Сегодня отмечают Международный день дружбы. Семейный психолог и автор книг Ирина Чеснова рассказала, как научить детей строить и поддерживать дружеские отношения.
Дружеские отношения, как пишет Deti.mail.ru, вселяют в человека уверенность и чувство безопасности. Умение дружить не всем дается с рождения. Ему, как правило, приходится учиться. Как известно, лучший метод обучения – это собственный пример. Если вы хорошо общаетесь со своими друзьями при детях, то и они научатся ориентироваться во взаимных отношениях с окружающими.
Маленькие дети в возрасте от 1 года до 3 лет обычно играют рядом, но не вместе. Их больше интересуют игрушки, чем партнеры по игре. От них ребенок ждет либо совместного участия в веселье, либо внимания к себе. Поэтому родителям важно научить малыша увидеть в товарище уникального человека – такого же, как сам ребенок. Чтобы достичь этого, стоит обращать внимание на личностные качества другого. Например, можно сказать, что, если приятель пожалел малыша, когда тот расплакался – значит, он очень внимательный. Хорошо подчеркивать схожесть ребенка с другими: проговаривать, что малыш прыгает, и другой прыгает, один танцует, и другой тоже.
Дружба рождается в совместных играх и увлекательных занятиях. Именно в эти моменты появляется интерес к другому ребенку как к личности, близкой по духу. Дошкольникам в свободной игре приходится что-то придумывать и предлагать, находить компромиссы. Школьники становятся друзьями, когда вместе гуляют или ходят в походы, обсуждают книги или фильмы, игры, музыку, вместе делают уроки.
По мере взросления ребенку все важнее эмоциональная близость со сверстниками, ощущение того, что он «в своей стае», где можно рассчитывать на поддержку. Если родителям малыша нужно создавать для него среду общения, то школьнику такую среду надо предлагать. Это могут быть совместные мероприятия с другими родителями и детьми, кружки и секции, в которые ребенок записаться не против.
Поскольку дружба начинается с приветствия и знакомства, то учить знакомиться ребенка необходимо с раннего возраста. Ему надо уметь называть свое имя, улыбаться, задавать вопросы при знакомстве (интересоваться любимыми играми, игрушками и занятиями например).
Поддержка взрослых нужна всем дошколятам, не только тем, кто от природы стеснителен. Важно не навязывать общение словами «Иди, познакомься с мальчиком, он тебя не съест». Лучше учить знакомству на примере игрушек в игровой ситуации. Взрослый сможет исполнить роль того, кто спокойно воспримет отказ знакомиться.
Ребенок должен знать, что друг – это необязательно тот, с кем сводят обстоятельства. Друзей мы выбираем сами. Поэтому нужно разговаривать с детьми о том, какие качества они хотели бы видеть в своих друзьях. Полезно смотреть мультфильмы и читать книги о дружбе.
В ситуации, когда ребенок хочет с кем-то дружить, а его отвергают, нельзя говорить, что он найдет себе еще кучу друзей. Стоит побыть с ребенком вместе в его чувствах, сказать, что это не очень приятно, но не следует делать неверные выводы. Отказ вовсе не означает, что кто-то из детей плохой, просто они не совпали, так бывает. И если ребенок захочет «задобрить» потенциальных друзей сладостями или игрушками, надо отговорить его так поступать, объяснив, что такая дружба не будет крепкой и настоящей. Она развалится, как соломенный домик Ниф-Нифа. Предложите придумать для всех увлекательную игру и обратить внимание на других сверстников – вдруг кто-то хочет общаться, а ребенок этого не замечает.
Чтобы ребенок не сомневался в себе и не ждал инициативы от других, надо предложить ему перестать думать, что с ним никто не хочет дружить. Вместо этого сформулируйте для него позитивные мысли: « Я могу стать хорошим другом, умею хранить секреты и придумывать что-то интересное. Я обязательно с кем-нибудь подружусь».
Делитесь с ребенком собственным опытом. Расскажите, как в детстве складывались ваши отношения со сверстниками. И что показала дальнейшая жизнь?
Ребенок должен понимать, что самое важное в дружбе – умение слушать, радоваться успехам и поддерживать в трудных ситуациях. Друзья во многом похожи, но во многом и различны: у каждого свои чувства и потребности. Так что крепкая дружба возможна только, когда люди признают и принимают различия и не требуют друг от друга одинакового взгляда на вещи.
Кроме того, ребенка стоит научить тому, что нельзя требовать, чтобы друзья дружили только с ним и во всем уступали ему. В дружбе каждому важно быть самим собой.
Школьники часто ссорятся, и «я с тобой не дружу» можно услышать нередко. Вмешательство родителей в таких ситуациях не обязательно, но это зависит от ситуации. Точно стоит вмешаться, если ребенку угрожает опасность. В остальных случаях нужно помочь ребенку выйти из конфликта достойно – проговорить его чувства, вместе подумать, как лучше поступить.
Стоит научить детей выражать свое мнение, несогласие, когда им не нравится ситуация. Они должны уметь произносить «мне неприятно, пожалуйста, не делай так больше», чувствовать боль другого, сожалеть о случившемся, признавать ущерб, находить слова для примирения.
Важно уметь проживать чувства и поддерживать себя, если дружба уходит – помнить хорошее и быть уверенным, что будет новая дружба.
Комментарии