированного на вечные и духовные ценности, сосредоточенного на развитии созидательных сил ребенка и его творческой свободы. В основе гуманной педагогики – любовь, доброе отношение, умение чувствовать. Шалва Александрович поделился видением гармоничных детско-родительских отношений, в которых есть место для развития самосознания ребенка, его творческих поисков и порывов, а родитель умеет научить ребенка искать ответы на вопрос о том, кто он такой и где его место в мире.

При этом во многих семьях до сих пор бытует то, что Амонашвили назвал понукательной педагогикой. А ведь важно найти баланс между разумным ограничением и ситуацией, когда ребенку запрещается практически все. И от того, сумеет ли родитель ненавязчиво привить семейные традиции, ценности, идеалы, зависит многое. Как минимум тот факт, будет являться его педагогика гуманной или понукательной. Внутренний стержень ребенка формируется благодаря поступкам окружающих его взрослых: его будущее зависит от образов, которые они транслируют, от того, на какие вещи обращают внимание, что говорят и делают. «Истинное воспитание в воспитании самих себя» – это высказывание Льва Николаевича Толстого – один из главных принципов гуманной педагогики. Первая задача гуманной педагогики не просто воспитывать ребенка, но спрашивать самого себя: «Воспитан ли я?» Большой опыт и знания совсем не означают, что нам известно, как растить детей. И в результате многие просто копируют манеру и методы воспитания своих родителей.
Заменяют чуткое отношение набором аксиом, скажем, о том, что надо непременно хорошо учиться. Не задавая подчас вопросов о том, насколько гуманен подрастающий человек, насколько добр к другим, насколько великодушен. А ведь это не проверяется на экзаменах, эти основы закладывает семья. Лучшие порывы детей идут изнутри. При этом худшую часть ребенок берет извне.

За время беседы с известным педагогом участники «Семейной мастерской «Сенеж» затронули не только возвышенные темы, но и болезненные для родителей вопросы.
Например, речь шла о доверии: что делать, если ребенок обманул? Гуманная педагогика склоняет к мысли, что верить необходимо. Ведь для человека, получившего правильное воспитание, мерилом собственных поступков становится совесть. И от того, сумеем ли мы развить и не потерять это качество, зависит честность в семье. Шалва Александрович делился с аудиторией не только своими богатейшими познаниями, накопленными за годы работы, но и собственным опытом отцовства. Трудности и радости, проблемы и способы их решения, знакомые любому родителю, хорошо известны и ему. Именно поэтому лучшим подтверждением заслуг Амонашвили как педагога и как отца стал тот факт, что вместе с ним «Семейную мастерскую «Сенеж» посетил (тоже виртуально) его сын – доктор психологических наук, социолог, писатель Паата Амонашвили. Он продолжает дело отца и тоже выбрал стезю педагога. В последний день программы Паата пообщался с участниками на тему так называемой лаборатории счастья и рассказал о четырех шагах, необходимых для безусловного принятия ребенка. Ведь можно знать все о педагогике, безупречно владеть предметом и изучить все труды выдающихся ученых, но теория без практики мертва. И никакие знания не заменят фундамента – искренней любви к ребенку. Любви, основанной на принятии, понимании, внимании к внутреннему миру и способностям ребенка.

Гостеприимные залы кампуса мастерской управления «Сенеж», которые на несколько дней стали «Семейной мастерской», ждали своих участников. На двери каждой из ауди­торий названия горных пиков: «Эльбрус», «Казбек», «Машук». Рядом цифры, обозначающие высоту горы. И в каждом из этих помещений на протяжении всех трех дней семьи покоряли новые вершины. Обычно мы задаем себе цели и пересматриваем свои ценности и приоритеты под Новый год. Но в этот не по-мартовски холодный день команды из детей и родителей объединились, чтобы вместе пройти квест и определить, что же главное для каждой семьи, каковы их традиции. Традиции у всех оказались разными – от игры в снежки до совместной готовки. А вот среди ценностей звучали практически одни и те же слова – «доверие», «любовь», «счастье», «радость». Знакомые любому ребенку и родителю фразы вроде «Ты здесь самый умный?», «Съешь суп, тогда получишь конфеты», «Нам на завтра надо принести поделку из желудей» превратились в забавные таблички, с которыми участники фотографировались у специального стенда. Плохим эмоциям в эти три дня не нашлось места.

