В контексте новых образовательных стандартов стратегическая цель воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости» – воспитание гражданина и патриота России, успешной, толерантной, креативной личности с устойчивой системой нравственных ценностей, способной к самореализации в социуме. Воспитательная модель «Семь цветов успеха» для учеников начальной школы (6,5-11 лет) полностью соответствует концепции воспитательной системы гимназии №118 «Школа мудрости».
P.S. Другие материалы, описывающие авторскую воспитательную модель «Семь цветов успеха», а также презентации выложены на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/535 Елена ПАХАНОВА, учитель начальных классов гимназии №118 «Школа мудрости» Ростова-на-Дону, победитель VII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
Миссия школы – научить голову думать, а сердце любить.Миссия педагога – наполнить жизнь смыслом.Миссия выпускника школы – сохранить этот мир и украсить его собой.Миру необходим человек разумный, то есть человек творящий, развивающий себя и мир на основе культуры единства с окружающим миром и реализующий себя через созидательный и свободный труд.Помочь состояться человеку разумному может школа. И начинать решать эту задачу целесообразно в начальной школе. Именно на это нацелена воспитательная модель «Семь цветов успеха».Технология авторской воспитательной модели «Семь цветов успеха» разработана и реализуется мною как система современных инновационных технологий воспитания и развития младших школьников – технологии саморазвивающего воспитания; педагогики сотрудничества («проникающая технология»); гуманно-личностной технологии; игровой технологии; технологии личностно развивающего обучения и воспитания; технологии уровневой дифференциации; технологии индивидуального обучения и воспитания (индивидуальный подход, индивидуализация обучения и воспитания, метод проектов); коллективного способа обучения и воспитания. Итак, я применяю оригинальную синергетическую инновационную педагогическую технологию. На мой взгляд, эта технология обеспечивает:- пространство самореализации, самодеятельности учащихся;- востребованность социальных инициатив (практик) обучающихся; – возможность самостоятельного выбора видов деятельности и социальных ролей;- продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми; – эмоциональность, красочность, событийность школьной жизни; – интенсивное общение и осмысление нравственных основ межличностных отношений; – пространство для социального творчества.Для ее реализации необходимо создать пространство исходя из гуманистических принципов:- ребенок учится только через действие;- ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной и во внеклассной деятельности;- ребенок осваивает мир в целостном восприятии;- ребенок учится у другого ребенка так же, как и от учителя;- ребенок успешен, когда ему хорошо и комфортно; – ребенок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют;- ребенок успешен, когда учитель является свободной, креативной, гармоничной личностью;- ребенок успешен, когда его родители активно участвуют в школьной жизни.Цель воспитательной работы: создание благоприятных условий для развития творческого детского коллектива через раскрытие личностных и творческих сил каждого ученика в конкретных делах и поступках в соответствии с традициями и духовной культурой нашей страны.Задачи: – определить общие стратегии развития коллектива, его функционирования, наметить безболезненный переход от одной ступени развития к другой;- создать условия для эмоционально насыщенной деятельности, адекватной возрастным особенностям младшего школьника, носящей творческий характер и социальную направленность, используя эффективные средства воспитания в конкретных условиях с конкретными учениками;- развить активность и инициативность, организаторские навыки учащихся;- формировать целостное восприятие родителями общественной деятельности детей, обеспечить координацию совместных усилий семьи и школы по воспитанию школьников, создать единую воспитательную среду;- воспитать гражданина своего Отечества и края на традициях народов РФ.Инструмент реализации воспитательной модели – образовательный стандарт второго поколения.В основе нормативно-правового обеспечения данной модели лежат: Конвенция ООН по правам ребенка, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «Об образовании», федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного воспитания граждан РФ, образовательная инициатива «Наша новая школа», приказ Министерства образования и науки РФ «Методические рекомендации об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных и муниципальных образовательных учреждений», устав гимназии №118.Модули воспитательной модели «Семь цветов успеха»Успех – самый лучший учитель и воспитатель, так как он дает ребенку уверенность в собственных силах и веру в себя. Только тот ребенок, чье развитие стимулируют и поощряют, добьется значительных успехов. Успех можно и нужно проектировать, создавать и направлять.Семь на древних языках означает полноту или завершенность. Символизирует тайну, а также изучение и знание как путь исследования неизвестного и невидимого.