Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Семейные олимпиады

Учительская газета, №9 от 7 марта 2006. Читать номер
Автор:

В 1998-1999 гг. группа работников Псковского областного института повышения квалификации работников образования, руководители и учителя многопрофильного лицея №4 г. Пскова и Палкинской средней школы Псковской области принимали участие в реализации проекта «Школа – правовое пространство». В рамках проекта проводилась пробная Семейная олимпиада, в которой принимали участие команды пилотных школ. Тогда и было принято решение о проведении ежегодных областных Семейных олимпиад «Права человека: твои и мои».

Семейная олимпиада – одна из наиболее интересных и перспективных форм гражданского образования.

Семейные олимпиады, объединяя детей и родителей в одну команду, создают стимулы для овладения правовыми знаниями и тем самым способствуют преодолению конфликта поколений и воспитанию человека, обладающего демократическими потребностями, желающего и способного жить в своей стране, своем городе и деревне по законам правового государства и нормам гражданского общества, сохраняя и приумножая национальные и историко-культурные традиции.

Организаторы олимпиады убеждены, что – в России возможно построение гражданского общества. Непременным условием его построения является взаимная адаптация ценностей демократии и национальной культуры.

Его важнейшей целью и одновременно результатом его деятельности должны стать уважение и соблюдение прав человека. Права человека начинаются не в парламентах и правительствах, а дома и в школе, потому что основа их – уважение достоинства любого: маленького или взрослого.

Цель олимпиады – объединение усилий всех участников образовательного процесса, заинтересованных в распространении гражданско-правовых знаний, демократизации и гуманизации взаимоотношений семьи и школы; содействие воспитанию сознательных граждан демократической России. Одна из задач – знание традиций народного самоуправления в России и в Псковском крае.

В процессе подготовки к такого рода соревнованию участники приобретают умение критически противостоять любым попыткам манипулирования сознанием с помощью «грязных политических технологий». Семейные олимпиады позволяют установить диалог между всеми участниками – взрослыми и детьми. Стимулируют взаимодействие между общественными и государственными структурами по проблемам права, прав человека и их реализации. Это эффективное средство развития партнерских отношений между педагогами, учениками и родителями.

Олимпиады разнообразны и интересны. Три года назад была выбрана тема «Выборы в демократическом обществе». Через год исследовались «Традиции народного самоуправления в Псковском крае» в связи с 1100-летним юбилеем г. Пскова.

В рамках европейского года «Гражданственность через образование» проводилась шестая по счету олимпиада, для которой была избрана важная и актуальная тема «Права ребенка в современной России». Для подготовки и проведения ее был создан оргкомитет, в состав которого вошли представители управления образования области, управления образования г. Пскова, профильные институты, лицей №4, некоммерческие и общественные организации гражданско-правовой направленности города и области, школьные педагоги.

Олимпиада проходила в три тура. На первом этапе проходила дискуссия (игра) «Дебаты». Тема «Права ребенка в современной России защищены». Выбор позиции (отрицание или утверждение) происходил в результате жеребьевки за 10 минут до начала. Оценка выступления команд осуществлялась по стандартному протоколу такой игры.

Во второй тур финала вышли семейные команды – победители первого.

Второй тур – письменный. Предлагалось эссе на одну из тем (по жребию), связанных с Конвенцией ООН о правах ребенка. Темы: «Право ребенка на получение информации»; «Право ребенка на личную жизнь»; «Что необходимо делать для того, чтобы с правами ребенка больше считались?»

По итогам второго тура члены жюри оценили выполнение участниками письменного проблемного задания. При этом учитывалось: умение определить и вычленить проблему, критически мыслить, делать выводы и заключения, логично и кратко излагать свои суждения.

За правильное выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов -25.

Третий тур соревнований – устный. Нужно представить проект «Школа моей мечты: правила жизни в школе, в которой я хотел бы учиться».

По его итогам члены жюри оценивают четыре составные части: устное выступление команды по теме, вопросы и оценку команды-партнера, ответы на вопросы, мнение зрителей. При оценке устного выступления учитываются: умение раскрыть основную идею, понимание взаимосвязи качеств кандидата, структуры команды, используемых приемов и результатов избирательной кампании, умение приводить конкретные примеры, формулировать собственное видение проблемы, выразить личную позицию, быть корректными в отношении других участников олимпиады, умение подчинить свои действия конечной цели.

А также: умение дать точный ответ на вопросы команды-партнера. Соразмерность содержания выступления времени, отведенному регламентом.

При оценке вопросов команды-партнера по основной теме учитываются: оригинальность и привлекательность вопросов, соблюдение регламента, умение работать в команде, включение школьной тематики, корректное отношение к партнерам.

За правильное выполнение этого задания предусмотрено максимальное количество баллов – 30.

Члены жюри могли (при соответствующей аргументации) дать дополнительные 5 баллов одной из команд по любой номинации. Соответствующее решение также оформляется протоколом.

Все участники Семейной олимпиады получили памятные подарки.

Дипломом I степени была награждена победившая семья, имеющая максимальное количество баллов. Дипломы II и III степени получили победители, набравшие количество баллов по ниспадающей шкале.

Европейский год «Гражданственность через образование» завершен, но работа по гражданскому образованию продолжается. 28 января 2006 года состоялся финальный этап седьмой областной Семейной олимпиады. Ее тема – «Международное гуманитарное право и права человека».

В ней принимали участие 12 команд из 7 городов и районов области.

Первое место заняла команда семьи Лилейкиных (лицей №4 г. Пскова, тренер Т.Тихонова). Второе место досталось семье Жирновых (Круппская школа Печорского района).

На третье место вышла семья Васильевых (опочецкая школа №4, тренер О.Григорьева).

Степень реализации прав человека является одним из важнейших критериев современного общества. Но права человека становятся реальностью только тогда, когда граждане их знают, умеют ими пользоваться и защищать. Задача обучения правам человека входит в сферу ответственности государственных органов и общественных организаций, образовательных учреждений. Именно поэтому в Псковской области регулярно проводятся мероприятия, связанные с этой задачей.

Все больше школ Псковской области включается в это интересное и увлекательное соревнование. Теперь уже смело можно говорить о традиционном характере Семейных олимпиад в Псковской области.

Михаил ЖИХАРЕВИЧ, заведующий Центром гражданского образования областного института повышения квалификации работников образования, кандидат философских наук; Татьяна ПАСМАН,

координатор образовательных программ Центра гражданского образования Псковского областного института повышения квалификации работников образования, Псков


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту