search
main
0

Семейные ценности

В родительской любви сила ребенка

Сложно переоценить значение семьи в формировании личности. Семья – это не только первые взрослые, с которыми ребенок выстраивает устойчивые отношения. Именно через призму восприятия семьи ребенок знакомится с остальными социальными институтами.

Семейные ценности – это тот багаж, который остается с человеком на протяжении всей жизни. И качество этого багажа определяется спецификой тех отношений, которые выстроили с ним родители в раннем детстве.

Поэтому одни люди вынуждены на протяжении многих лет продираться сквозь изнуряющие неврозы и бороться с детскими комплексами (часто при помощи длительной психотерапии), в то время как другие сохраняют устойчивые гармоничные связи с родственниками и находят в своей семье практически неиссяка­емый запас ресурсов.

Вот почему важно подойти к вопросу выстраивания отношений с ребенком максимально ответственно. И начинать это делать необходимо с самого детства.

Восприятие ребенка-дошкольника особенно важно. Многие психологические конструкты (например, доверительное отношение к миру) формируются именно в раннем детстве. Важно в этот период дать ребенку благоприятный и разнообразный опыт межличностного взаимодействия.

Для начала давайте рассмотрим, что является фундаментом детско-родительских отношений с позиции ребенка-дошкольника.

Самый базовый и глубинный запрос, с которым ребенок обращается к миру, – это запрос безопасности. Наше общество организовано таким образом, что маленький ребенок целиком и полностью зависим от родителей. Фактически они гарант его здоровья и безопасности. Таким образом, вступая в коммуникацию с родителями, ребенок хочет получить подтверждение своей безопасности.

Важно понимать, что речь здесь идет не только об удовлетворении биологических потребностей (еда, сон), но и об эмоцио­нальном контакте. Дети, растущие в семьях с эмоционально отстраненными родителями, испытывают стресс даже в том случае, если их физические потребности удовлетворяются своевременно и в полном объеме.

Эмоциональный контакт с родителем убеждает ребенка в готовности родителя защищать и оберегать. В такой семье ребенок будет более активно изучать мир и проявлять инициативу, он чувствует поддержку и, следовательно, не боится экспериментировать в своем взаимодействии с окружающей средой.

В случае бедного эмоционального отклика ребенок будет к нему стремиться, находясь в ситуации систематического стресса. Такая ситуация неизбежно скажется как на психологическом состоянии ребенка, так и на его поведении.

Во-первых, будет расти внутренняя тревожность. Нас в любом возрасте беспокоит ситуация неопределенности. А в данном случае любой контакт с окружающей реальностью будет неопределенным: ребенку не у кого будет просить помощи в случае затруднения. Соответственно, риск провала будет ощущаться сильнее. Вполне возможно, ребенок вовсе откажется проявлять инициативу, чтобы избежать возможной неудачи.

Во-вторых, обедненная эмо­цио­наль­ная среда не позволит ребенку в полной мере развить свой эмоциональный интеллект. Сочувствие, эмпатия, умение распознавать полутона в эмоциях собеседника, способность к эмоцио­нальной рефлексии – все эти навыки оттачиваются только в ситуации активного эмоционального взаимодействия. В первую очередь с родителями.

Помимо эмоций важный аспект взаимодействия – непосредственно вербальная коммуникация. В немногословных семьях у детей медленнее происходит речевое развитие, страдают разнообразие речи и сложность построения фраз. Сейчас эта проблема особенно актуальна, так как у детей практически с самого раннего возраста есть доступная альтернатива живому общению – электронные средства связи и телевизоры. Часто родители злоупотребляют электроникой, пытаясь развлечь ребенка. В данном случае для нас важна специфика взаимодействия с техникой – оно максимально лаконично. Интерфейс телефонов основан на изображении, а не на тексте (у каждого приложения есть своя уникальная иконка), а если мы говорим про детей подготовительного возраста, которые уже имеют доступ к различным чатам, то важно учитывать тот факт, что общение в мессенджерах сильно упрощенное, с большим количеством сленга и односложных выражений.

Отсутствие богатой и живой языковой среды негативно сказывается на речевом развитии ребенка, его умении четко формулировать мысли, строить сложные фразы.

