Педагогическое сообщество Москвы тяжело пережило утрату – уход из жизни директора Центра образования №1927 Вячеслава Кондрашова. Все волновались: кто продолжит дело Вячеслава Николаевича, кто возглавит Центр образования? Начальник Восточного окружного управления образования Сергей Горбун принял решение, которого от него ждали учителя, – назначил директором Артема Кондрашова, который работал в этой школе и мог стать продолжателем традиций, заложенных отцом. Сегодня Артем размышляет о том, что и как он должен сделать.
Построить мост от человека к человеку – первое и главное правило нашего Центра образования. Все мы знали, что отношения надо строить, как строятся мосты. Это сложно, но возможно – это фундамент, который закладывается в основу любого дела. Огромное количество мостов необходимо построить, чтобы достичь высокого педагогического и человеческого результата. Ребенок, родитель и педагог в нашем Центре не просто личность с большой буквы, а равноправный творец.Очень много идей воплощено в реальность. В нашем Центре возникли первые представления о многомерности педагогики в школе. Чаще всего в школах бытует одномерная педагогика. Единственный вектор представляет уровень знаний учащихся, который может быть низким, удовлетворительным или хорошим (в редких школах – очень хорошим). Намного реже можно встретить школы с двухмерной педагогикой. Один вектор представляет уровень знаний, другой – уровень отношений в школе. Уровень отношений видится нам как самый удачный критерий воспитания в школе. В двухмерной педагогике, обдумывая цели и содержание деятельности школы, надо помнить о равнозначности критериев уровня знаний и уровня отношений и планировать достижение уже комплексного результата. В трехмерной педагогике к двум уже известным векторам уровня знаний и уровня отношений добавляется третий – уровень духовности человека в школе. Духовность в школе задается содержанием жизнедеятельности, а носители ее, конечно же, педагоги, позднее их ряды дополняют некоторые старшеклассники и родители.Планируя свою деятельность, мы всегда начинаем с постановки целей и задач. Но эту работу должен предварять, по нашему мнению, еще один творческий этап – выработка и принятие идеи школы. Мы привыкли говорить об идее применительно к художественному произведению. Сочетание образования и художественного произведения может быть определено по высоте главного замысла школы и качества полученного результата.Мы считаем, что в педагогических коллективах мастеров обязательно должна быть идея – высокая, понятная всем, красивая, вслед за которой родятся цели, задачи, содержание и т. д.Вот три варианта, которые ближе других к сердцам педагогов, родителей и ребят:- Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.- А может, мир – большой оркестр, где каждый – главный инструмент.- Счастливая школа – это когда дети в ней хотят стать взрослыми, а взрослые – детьми.Идея целостности взглядов на все аспекты деятельности школы стала центральной в нашем образовательном учреждении. Принятая большей частью педагогического коллектива, она влияет на задачи, содержание деятельности, используемые технологии обучения и воспитания, систему анализа школьной жизнедеятельности.Именно этой идее мы в первую очередь обязаны, говоря о таких важных явлениях в нашем Центре образования:- Самостоятельная сфера сотрудничества обучения и воспитания, включающая семь направлений деятельности с наработанным авторским содержанием.- Ежегодная научно-практическая конференция «Открытие», которая в этом году будет проведена уже в десятый раз (более 100 ребят представили свои исследовательские работы).- Окружная научно-практическая конференция «Целостный мир», инициатором которой выступил педагогический коллектив нашего Центра (140 учащихся Восточного округа представили более восьмидесяти интегрированных познавательных исследований).- Познавательные учебно-воспитательные праздники.- Аналитическая служба Центра, проводящая комплексную оценку качества работы педагога (в том числе рейтинговую оценку работы учителей учащимися).- Всевозможные фестивали, конкурсы, марафоны среди учащихся по различным направлениям учебной, воспитательной и развивающей деятельности.- Конкурс «Лучший ученик года», проходящий в Восточном округе.Нам иногда хотелось походить на «Страну без углов» Джанни Родари, и этот образ с удовольствием мы всегда приводим в пример. Два раза в год мы выезжаем на воспитательные сборы, где взрослые и ребята живут по законам доброго отношения друг к другу, закону ноль-ноль и закону поднятой руки. Это очень похоже на страну, где ее жители ни в коем случае не хотят нарушать этих законов, потому что они дорожат друг другом.Представьте, что где-то на востоке Москвы крутится это большое педагогическое колесо, оно вращается и приносит пользу людям. И главное – оно будет еще очень долго крутиться, потому что его изобретатель придумал способ, как ему не останавливаться. Коллектив Центра образования №1927 – участники этого действия, каждый из нас где-то в глубине души понимает, что главный секрет этого колеса – добрые человеческие отношения, которые стали фундаментом большого педагогического дела, организованного нашым директором Вячеславом Николаевичем Кондрашовым. Были еще секреты, о которых он нам рассказывал, но он не успел их реализовать, потому что жизнь порой бывает несправедлива. Но мы знаем о них, и мы готовы двигаться дальше, воплощая все придуманное ранее и запланированное на много лет вперед. А главным ориентиром для нас будут строки стихотворения Вячеслава Николаевича:В чудном соседстве рвань и шик:Вот слиток золота в грязи.И в этой рыночной связиЯ беспощадный весовщик.Есть философские весы -Все остальные поскромней.Несладко взвешивать людей,Когда почти стоят часы.Когда весы, как эшафот,И я без топора палач.Здесь по соседству смех и плач,А на ступеньках спящий кот.На чаше, что левей меня,Кто только не перебывал.Потом всегда негодовал,Весы в погрешности виня.Ведь не случилось в прошлом дня(спросите доброту и злость),Чтоб перевесить удалосьТу чашу, что правей меня.На перепутье ста дорогСтоят мои весы, и лишьПравей меня малыш,Да потому, что это Бог!
Комментарии