Зато нашлось время для занятий и интересных встреч. Одна из них была с доктором психологии, бизнес-экспертом, экспертом по развитию эмоционального интеллекта (EQ), сооснователем проекта Skillfolio Викторией Шиманской. Став мамой, Виктория как психолог поняла, насколько остро сегодня не хватает эмоционального развития, причем как для детей, так и для педагогов. Ведь простого владения знаниями и навыками недостаточно. И ребенку, и взрослому важно понимать свои эмоции, осознавать их источник, знать, как справляться с ними. Причем совсем не обязательно делать это в привычном формате урока или лекции.

Обучение так называемым soft skills, или гибким навыкам, которые могут стать большим подспорьем в обучении, профессиональной деятельности и личной жизни, может проходить легко и свободно. Даже игровой формат или знакомство с эмоциями параллельно с обычными занятиями способны изменить атмосферу в коллективе, сделав учебу проще и комфортнее.

Сегодня развитием эмоционального интеллекта занимаются преимущественно в центрах дополнительного образования. Один из них – Skillfolio, созданный Шиманской. Он также взаимодействует с другими образовательными центрами, внедряя новые методики и помогая делать обучение в других областях еще более эффективным. Неудивительно, ведь приобретаемые навыки могут помочь ученикам в любой сфере, будь то обычная учеба, синхронное плавание, программирование или кружок любителей космонавтики.

Креативность и эмоции напрямую связаны с развитием мозга. Эмоциональный интеллект в свою очередь тесно связан с IQ, то есть интеллектом в классическом понимании. Поэтому работа с эмоциями и осознание их истоков никоим образом не отменяют традиционные способы получения знаний.

Отдельно поговорили гости «Семейной мастерской» с Викторией и о внедрении разработанной ею методики в образовательных учреждениях. Она отметила, как важно обучать навыкам работы с эмоциями в современной школе, в том числе и педагогов.

Разрешение конфликтных ситуаций, проблемы школьной травли, развитие навыков коммуникации, важных для профессиональной и личной жизни, – вот какие трудности может преодолеть грамотная работа в этой сфере. Иногда необходим и индивидуальный подход. Новые методики и практики продолжают изучаться и внедряться. Например, существует и даже применяется в отдельных группах принцип «термометра эмоций», при котором с помощью наклеек и смайликов ребенок может зафиксировать свое эмоциональное состояние в начале и в конце урока. Такой подход способен дать учителю представление о том, в каком состоянии находится каждый ученик, и предпринять меры.

Но, может, эмоциональный интеллект не так уж важен? В конце концов никаких специальных практик в этой области не было еще каких-то двадцать лет назад. Может ли человек прожить без знаний о своих эмоциях? У Виктории нашелся ответ и на этот вопрос.

Конечно, умение взаимодействовать в социуме – вещь индивидуальная. И далеко не каждая профессия предусматривает определенный уровень социальных навыков. Но эмоциональный интеллект может помочь в выборе жизненного пути. «Услышать», подходит ли человеку определенный род занятий. И если мы хотим реализоваться в полной мере, то, понимая свой тип мышления, свои эмоции, сделать это будет гораздо проще.

Немного обсудили и будущее этой сферы, которая пока является довольно новой для нашей страны. Как считает Шиманская, идеальный сценарий тот, когда эмоциональная подготовка начинается с родителей еще на стадии подготовки к рождению ребенка, и тот, когда все педагоги в системе образования начиная с дошкольных учреждений обучаются работе с эмоциональным интеллектом, особенностями физического развития и возрастной психологии. Такая практика уже существует в ряде стран мира. Швейцария, Австралия, Великобритания сделали ее частью собственной образовательной программы.