Семь базовых гуманистических принципов модульной воспитательной модели «Семь цветов успеха»:- ребенок должен быть любим;- ребенок должен быть уважаем;- ребенок должен знать и быть уверен, что справедливость существует;- ребенок учится прежде всего через действие и взаимодействие;- ребенок может осваивать мир в целостном его восприятии;- ребенок может быть успешен, когда ему хорошо и комфортно;- ребенок может быть успешен, когда его поддерживают и вдохновляют.Структура моделиВоспитательная модель включает 7 модулей: 1. «Истина».2. «Интеллект». 3. «Творчество».4. «Добро».5. «Здоровье».6. «Культура».7. «Патриотизм».Модуль «Истина» (социально-личностный) позволяет удовлетворить потребности саморазвития и самосовершенствования личности ребенка, формирует «Я-концепцию» как систему представления личности о себе.Модуль «Интеллект» помогает детям в осознанном самоопределении личности, формирует умения и навыки самовоспитания, самообразования и межличностного взаимодействия в самых различных жизненных обстоятельствах. В ходе реализации третьего модуля «Творчество» учащиеся включаются в творческую деятельность, получают навыки самостоятельной творческой работы, что способствует развитию нравственной, волевой, эстетической сферы личности и креативного мышления, выявлению индивидуальных способностей, является основной формой самовыражения личности ребенка любого возраста. Масштаб творчества может быть самым различным, но во всех случаях происходит создание или открытие чего-то нового. Для формирования гуманистического, демократического мышления необходима реализация воспитательного модуля «Добро». Духовно-нравственный модуль способствует формированию первичного нравственного отклика на события, факты и явления. Модуль «Здоровье» – это воспитание бережного и внимательного отношения к своему здоровью и здоровью одноклассников. Модуль «Культура» позволяет развиваться эмоциональной сфере воспитанников, влияет на воспитание духовных потребностей, обогащает зрительные и слуховые впечатления, развивает хороший художественный вкус. Модуль «Патриотизм» способствует постепенному и неуклонному формированию любви к своей Родине, чувства гордости за нее и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.Реализация «Я-концепции» в модульной воспитательной моделиПринимая участие в совместной деятельности, понимая свое и чужое поведение, ребенок переходит к осознанию своего «я». Именно в этот период формируется собственная положительная «Я-концепция», которая, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Личность есть только там, где есть свобода и творчество. Это важнейшие требования к условиям формирования «Я-концепции». Главный оценщик развития ребенка и формирования личности – он сам.Я разработала и использую технологию формирования положительной «Я-концепции» обучающихся. Данная технология реализуется посредством конструирования смыслообразующих уроков, занятий, классных часов открытия новых знаний, метапредметных уроков, нацеленных на целостное восприятие окружающего мира, осмысление собственной позиции, способствующих вхождению обучающегося в образ «я» в контексте обучения и воспитания как поля коллективных смыслов, в котором реализуется их направленная передача от учителя к ученику. а) Базовые положительные установки «Я-концепции» (по модулям).В зависимости от психологических особенностей детей каждого школьного возраста (1-4-й классы) формирование положительной «Я-концепции» имеет свое направление, и от класса к классу происходит «приращение» новых положительных установок. Составляющие «Я-концепции» (образа «я»):- когнитивная – представления о себе, об образе своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание);- оценочная – самооценка – сопоставление образа реального «я» с образом идеального «я», чувство собственной ценности;- поведенческая – поведение в соответствии со своими убеждениями.Семь базовых положительных установок «Я-концепции» по модулям:- модуль «Добро» – Я добрый;- модуль «Интеллект» – Я думающий;- модуль «Патриотизм» – Я справедливый;- модуль «Здоровье» – Я сильный;- модуль «Истина» – Я надежный;- модуль «Творчество» – Я талантливый;- модуль «Культура» – Я культурный. б) Приоритетные направления модульной воспитательной модели.Первый год Семь основных направлений «Я-концепции» (по модулям): «Я-концепция» – формирование положительной «Я-концепции»; «Первоклассник. Я школьник… Я школьник? Я школьник!»; «Моя дорога открытий»; «Моя дорога добра»; «Мир прекрасного»; «Я + ТЫ = МЫ»; «Я и моя семья» и др. «Первоклассник. Я школьник… Я школьник? Я школьник!»Для первоклассника игра продолжает оставаться одним из ведущих видов деятельности. Большие изменения происходят в младшем школьном возрасте в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности.В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса.Далеко не каждому учение, труд, спорт, художественная самодеятельность дают активные роли. Игры доступны всем без исключения. Игра – творческая деятельность и как, каждое настоящее творчество, не может осуществляться без интуиции. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающее к переходу на новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Поэтому приоритетным видом деятельности в ходе реализации воспитательного модуля «Семь цветов успеха» в 1-м классе является игровая деятельность, основанная на формировании собственных смыслов и ценностей.