Можно сказать, что первостепенной задачей родителя является налаживание и поддержка устойчивой связи с ребенком как в вербальном, так и в эмоцио­нальном аспекте. Выросший в таких условиях дошкольник будет более уверенным в себе и готовым проявлять инициативу, его психологическое состояние будет сбалансировано, а эмоциональный интеллект – развит.

Дети, чьи родители пренебрегают общением со своим ребенком, вырастают пассивными и тревожными. Они не чувствуют поддержки и боятся ситуации неуспеха. Лишенные возможности на практике развить навыки коммуникации, они плохо находят контакт с людьми, в ситуации общения чувствуют себя неуверенно.

Однако помимо коммуникации есть и другие аспекты детско-родительских отношений, на которые необходимо обращать внимание. Речь идет о тех установках, которые мы сообщаем нашим детям.

К сожалению, часто можно наблюдать следующую картину: семья переживает некий кризис (в отношениях между родителями есть проблемы или это обстоятельства внешнего характера), все испытывают в связи с этим сильное эмоциональное напряжение, однако поддерживается видимость благополучия, существующие проблемы скрываются от ребенка.

Или внешне декларируется уверенность родителей в способностях ребенка, но на уровне действий все говорит об обратном (родители говорят ребенку, что он самый умный и лучший, но останавливают любую его инициативу, аргументируя, что он не справится, или приводят в пример более способных, по их мнению, сверстников).

Получается очень двусмысленная ситуация. Дети, которые растут в семьях с таким стилем взаимодействия, сталкиваются с целым рядом психологических проблем.

Такие дети хуже выстраивают доверительные отношения, они не уверены в себе и зажаты, склонны к вранью, демонстрируют склонность к конфликтному поведению.

Конечно, не надо посвящать ребенка во все аспекты семейной жизни. Важно понимать, что помимо ролевой модели родителей есть и ролевая модель супругов, которая должна быть автономной от ребенка. Более того, конфликты и кризисы в паре неизбежны, это неотъемлемая часть совместной жизни. И «запрещать» негативные эмоции в семье нельзя.

Если есть эмоциональное напряжение, его не надо замалчивать. Если кто-то из взрослых переживает, это нормально. И это можно показать ребенку (не вдаваясь в подробности ситуации, конечно). Ситуация, когда мама прячет заплаканное лицо за улыбкой, а папа, сжав зубы, говорит, что у него все хорошо, более травматична для ребенка, чем плачущая без утайки мама или открыто переживающий папа.

В случае эмоциональной искренности между членами семьи ребенок не чувствует себя вычеркнутым из семейной системы. Он видит, что ему доверяют свои переживания (а значит, он тоже может доверить в ответ свои). Более того, ребенок учится принимать свои чувства, находиться с ними в контакте, а не прятать их вглубь, так как они «плохие».

То же самое касается и ощущения своей значимости. Ребенок, которого с детства воспитывали в ощущении своей беспомощности, будет слабо уверен в себе и не так активно пробовать себя в том или ином деле.

С другой стороны, родители, которые позволяют ребенку много экспериментировать, пробовать себя в различных видах деятельности и не пытаются укрыть его гиперопекой от возможных неудач, помогают ему вырасти уверенным в себе и психологически устойчивым.

Таким образом, мы можем вывести следующий рецепт психологически здоровых отношений между родителями и детьми:

1. Окружите своего ребенка заботой, пусть он чувствует вашу поддержку.

2. Не игнорируйте детей. Общаясь с вами, они учатся общаться с целым миром.

3. Эмоционально теплые отношения помогут ребенку чувствовать свою значимость и важность, лучше ориентироваться в своих и чужих чувствах, разовьют эмоциональный интеллект.

4. Будьте искренними в своих отношениях с детьми. Это научит их строить с окружающими доверительные и теплые отношения, принимать и проживать негативные эмоции без вреда для своего психологического здоровья.

5. Помогите своему ребенку обрести уверенность в себе. Позволяйте ему контактировать с миром, верьте в его успех. Давайте понять, как он важен и ценен для вас. Поддерживайте, но не опекайте чересчур усердно.

6. Любите и не скрывайте свою любовь. В родительской любви сила ребенка.

Помните, что именно сейчас, в детстве, вы закладываете фундамент, на котором будут строиться отношения с вашими детьми на протяжении всей жизни. И конструкция эта будет тем устойчивее, чем крепче получилась основа.

Виктор ЦАЙТЛЕР, педагог-психолог, руководитель психолого-педагогической службы школы №1158

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте