Для того чтобы получить образование, необязательно ходить в школу. Согласно новому закону об образовании возможно обучение и воспитание вне школы. Особое место здесь занимает семейная модель образования. Ее распространение в России и во всем мире, во-первых, связано с потребностью в индивидуализации процесса обучения, во-вторых, обусловлено недовольством качеством образования, которое дает современная школа. Обращение к форме семейного образования – отражение новых социальных условий, в которых демократичность, плюрализм, отсутствие монополии на получение информации ставит под вопрос существование традиционных образовательных институтов, в том числе и школы.
Наличие интереса к семейному образованию – повод порадоваться тому, что растет число родителей, неравнодушных к воспитанию собственных детей. Авторская школа, педагогическое творчество, которые обычно были уделом немногих представителей педагогической профессии, теперь могут обрести второе дыхание, стать предметом творчества масс. Родители, выбирающие семейную форму образования, сами выступают в роли педагогов, организаторов учебного процесса. В семейном образовании стирается противоречие между школой и жизнью. Процесс обучения здесь включен в естественную канву повседневной жизни семьи и ребенка, он не воспринимается детьми и родителями как нечто инородное, навязываемое извне. Упраздняется искусственное деление на школьную жизнь и жизнь за ее пределами, существующее при стандартной форме обучения. Становится прозрачной и открытой граница между предметными областями, между теорией и практикой. Процесс обучения гибок и пластичен, над ним не довлеет фактор времени, строгий учебный план. Работа над изучением материала занимает столько времени, сколько необходимо для его усвоения, а процесс получения знаний не всегда имеет жесткий линейный характер. Воспитательная функция органично вплетена в процесс обучения. Для ребенка открываются широкие возможности развития способности к самостоятельности и самоорганизации. Следует отметить и присущую практике семейного образования особую доверительную и естественную форму взаимодействия родителя-учителя и ребенка-ученика.Семейное образование, если оценивать его в сравнении с традиционным школьным, выглядит более свободным, творческим, лишенным формализма, более современным и природосообразным. Родители и сам ребенок в его рамках заинтересованы не в липовой отчетности, а в получении реальных знаний и навыков. В семейном образовании все успехи ребенка, все его неудачи – итог совместных усилий самого ребенка и родителей. Понимание этого формирует серьезное и ответственное отношение к учебе. При этом семейная форма образования способствует развитию не только ребенка, но и родителей, которые, выступая в роли учителя и методиста, совершенствуют свои познания во многих областях человеческого знания и деятельности.Но свобода педагогического творчества предъявляет большие требования к педагогической компетентности родителей. В семейном образовании вся полнота ответственности за развитие ребенка, за педагогический процесс ложится на плечи родителей, роль школы сводится к консультативной поддержке и организации процесса аттестации по изученным дисциплинам. Ребенок, находящийся на семейном образовании, не закреплен за конкретной школой, не входит в число учащихся, он лишь состоит на учете в комитете по образованию, хотя и обладает всеми правами учащихся, изложенными в соответствующих статьях Закона «Об образовании в РФ». Поэтому на ступени начальной школы и в средних классах (хотя бы поначалу) необходимо пристальное внимание родителей к процессу обучения. В обычной школе огрехи индивидуальной подготовки учителя скрадываются учебно-методическими пособиями, наличием стандартных наработок, устоявшихся форм работы и взаимодействия. Семейное образование не во всем может опираться на опыт школьной организации процесса обучения и воспитания. В семейном образовании на данный момент существует объективный дефицит методических наработок. Конечно, государство берет на себя обязательства по методической помощи и поддержке родителей, но нехватка теоретических методик и обобщения педагогического опыта именно в сфере обучения в семье ощутима. Осуществлять семейное образование легче тем, кто обладает педагогическими навыками, имеет за плечами педагогическое образование. Оно помогает правильно организовать обучение, разобраться в хитросплетениях современных учебных пособий, многие из которых не всегда позволяют самостоятельно изучить предмет, надлежащим образом закрепить полученные знания. С этой точки зрения, возможно, следовало бы пересмотреть содержание программ многих педагогических вузов, которые могли бы заниматься не только выпуском будущих учителей, но и подготовкой специалистов в области семейного образования. Однако главное место занимает вопрос организации аттестации ребят, получающих образование в семье. При всей самостоятельности семейное образование не обладает полной автономией, результаты обучения подлежат контролю со стороны школы. По закону организация процесса аттестации вменена в обязанность образовательному учреждению. При этом голос родителей является решающим в определении количества аттестаций в течение учебного года. В теории все кажется достаточно простым и понятным. Но на практике возникает ряд проблем, обусловленных в первую очередь недостаточным пониманием школой своей роли в создании условий для реализации права на семейное образование.Прежде всего здесь забывают о том, что цель аттестации состоит не столько в «лицензировании» всей деятельности «семейной школы», сколько в диагностике результатов обучения. То есть определяющим мотивом контроля должна быть помощь родителям, а не демонстрация административного восторга руководства школы или отдельных учителей, получивших вдруг ревизорские полномочия.Проблемным местом на практике оказывается и содержание аттестации. При семейной форме образования родители подобно обычным учителям обладают правом выбирать формы и методы обучения, любые существующие и официально одобренные учебные программы, исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его потребностей и интересов. Однако школы не всегда соблюдают это право и зачастую стремятся организовать контроль знаний в удобном для себя режиме по тем программам, которые используют сами, игнорируя родительский выбор.Этой частой для семейного образования коллизии можно было бы избежать, если бы школы имели в своем распоряжении своего рода банк контрольных тестов, вопросов и заданий, который бы охватывал весь спектр существующих на данный момент учебных программ. Сложности создает и реальная неготовность учителей к работе в режиме семейного образования. Некоторые из педагогов, участвующих в аттестации, не всегда понимают, что семейное образование предполагает итоговую проверку, а не отработку пропущенных занятий за год или четверть. Не в последнюю очередь это связано с отсутствием определенности в плане общего объема контрольных работ и заданий, которые ребенок должен выполнить по определенным предметам для прохождения аттестации. Зачастую отсутствует ясность и в плане количества учебных дисциплин, подлежащих обязательной итоговой аттестации. Годовой итоговый контроль по всем дисциплинам в рамках начальной школы еще не вызывает особых вопросов, хотя и здесь стоило бы задуматься о целесообразности контроля по таким предметам, как «Изобразительное искусство», «Физкультура» или «Музыка». А вот в средних и старших классах имело бы смысл выстраивать аттестационную процедуру в соответствии с принципами профильного обучения, закрепляя различие форм контроля по профильным и непрофильным предметам.Михаил СПИРИДОНОВ, преподаватель философии, Новокузнецк
Комментарии