search
main
0

Секреты арабских инноваций на ПМЭФ-2021

Президент Катарского университета о развитии экономики через трансформацию образования и науки

Университет Катара – уникальное учебное заведение. Это не только один из первых мощных вузов Аравийского полуострова, но и университет, занимающий позицию лучшего в стране в национальном академическом рейтинге. В рейтинге университетов мира QS (QS World University Rankings) он занимает 245‑е место, расположившись между Лестерским университетом в Британии и Университетом Куинс в канадском Кингстоне. На прошедшем в начале июня Петербургском международном экономическом форуме Катар стал страной-гостем, а в город на Неве прибыла внушительная делегация этого ближневосточного государства. О подписанных на ПМЭФ соглашениях, образовательной системе Катара и условиях обучения и работы в стране для россиян эксклюзивное интервью «Учительской газеты» с президентом Катарского университета Хассаном Рашидом АЛЬ-ДЕРХАМОМ.

– Одним из приоритетных направлений двустороннего российско-катарского сотрудничества являются так называемые креативные индустрии. Какие условия предполагается создать для молодых российских и катарских талантов?

– Здесь хочется сослаться на необходимость создания всесторонних условий экосистемы творческих индустрий в обеих странах для взращивания, развития и раскрытия талантов творческих индустрий. Такая экосистема будет работать над элементами культуры, системами образования (например, разработка необходимых компонентов учебной программы, курсов или степеней для подготовки специалистов нового поколения из творческих отраслей), предпринимательскими системами (создание инкубаторов, ориентированных на творческие отрасли, венчурные фонды, МСП и т. д.), а также системы поддержки (например, цифровые системы, регулирующие органы, политики, каналы экспорта и т. д.).

В Катаре есть несколько высококлассных организаций, связанных с творческими индустриями, таких как Институт кино в Дохе, Управление музеями, Институт СМИ в Альджазире, Медиа Сити Катар и другие. Помимо этого в государстве существует национальный крупномасштабный институт высшего образования – Катарский университет. Образовательные программы вуза предусматривают активное развитие навыков творчества и предпринимательства, базируются на инновациях в сфере цифровых технологий. У нас есть несколько курсов, специальностей и степеней из творческих отраслей, таких как коммуникации, мультимедиа и недавно утвержденная программа изобразительного искусства.

Катарский университет может выступать катализатором развития талантов и взаимодействовать с игроками национальной экосистемы креативных индустрий. У нас обучаются 25 тысяч студентов и работают 3 тысячи преподавателей и научных сотрудников, мы обладаем самым крупным кадровым резервом для любой организации внутри страны и тесно связаны с национальной экосистемой.

Вероятно, в ближайшем будущем катарской стороне нужно будет найти в России организацию-партнера со схожими задачами в сфере творческих индустрий. Вместе мы сможем разработать и протестировать идеи, проекты и инициативы с опорой на общие сильные стороны и талантливых граждан обеих стран.

– Как, с вашей точки зрения, выглядит переход от двусторонних встреч официальных представителей к повседневной работе экономических российско-катарских субъектов в сфере образования? Назовите, пожалуйста, какие-то конкретные меры.

– Я считаю, что после различных официальных и стратегических встреч, которые у нас были, и меморандумов о взаимопонимании, которые мы подписали, нам необходимо совместно с нашим российским партнером разработать рамки стратегического сотрудничества и операционные модели для развития такого сотрудничества, чтобы воплотить наши общие стратегические/официальные интересы в повседневные рабочие действия, проекты и инициативы, постепенно укрупняя масштаб.

Университеты в целом являются мозговыми центрами для передачи знаний и двигателем прогресса. С точки зрения роли экономического развития можно использовать эту силу, реализуя совместные инициативы в области научно-исследовательских работ и наукоемкого экономического развития с нашими российскими университетами-партнерами, а также институтами и фондами поддержки экономического развития (например, техническими инкубаторами и акселераторами старт­апов).

– Расскажите, пожалуйста, о системе образования Катара. Бесплатная ли она?

– В государственных школах, рассчитанных на 12 классов, обучение бесплатное, однако у нас есть разнообразная система международных частных школ с различной оплатой.

Высшие учебные заведения в Катаре, как правило, платные, в Катарском университете сборы с граждан не взимаются, а сборы со студентов, не являющихся гражданами страны, предусматривают значительные субсидии по сравнению с фактическими затратами на одного студента или сборами в международных кампусах в городе образования. Также доступно несколько стипендиальных программ.

Система катарского образования занимает четвертое место в мире и первое – в арабском мире по качеству образования именно за счет его диверсификации. Это подтверждается глобальным индексом качества образования, выработанным на Всемирном экономическом форуме в Давосе в 2021 году.

– Насколько я помню, в феврале 2020 года вступило в силу соглашение об отмене виз между Катаром и Россией. Как эта мера уже повлияла на образовательный обмен между государствами? Как это может повлиять на них в ближайшем будущем? Какие корректировки внесла пандемия COVID-19, не могли бы вы уточнить, пожалуйста?

– Это соглашение значительно укрепит и расширит образовательные обмены в результате свободы передвижения, однако, к сожалению, пандемия COVID-19 разразилась всего через несколько недель после подписания договора. Ограничения на поездки были наложены в других частях мира, включая Катар и Россию, так что окончательные итоги можно будет подводить по завершении пандемии.

– Что в первую очередь нужно знать российскому школьнику или студенту, если он решил продолжить учебу в Катаре? Что же касается школьного педагога или профессора вуза, то к чему он должен готовиться при приеме на работу? Сложно ли российскому студенту поступить в Катарский университет, какие экзамены ему нужно сдать?

– Наша образовательная система – международная. У нас есть студенты и преподаватели всех национальностей, и мы были бы очень рады большему количеству студентов, профессоров и исследователей из России. Я считаю, что для университета высокий уровень владения английским языком является обязательным, будь то студент или профессор. Существуют и особые требования к поступающим на программы бакалавриата и магистратуры в Катарском университете, которые должен выполнить каждый студент, чтобы быть принятым, они есть на официальном сайте вуза.

Вакансии для профессоров также регулярно публикуются на веб-сайте университета, мы приглашаем любого квалифицированного российского профессора подать заявку. Обычно комитет по поиску экспертов из научных отделов колледжей рассматривает заявку, проводит краткий опрос, собеседование и в процессе этого отбирает кандидатов.

– Могли бы вы проинформировать нас о долгосрочных планах развития системы образования с точки зрения Катарского университета (например, цель России – вой­ти в Топ-10 лучших систем образования мира в глобальном рейтинге университетов)? Какие нововведения предполагает межвузовское соглашение о намерениях?

– Катарский университет считает, что он играет решающую роль в направлении страны к новому многообещающему будущему, и поэтому его планы тесно связаны с Национальной стратегией развития Катара («Национальное видение») до 2030 года. КУ стремится стать передовым университетом не только на местном или региональном, но и на глобальном уровне, конкурируя с ведущими зарубежными университетами и предлагая образование мирового уровня. Мы стремимся быть активной силой и в области научных исследований, выступать в качестве современной преобразующей модели образования. В своей работе КУ ориентируется на инновационный подход для устранения пробелов в знаниях студентов и целостного развития отрасли в соответствии с мировыми элитарными стандартами.

Одна из целей «Национального видения» – превратить большее число граждан в высококвалифицированную рабочую силу. Вуз постоянно пересматривает и дополняет свои программы, отвечая на потребности развития страны. Университет имеет наибольшее количество выпускников в Катаре, что делает его ключевым источником человеческого капитала для большинства секторов экономики.

Сотрудники вуза разработали для ПМЭФ-2021 комплексную стратегию трансформации, состоящую из семи подстратегий, чтобы реализовать свое новое видение – стать «катализатором устойчивого социально-экономического развития Катара». Это достигается посредством трансформации исследований, трансформации модели образования, цифровой трансформации и установления новой институциональной миссии и функций в области предпринимательского и экономического развития. Университет не только предоставляет образование и исследования в качестве основной миссии, но и расширяет количество видов деятельности, направлений, предприятий и результатов экономического развития в качестве еще одной основной миссии. Эта тенденция набирает популярность в системе высшего образования США и других передовых технологических держав мира.

– С какими российскими вузами и НИИ сотрудничает КУ? В каких направлениях планируется углуб­лять и расширять это сотрудничество?

– Университет Катара подписал три меморандума о взаимопонимании с тремя отдельными университетами во время ПМЭФ-2021. Это сотрудничество откроет возможности для студентов и преподавателей КУ, стимулирует исследования, инновации и укрепляет связи с Россией.

Первое соглашение с Московским государственным университетом имени М.В.Ломоносова (МГУ) направлено на установление академического и исследовательского сотрудничества между двумя учреждениями, интернационализацию образования, включая развитие академической мобильности, расширение культурных связей, взаимную образовательную и исследовательскую деятельность.

Второй меморандум о взаимопонимании подписан с Санкт-Петербургским государственным университетом (СПбГУ). Прежде всего он сфокусирован на углублении научного и академического сотрудничества в областях, представляющих взаимный интерес для колледжей бизнеса и экономики в обоих учреждениях.

Наконец, третье аналогичное соглашение было заключено с Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).

– В каких условиях живут российские студенты в Катарском университете? Какие предметы изучают и в каких учреждениях? Не могли бы вы описать типичный день обычного иностранного студента? Как эти студенты защищают свои выпускные квалификационные диссертации? Расскажите, пожалуйста, о процедуре.

– Образование для иностранных студентов платное и составляет около 72100 катарских риалов, или 19800 долларов США, за семестр.

Учащиеся могут подавать заявки на университетские стипендии и программы аспирантуры. Обычно студент бакалавриата посещает лекции, лабораторные работы и занятия в студенческих клубах. Аспиранты проводят больше времени за исследовательской или лабораторной работой. Будущий выпускник вначале проходит предзащиту, а затем защищается в присутствии внешних и внутренних экзаменаторов.

Катарский университет предлагает комнаты в своих новых студенческих корпусах. Кроме того, студенты, посещающие КУ, могут принять участие в культурных мероприятиях и пообщаться со сверстниками из страны и региона. Учащимся также предоставляют возможность совершить поездку к достопримечательностям страны.

– Какие возможности трудоустройства предоставляет Катарский университет для российских студентов после окончания учебы?

– Уровень безработицы в Катаре очень низкий. Талантливые выпускники со всех уголков мира обычно подают заявки на замещение вакантных должностей. Российских студентов, как и всех иностранцев, обучающихся в Катаре, приглашают остаться и трудоустроиться здесь. Возможность для трудоустройства предоставляется через профессиональные сети.

Алена ЮРЧЕНКО, Санкт-Петербург

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте