Строительство пристройки и ремонт спортзала – вот главные стратегические задачи, считает директор Калевальской школы Светлана Беляева. Отвечая на вопрос о пришкольном интернате, директор говорит: «Училась в интернате, после того как окончила девять классов в Кепе. Ничего хорошего о двух старших классах, вернее проживании в интернате, сказать не могу. Дети должны жить и учиться дома. Это единственная возможность сохранить семьи и поселения»…
Согласна с этими слова и директор основной школы в Кепе Марина Вдовина. О том, как живет сельская школа, «Учительская газета» рассказывала в №51 от 20 декабря 2016 года (материал «Печка + Интернет»). «Количество детей снижается, – констатирует директор школы. – В этом году приехала семья из Петербурга. Ребенок учится в начальной школе. В школе работает дошкольная группа, но родители, многие из которых не работают, пользуются любой возможностью, чтобы не приводить детей в садик – сэкономить».
В этом году в школе начались проблемы с водопроводом. Теперь воду здесь приносят в ведрах и бочках, чтобы обеспечить чистоту туалетов. Несмотря на трудности, Марина Вдовина продолжает искать учителей для школы, участвует в выездных семинарах. Так, учителя поселка Пушной в Беломорском районе поделились с коллегами из Кепы методикой организации неклассно-урочной организации обучения (читайте о методике в «Учительской газете» №7 от 12 февраля 2019 года, «Расписание в форме ленты»).
В феврале 2019 года, после проведения седьмого республиканского Дня сельской школы в Петрозаводске, куда приехали представители каждого района республики, появился свод предложений о том, как жить в эпоху перемен. Над составлением документа трудились педагоги-практики, которые о жизни негородской школы знают не понаслышке. Так, Ассоциация сельских школ предлагает не детей «сажать на подвоз», а реализовать в районах программу «Мобильный учитель». Пересмотреть планы по закупке неудобных школьных автобусов «ПАЗ», пересчитать зарплаты сельских учителей без сумм на коммунальные платежи и финансово обеспечить достижение установленного показателя без фальсификаций и его искусственного подтягивания за счет коммунальных льгот. Но самое главное – Ассоциация сельских школ предлагает объявить мораторий на мероприятия по реорганизации сети образовательных организаций в Карелии, предложенные Министерством образования РК, на год.
За это время эксперты рекомендуют провести комплексный анализ ситуации на уровне региона, муниципальных образований, сельских поселений, конкретной школы. Предложение поддержал и Профсоюз работников образования Карелии. Председатель профсоюза Евгения Макарова согласилась с тем, что ожидаемые экономические и педагогические эффекты от такой скоропалительной оптимизации будут сомнительны. Ассоциация сельских школ Карелии и Профсоюз работников образования Карелии выступили с предложением организовать обучение управленческих кадров образования регионального, муниципального, локального уровней по вопросам организации и управления реорганизационными процессами, привлечения и включения в эти процессы заинтересованных представителей общественности.
…а обсуждения нет!
Предложения участников круглого стола направили в адрес правительства Карелии и Законодательного собрания РК. Предполагалось, что итоговый документ учтут при подготовке правительственного часа в парламенте, посвященного проблемам сельских школ. Но обсуждение, запланированное на 27 марта 2019 года, вновь перенесли. Это произошло «из-за невозможности присутствия основного докладчика». Возможно, перенос обсуждения связан с
отставкой министра образования Карелии Александра Морозова, который еще в 2016 году назвал сельские школы «живопырками».
Статфакт
- Школьный транспорт в Карелии перевозит более трех тысяч детей, что составляет пять процентов общего количества карельских школьников.
- По карельским дорогам каждый день курсируют 109 школьных автобусов, а в 92 школах республики действуют школьные автобусные маршруты.
- С 2015 по 2017 год в регионе заменено 37 школьных автобусов, в том числе три за счет средств бюджета муниципальных районов.
- В Карелию в этом году поступят 14,5 миллиона рублей по цифровому нацпроекту. Начинается отбор семи пилотных школ, которые получат по два с лишним миллиона. Информации о том, что средства получит хотя бы одна сельская школа, нет.
- Число детей, обучающихся в сельских школах, сокращается ежегодно на 250 человек.
Прямая речь
Наталья АНТОНОВА, координатор языкового гнезда N`apukat в Общественной организации «Дом карельского языка», Ведлозеро, Карелия:
– Я за сохранение школ, школ-садов! Не только как образовательных организаций, но и как инфраструктурных объектов маленьких сел и деревень. В Карелии не так много осталось таких объектов. То, что сейчас происходит, – это не оптимизация, это ликвидация и мракобесие. В небольшой деревне нужно хотя бы одно помещение, связанное с образованием, культурой и госуслугами в этой области. Это ведь не так много в контексте российских ресурсов! Наши деревни достойны теплого здания, которое можно «начинить» кружками, профориентационным образованием, организованным досугом, социальными и языковыми проектами. Чтобы каждый, кто живет в деревне, чувствовал себя гражданином России. Сельская местность – это не Россия?
Елена МИХАЛЕВА, в прошлом учитель Валаамской (оптимизированной) школы, педагог дополнительного образования, Карелия:
– Проработала совместителем в сельской школе 13 лет. С проблемами знакома и изнутри, и со стороны. Минусы сельской школы общеизвестны: не хватает кадров, слабое качество их подготовки, слабая материальная база и как следствие якобы слабая подготовка учеников. Про подготовку тоже могу поспорить. Про материальную базу: в школу не вкладывались десятилетиями, а теперь ей же и предъявляют претензии? Выпускники нашей сельской школы, настроенные на получение образования, учатся в школах не только в райцентре, но и в Москве, Петербурге, Петрозаводске. Есть медалисты, поступают на бюджетные отделения, есть бакалавры и магистры с красными дипломами. С благодарностью вспоминают учителей и нашу маленькую дружную школу. Убеждена: сельская школа не так плоха, как пытаются представить. Чиновникам проще контролировать одну стандартную школу, чем несколько нестандартных.
Андрей ЮСУПОВ, выпускник Ряймяльской школы в Карелии, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики Санкт-Петербурга:
– Жители деревни Ряймяля категорически против закрытия и реорганизации школы! Ряймяльская школа – это не просто место, где учатся дети, это место социального притяжения, и если закрыть школу, то вы закрываете деревню! Там и так все очень плохо. Все, что там ни делается, – это страшно смотреть. Поставили много лет назад газовую котельную, а газ так и не подвели. Каждый раз хоть не приезжай! Но если школа закроется, деревня окончательно вымрет. Конечно же, мы хотим, чтобы в Салми (соседний с Ряймяля поселок в Питкярантском районе Карелии. – Ред.) построили новую школу, потому что, если в Салми не построят новую школу, Салми вымрет, так же как Ряймяля. Слово «вымрет» не просто так говорю. Заглянул в демографический справочник: за 12 лет сельское население Карелии сократилось на 30%! Это демографический коллапс! Закрывать школы в таких условиях – это как у тяжелобольного человека удалять здоровый орган.
Карелия
Фото автора и из архивов образовательных организаций
Комментарии