Игровая деятельность имеет ряд ценностей: Ребенок как центр деятельности. Ребенок должен быть в центре процесса игры. Службы, обеспечивающие его игру, обязаны организовывать, управлять и координировать свою работу так, чтобы предлагать гибкую систему, подходящую для каждого ребенка. Право выбора. Игра должна предоставлять право выбора каждому ребенку, в ней участвующему, обеспечивать возможность для принятия самостоятельных решений и развития его фантазии. Опосредованность. Иногда в игре принимают участие взрослые. Вместе с тем взрослые должны быть внимательны к нуждам ребенка и никогда не контролировать игру детей, только при риске возникновения физического или морального ущерба для участников игры и окружающих. Стимулирующая и развивающая игра. Каждый ребенок имеет право на игру, которая стимулирует его развитие и предоставляет ему определенную возможность для риска, вызова или преодоления, развивает его самоуважение и уверенность в себе. Увеличение жизненного опыта. Игра должна предоставлять ребенку возможности для исследования, познания и понимания окружающего мира, а следовательно, и возможность для физического, эмоционального и культурного опыта, увеличивающего его представления о мире. Уважение личности. Каждый ребенок – индивидуальность и имеет право на уважение. Каждый ребенок должен чувствовать себя уверенным в том, что его индивидуальные особенности приняты и оценены взрослыми, которые работают и играют вместе с ним. Взаимодействие. Игра по своей сути процесс, требующий общего участия детей. Игровые работники должны поощрять детей быть внимательными к нуждам остальных. Игра всегда должна побуждать детей к взаимодействию друг с другом, родителями, игровыми работниками. Забота и внимание. Внимательный и заботливый подход к каждому ребенку очень важен и должен демонстрироваться все время. Право на безопасную игру. Все дети имеют право на игру, которая свободна от опасности и которая гарантирует физическую и персональную сохранность. В игровой среде ребенок должен чувствовать себя физически и персонально в безопасности. Работа в рамках законов. Игра всегда должна происходить в согласии с законами, относящимися к детской безопасности, охране детских прав, здоровья и благополучия. Игра доступна для всех. Каждый ребенок имеет право на игру.Основной принцип игрового взаимодействия: «Услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял».Реализация воспитательной модели в 1-м классе осуществляется через систему взаимосвязанных проектов: «МОЯ дорога открытий», «МОЯ дорога добра», «МОЯ дорога творчества», «Зеленая дорога», «МОИ домашние хлопоты», «МОЯ дорога рекордов», «Мир прекрасного». Все проекты запускаются одновременно и реализуются в течение всего учебного года во внеурочное время. Ребенок имеет возможность свободного перехода из одного проекта в другой. К концу первого класса у детей формируются необходимые качества младшего школьника: способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия; развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности.Второй годСемь основных направлений «Я-концепции» (по модулям): «Я в мире и мир во мне». «Я второклассник». «Зеркало моего Я» – формирование положительной «Я-концепции». «Я-концепция второклассника». «Школа – мой второй дом». «Мои друзья – моя семья, которую выбирают». «Я исследователь».К концу второго класса формируются качества: творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса; понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость. Третий годСемь основных направлений «Я-концепции» (по модулям): «Я и окружающий меня мир». «Я житель Донского края». «Обычаи и традиции моих предков – донских казаков». «Мы в истории и современной жизни страны». «Я и экологические проблемы местного и мирового значения». «Сохраним и украсим наш Донской край». «Мы правнуки героев».Третий год обучения – стержневой в культурно-родовой идентификации личности школьника. Поэтому реализация регионального компонента придает особое звучание организации личностного познания родного края от непосредственного восприятия к ощущению осмысления, формирует представление о древней истории края как части общемировых процессов; воспитывает личность гражданина России, духовно связанного с малой родиной, знающего и уважающего ее историю, культуру, национальные традиции; развивает творческие способности учащихся, способствует воспитанию природо- и культуроохранного, экологического сознания. К концу третьего класса формируются качества: способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения; умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу. Четвертый годСемь основных направлений «Я-концепции» (по модулям): «Я и моя Родина». «Я и мое Отечество». Пробудить интерес к истории своей страны, судьбам людей России, воспитать гордость за свое Отечество. «Я и общество». «Мои права и обязанности». «Мой внутренний мир и мир моих друзей». «Мир внутри и вокруг меня». «Сохраним и украсим этот мир собой».Семь приоритетных установок положительной «Я-концепции» в 4-м классе:1. «Я гражданин России».2. «Я успешный ученик».3. «Я законопослушный человек».4. «Я самостоятельный человек».5. «Я счастливый человек».6. «Я здоровый человек».7. «Я ответственный человек».К концу четвертого класса формируются такие личностные качества, как: поиск нестандартных решений; потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях; понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения; терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми; ответственность и обязательность; признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость. Таким образом, к концу четвертого класса получаем портрет выпускника начальной школы, соответствующий стандартам второго поколения.в) Семь основных личностных компетенций выпускника начальной школы:- способность ставить перед собой цели разного уровня сложности и длительности достижения; – умение, желание, потребность и способность выстраивать планы личного успеха на разную временную перспективу; – развитие инновационных характеристик личности: ощущение нового, поиск нестандартных решений, потребность глубоко разбираться в разнообразных процессах и явлениях;- творческое восприятие окружающей действительности, потребность создавать новое, получение высокого удовлетворения от творческого процесса;- понимание ценности, знание и принятие норм и правил общения, терпимость, душевная доброта в отношениях с людьми, ответственность и обязательность, признание и уважение права всякой личности на самостоятельность и независимость; – способность адекватно реагировать на различные внешние воздействия, развитое чувство доброты, сострадания, любви, уважения, обязательности; – умение работать с любой информацией, адекватно использовать родной и иностранный языки. г) Социальные инициативы обучающихся в рамках нравственно-этического воспитания (модули «Добро», «Истина») – исследовательские и творческие проекты, посвященные истории и традициям, создание галереи литературных портретов, этических календарей; презентации этических традиций своей семьи; проведение психолого-этических тренингов, конкурсов; изучение этических норм различных религий; проведение диспутов по актуальным проблемам нравственно-этического содержания. В контексте решения задач гражданского и патриотического воспитания (модуль «Патриотизм») разрабатываются проекты социальной помощи ветеранам войны и труда, проекты краеведческого содержания, изучения истории страны, помощи в восстановлении памятников культуры; проведения акций, творческих дел, посвященных государственным праздникам; изучения и развития этнокультурных традиций; создания музеев историко-краеведческого содержания, проведения трудовых десантов по благоустройству своего населенного пункта, сотрудничества с различными общественными объединениями патриотической направленности. Примеры проектов: «Россия – моя Родина», «Мы внуки героев», «Города-герои», «Город Ростов – город воинской славы», «История моей семьи», «Я патриот своей страны», «Я гражданин России» и др. Социальные инициативы в контексте задач формирования ценностного отношения к образованию (модуль «Интеллект») состоят в создании книги интеллектуальных рекордов обучающихся, презентации образовательного маршрута своей семьи, проведении конкурсов знатоков и интеллектуальных марафонов различного содержания, моделировании галереи портретов выдающихся ученых, презентации своего города как города науки, проведении путешествий в страну знаний для младших и др. Примеры проектов: «Интеллектуальный марафон», «Образование – сокровище», игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Я интеллектуальный человек», «Я успешный человек» и др.Содержание социальных инициатив обучающихся в сфере воспитания культуры здоровья (модуль «Здоровье») – проекты, направленные на инициирование спортивных мероприятий, деятельность спортивных кружков и секций; изучение истории Олимпийских игр; открытие школьной книги спортивных рекордов; создание спортивных биографий своей семьи, своего города, страны; спортивные кругосветки познавательного и творческого содержания; проведение конкурсов болельщиков, создание коллекций на спортивную тему; открытие школы выживания; проведение презентаций спортивных кумиров; конкурсов песен о спорте, фоторепортажей, рекламы различных видов спорта и др. Примеры проектов: «Олимпийцы», «Спортивные истории», «Герои спорта», «Олимпиада в Сочи-2014», «Я здоровый человек» и др.В контексте решения задач эстетического воспитания (модули «Творчество», «Культура») проводятся творческие конкурсы, разрабатываются проекты в сфере литературного краеведения, создаются художественные салоны, студии, персональные и коллективные художественные выставки, проводятся музыкальные фестивали, а также реализуются проекты, направленные на эстетизацию повседневной школьной жизни. Примеры проектов: «Моцарт как наш современник», «Светлая музыка осени», «Мой любимый город Ростов», «Я культурный человек», «Ломоносовы среди нас», творческие конкурсы «Вышивка», «Флористика» и др.Метод проектов рассматриваю как одно из доминирующих направлений. Использование этого метода развивает самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую). Конкретный результат использования метода проектов – большая электронная база ЦОР, созданная учащимися класса, которой пользуются преподаватели, воспитатели и учащиеся других классов гимназии. Данная база позволяет повысить эффективность учебно-воспитательного процесса, объединить учащихся для поиска решения проблем, увидеть конкретные плоды своего труда. Метод проектов доминирует во всех модулях воспитательной системы «Семь цветов успеха». Системообразующая коллективная деятельность в рамках воспитательного модуля «Семь цветов успеха» реализуется через события. Событийный подход в воспитании, понимаемый как совокупность способов совместного бытия педагогов и учащихся, вызывающих сопереживание случившемуся факту через приобщение к происходящему, является фактором, средством и условием развития личности гимназиста.
Комментарии