Развитие эмоционального интеллекта еще не стало системным подходом в России, но родители уже могут узнавать больше о новых открытиях в данной области. Например, в «Семейной мастерской «Сенеж».

Вопросов у родителей накопилось немало, и далеко не все касались интеллекта. Поговорили о девяти сферах эмоционального развития, включающих самые разные аспекты. Во время выступления Виктория затронула тему детских страхов и борьбы с ними. Поговорила со слушателями о границах и самостоятельности. Когда ребенок должен становиться независимым? Мнения в зале разделились. Кто-то считает, что и в двенадцать лет самостоятельность должна быть обязательным качеством, а кто-то не готов отпустить ребенка в свободное плавание и к двадцати годам.

Неудивительно, что в этом году особо волнующей всех темой стал иммунитет в семье. Не фигуральная стойкость перед обстоятельствами, а реальный способ защитить здоровье от вирусов и инфекций. Поэтому следующий гость, врач – педиатр-иммунолог, доктор медицинских наук Андрей Продеус, знакомый многим по телепередачам о здоровье, успокоил и ободрил родителей. Рассказал о связи иммунитета и режима дня. Для многих слушателей стало сюрпризом, что для поддержки иммунитета необходимы не имбирь и лимон, а полноценный ночной сон. Доктор обсудил с родителями наболевшие вопросы возникновения аллергии у детей. В ненавязчивой форме напомнил о необходимости правильного и разно­образного питания для улучшения физического и психического здоровья.

Казалось, отошла от темы воспитания продюсер и победитель конкурса «Бизнес-продюсирование», ведущая курсов в бизнес-школе «Сколково» и Московском городском педагогическом университете Нина Добрынченко-Матусевич. Какая может быть связь между просмотром кино и педагогикой? Но популярность созданной ею группы «Что бы посмотреть с детьми» показала, что такой вид досуга – это не просто безделье. Ведь хочется, чтобы объединяющие нас занятия были нескучными и приятными. Совместные киносеансы могут оказаться полезными не только детям и подросткам, но и мамам с папами. Затронуть определенные сложные темы в разном возрасте, привлечь внимание к историческим фигурам и событиям, укрепить семейные связи – вот только малый перечень того, что могут сделать фильмы. Конечно, они не заменят школьную программу, чтение книг, откровенный разговор или работу с психологом. Зато могут помочь подготовить почву для разговора на важную тему или показать ребенку, что он не один сталкивается с определенной проблемой.

Но как выбрать кино в семье, где вкусы не совпадают? Нина поделилась своим секретом.
Фильм для просмотра они с тремя сыновьями выбирают, написав названия на бумажках и вытаскивая одно случайным образом. Ее простое начинание из маленькой группы в социальной сети превратилось в огромное собрание единомышленников. И даже отдельный сервис. С его помощью каждый пользователь, который задался вопросом, что же посмотреть сегодня, сможет получать тематические подборки фильмов для любого возраста и на любой вкус. Всем гостям мероприятия достался маленький бонус – специальная подборка фильмов про науку.

Участников «Семейной мастерской» оказалось больше, чем ожидалось. Вместе с другими в программе приняли участие и младшие члены семьи. Самым юным гостям не исполнилось и двух лет. Но это совсем не мешало им веселиться наравне с другими. Пока взрослые могли спокойно послушать экспертов, дети под чутким руководством модераторов – выпускников Школы тренеров и модераторов мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей» – углубились в творчество. Расписывали тканевые сумки, делали сложные броши, участвовали в театральных мастер-классах. Семейная йога, квесты, квизы, чемпионат по настольным играм и просмотры фильмов – каждый день был насыщен событиями с утра и до позднего вечера. Ну а после можно было снова вернуться к серьезным вопросам.

