Без сомнения, Германия – одна из самых развитых стран Европы, во многом она является символом благополучия и процветания. Тем не менее в сфере образования этой страны существуют трудноразрешимые проблемы, над которыми работает отраслевой профессиональный союз. Об этом шла речь в нашей беседе с международным секретарем Профсоюза работников образования и науки Германии Манфредом БРИНКСМАНОМ, состоявшейся во время недавнего визита немецкой делегации в Москву.
– Манфред, каких работников объединяет ваш профсоюз?
– В нашем профсоюзе 16 региональных организаций, которые работают в каждой федеральной земле Германии. Как и общероссийский профсоюз, он объединяет работников образования на всех уровнях. В него входят воспитатели, учителя школ, преподаватели колледжей и высшей школы. Мы самый крупный профсоюз образования в стране, наша организация насчитывает 250 тысяч человек. В Германии есть другой профсоюз преподавателей, в нем 140 тысяч работников, но в него входят только государственные служащие.
– Какова цель визита вашей делегации в Россию?
– Учительские профсоюзы Москвы и Северного Рейна-Вестфалии сотрудничают уже десять лет. И наши московские коллеги проявили интерес в налаживании связей с Берлинской профсоюзной организацией. Вполне логично, если эти две столичные организации смогут общаться плотнее. Наш Центральный Комитет тоже заинтересован в более тесных отношениях с российским профсоюзом. Поэтому в нашу делегацию входят представители земли Северного Рейна-Вестфалии, Берлина и Центрального Комитета. Мы бы хотели в таком трехстороннем составе продолжать сотрудничество с Общероссийским профсоюзом образования.
– Сейчас в России время реформ системы образования. А какова ситуация в Германии?
– Образование – это сфера управления земельных властей. Национальное правительство Германии решает только общие задачи. В нашей стране существует так называемая селекционная школьная система. Уже в десятилетнем возрасте дети «сортируются» – распределяются в различные типы средних школ. Лучшие из них – это гимназии.
Получается деление детей на избранных, которые поступят в университет, и на тех, кто уже с детства ориентирован на рабочую профессию. Теоретически эти дети тоже могут получить высшее образование, но практически сделать это очень трудно. Лишь один из десяти учащихся попадает в гимназию и идет по тропе, которая приводит в классический университет. Мы критикуем этот подход. Требование нашего профсоюза – одна школа для всех. В некоторых землях, где у власти более прогрессивно мыслящее правительство, положение уже меняется. Если раньше там селекция проводилась после четвертого класса начальной школы, то теперь она проводится после шестого класса.
– При отборе учитывается степень обеспеченности семьи или оцениваются способности школьников?
– Основной фактор – способности ребенка. Но обращается внимание и на семью, сможет ли она оказывать действенную помощь этому ребенку в развитии. И в реальности ситуация складывается так, что дети из рабочих семей, как правило, в гимназии не попадают. Туда идут дети представителей среднего класса. Мы считаем, что это социальная селекция. Многие международные организации критикуют школьную систему Германии.
– Какие еще вопросы решает ваш профсоюз сегодня?
– Прежде всего мы отстаиваем сохранение стандарта заработной платы в образовании. И поддерживаем лозунг Интернационала образования, что сейчас то время, когда нужно инвестировать в учителя. Пока никаких сокращений финансирования образования в Германии не было. Предыдущее правительство приняло решение о приоритетном финансировании отрасли, один миллиард евро был дополнительно выделен в 2009 году на развитие школ и университетов. Новое правительство заявило о том, что образование станет единственной сферой, где не будет произведено никаких сокращений в бюджете. Наш профсоюз проследит за тем, как будут выполняться эти обещания.
– А как обстоит дело с сокращением работников образовательных учреждений?
– Такого не было. В большинстве земель учителя – это государственные служащие, и сокращать их местные власти не имеют права. Но, как и в России, у нас есть демографическая проблема. Детей рождается все меньше и меньше. В среднем на каждую женщину приходится 1,6 ребенка, а для нормального воспроизведения нужно, чтобы эта цифра была в два раза больше. Все больше детей мигрантов становятся учениками немецких школ, особенно это касается крупных городов Германии. Там много школ, где численность детей мигрантов превышает число немецких детей.
– В России высшее образование находится в федеральном подчинении, в Германии такая же ситуация?
– В Германии высшие учебные заведения, как и школы, находятся в подчинении у земель.
– Какая категория педагогов в вашей стране сейчас наименее социально защищена?
– Учителя начальной школы – они получают меньше, чем учителя средней школы. Но самые маленькие зарплаты у воспитателей детских садов. Их социальное положение наименее устойчиво. У воспитателей заработная плата в среднем 2500 евро, а у учителей – около 3600 евро, это существенная разница.
– Каковы самые эффективные методы воздействия профсоюза на власть?
– Коллективный договор. Проводится специальная кампания подписания коллективного договора, и если мы не приходим ни к какому соглашению, то мобилизуем членов профсоюза и выходим на забастовку. Так мы делали и в 2009 году. Но поднять людей на забастовку не всегда возможно, потому что государственные служащие, как вы знаете, не имеют права принимать в ней участие. Поэтому активность протестных действий зависит и от той земли, в которой они проводятся. Некоторые земли Германии, особенно восточные, упразднили статус государственного служащего. Поэтому там работников легче организовать на проведение забастовки.
Комментарии