Каждого ответственного родителя волнует атмосфера в семье. Как и влияние, которое он оказывает на детей. Писатель и радиоведущий, руководитель центра социально-психологической реабилитации «Наша жизнь» Александр Колмановский продолжил тему, затронутую другими лекторами. А именно о том, как принимать ребенка таким, какой он есть. Нередко в основе воспитания лежит страх. Страх родителя оказаться плохим, столкнуться с осуждением окружающих. Именно он мешает взаимодействовать с ребенком, заставляет беспокоиться о школьных оценках и встречать эмоции отрицанием: «не плачь», «не бойся», «не нервничай». А ведь это касается не только воспитания. Колмановский посоветовал слушателям применить некоторые правила и к себе. Не критиковать, не ругать и не осуждать. Реагировать не на поступки, а на чувства. И тогда результат может оказаться приятной неожиданностью.

О серьезной теме – детско-родительских отношениях и свободе воспитания – говорил в шутливой и игровой форме педагог Дима Зицер. Легко говорить об этом, когда речь идет не о земных проблемах, а о родителях, скажем, с Марса. О них и начали разговор. Ведь родители с Марса в отличие от присутствовавших совершают ошибки в воспитании. Они, а не их дети, находятся в жестких рамках, которые мешают быть более непосредственными и свободными.

Не обошлось и без провокационных вопросов: «Можно ли есть мороженое? А перед обедом? А вместо обеда?», «Когда мы… Простите, не мы, а родители с Марса кричат на своих детей из-за, скажем, упавшей булочки, действительно ли дело в ней? Станем ли мы кричать за такое на своего начальника?». Многих присутствовавших «марсианские» дилеммы поставили в тупик. Но не только «марсиане» сомневаются и делают неправильные выводы.

Родителям, самым обычным, собравшимся в зале, и наблюдавшим за трансляцией в Интернете, знакома эта ситуация.

И здесь снова произошло возвращение к темам эмоций и теории гуманной педагогики. Родитель, посмотри на самого себя. Почувствуй то, что с тобой происходит в момент гнева. Выйди из тюрьмы собственных ожиданий, обратив внимание не на то, что происходит с ребенком, а то, что творится с тобой. Казалось бы, парадоксальный подход. Ведь мы воспитываем ребенка, разбираемся с его поведением, с его проблемами. Но все, что мы делаем, находит прямой отклик в детях. Свое выступление Зицер закончил пожеланием добра и любви.

Добро и любовь – вот что собрало участников встречи в уютный и полный тепла мир «Семейной мастерской «Сенеж». Разные семьи, разное количество детей, разные увлечения, профессии, образование. И одна замечательная общая цель – вместе стать мудрее, открыть новые возможности, узнать лучше своих близких и самих себя. Иногда простого желания достаточно, а иногда нужны лишь небольшая помощь извне, добрый совет, помощь единомышленников. После окончания программы не утихали групповые чаты, в них благодарили организаторов, делились впечатлениями, обсуждали услышанное. И уже заранее спрашивали о следующей программе. Нет сомнений, что желающих присоединиться в будущем станет только больше.

Автономная некоммерческая организация (АНО) «Россия – страна возможностей» была создана по инициативе Президента РФ Владимира Путина в 2018 году. Ключевыми целями организации стали создание условий для повышения социальной мобильности, обеспечения личностной и профессиональной самореализации граждан, а также создание эффективных социальных лифтов в России. И мастерская управления «Сенеж» – отличный пример проекта, который необходим многим семьям, стремящимся к более осознанному, грамотному и гуманному подходу к воспитанию. Каждая такая программа – новый опыт, позволяющий с большей уверенностью смотреть в будущее. Сложности пандемии и непростой для всего мира год ускорили процессы цифровизации, помогли освоить новые технологии и продолжить учиться дистанционно. Благодаря онлайн-формату участникам из самых дальних уголков страны, которые стали виртуальными гостями «Сенежа», удалось тоже насытиться новыми впечатлениями, как если бы они приехали в Солнечногорск лично, понять больше, почувствовать важность семьи с новой силой, увидеть, как много людей разделяют общие ценности. И это значит, что по всей России зажглись огни чего-то разумного, доброго и вечного.

Мария АВЕРИНА, Солнечногорск, Московская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt